1.5. Техническое обслуживание автомобиля

В процессе эксплуатации автомобиля неизбежно происходят такие процессы, как ослабление крепления узлов и агрегатов, износ поверхностей трения, нарушение регулировочных параметров, старение резинотехнических изделий и лакокрасочных покрытий. Для предупреждения неисправностей и повышения надежности автомобиля предусмотрено планово-предупредительное техническое обслуживание, которое включает в себя проверочные, регулировочные, смазочные работы, а также замену отдельных деталей через определенный пробег.
Этот подраздел предназначен для того, чтобы помочь автолюбителю поддерживать автомобиль в исправном состоянии, уменьшить эксплуатационный расход топлива и масла, продлить срок службы автомобиля. Здесь приводится общий план планово-предупредительного технического обслуживания автомобиля и подробно описываются операции технического обслуживания. Проведение технического обслуживания в соответствии с планом обеспечит долгую и надежную службу автомобиля. 
Здесь приведен полный план технического обслуживания, поэтому рекомендуется проводить все операции с указанной периодичностью. При обслуживании автомобиля вы заметите, что выполнение некоторых операций можно совмещать с проведением других – это следует из сути самих операций технического обслуживания. Например, если вы подняли автомобиль для проведения какой-либо операции, то элементы системы выпуска отработавших газов можно проверить одновременно с проверкой элементов подвески или рулевого управления. Перед началом работы надо подготовиться к проведению технического обслуживания. Ознакомьтесь с описанием операции, которую вы собираетесь выполнить, купите необходимые для этого инструменты и запасные части. Если вы столкнулись с проблемой, которую не в состоянии решить самостоятельно, обратитесь к специалистам.
Регулярное проведение всех необходимых операций технического обслуживания обеспечит долгую и надежную работу двигателя. Если качество работы двигателя ухудшилось, необходимо провести описанные ниже операции.

Первичные проверки:
— очистите, осмотрите и проверьте аккумуляторную батарею;
— проверьте уровень масла и охлаждающей жидкости;
— проверьте состояние и натяжение ремней;
— замените свечи зажигания;
— осмотрите крышку распределителя зажигания, бегунок и высоковольтные провода;
— проверьте состояние воздушного фильтра и замените его, если необходимо;
— проверьте топливный фильтр;
— проверьте состояние всех шлангов и осмотрите их на наличие утечки.

Если указанные выше операции оказались неэффективными, выполните дополнительные проверки:
— проверьте систему подзарядки аккумуляторной батареи;
— проверьте систему зажигания;
— проверьте систему питания;
— замените высоковольтные провода.

Посещение станции  технического обслуживания (автосервиса)
Говорят, что за рубежом аварийную машину бросают на дороге, а получают полностью исправленную у порога собственного дома. С автомобилем возится страховая компания, она же оплачивает работы, владелец часто даже не знает, в каком автосервисе и кто занимался ее восстановлением.
Когда-нибудь так будет и у нас, но в большинстве случаев (особенно если ремонт доверяют не фирменной станции) наш владелец, обращаясь в автомастерскую, вынужден вступать в длительные и порой сложные отношения с ее мастерами и механиками. В отношения, от которых, как мы знаем, часто зависит качество ремонта и его цена. Не секрет, что один и тот же мастер выполняет одинаковую работу с совершенно разным качеством. И дело тут не в злой воле или настроении исполнителя, а в том, что в наших далеко не комфортабельных условиях ремонт машин превращается в работу чаще творческую, результат которой, кроме всего прочего, сильно зависит от желания того, кто будет ее исполнять, и того впечатления, которое произведет на него заказчик. Существует даже негласное правило: каков клиент – такова и работа. И хотя клиент всегда прав, его правота оказывает разное влияние на итог. Какими же мы бываем? И как правильно себя вести, чтобы не оказаться внакладе во всех смыслах?
Взгляд со стороны автосервиса.
Работники мастерских характеризуют наиболее типичных клиентов и выражают к ним свое отношение по-разному. Обобщенно картина выглядит так.
Клиент-«пижон». Приезжает на машине, обвешанной различными «примочками» и «прибамбасами»: дополнительными фарами, стоп-сигналами, спойлерами, активными антеннами и т.д. Создается впечатление, что главные узлы его автомобиля не мотор и коробка передач, а магнитофон с колонками. Мастера таких клиентов не любят. Как правило, они не способны оценить весь труд, затраченный на ремонт предмета их вожделения, но готовы придраться к пустяковой царапине, которой раньше якобы не было.
Полная противоположность пижонов – «работяги». Это люди, для которых автомобиль не просто средство передвижения, а средство существования. Эти в основном обращаются к услугам сервиса для выполнения тех работ, которые не могут сделать сами из-за отсутствия специального инструмента или возможностей. Они не обращают внимания на мелкие дефекты, но вполне способны устроить настоящий скандал, если выяснится, что, скажем, для герметизации крышки головки блока применили белый герметик, а не красный высокотемпературный.
«Рационализаторы». Их машины снабжены дополнительными фильтрами, электронными корректорами, омагничивателями бензина, электрическими системами защиты кузова от коррозии, «навороченными» свечами. Обратившись к услугам сервиса с застучавшим двигателем, требующим капитального ремонта, такие клиенты искренне удивляются тому, что, оказывается, несмотря на все аспект-модификаторы, которые они исправно заливали в мотор, масло менять все-таки было нужно. Мастера таких не уважают.
Очень трудоемок ремонт машин «наездников», привыкших на них только ездить. Относясь к визиту в автосервис, как к посещению зубного врача (идти, когда совсем прижмет), они запускают мелкие болезни до такой степени, что автомобиль проще выбросить, чем весь его лечить. На таких машинах и гайки легче не отворачивать, а сразу отрезать «болгаркой». Эти с интересом узнают, что порванный пыльник ШРУСа через месяц приводит к замене всего узла. Ранней весной в мастерских появляются беспечные «подснежники», разновидность все тех же «наездников». В их глазах немой вопрос: «Почему еще прошлой осенью машина резво бегала, а теперь скрипит, как несмазанная телега, скорости не переключаются, а двигатель плохо заводится?». Они не могут понять, что если не провести консервацию автомобиля, то многие детали его подвески, двигателя, да и сам кузов от длительной стоянки под снегом портятся больше, чем от ежедневных поездок.
Особая категория – водители-женщины. На их машинах, как правило, регулярно выполняются все регламентные работы, двигатель чистый, машины ухожены. Женщинам трудно оценить реальную опасность какого-нибудь скрипа или стука, и они обращаются в мастерские по любому поводу. Порой по пустякам типа замены сгоревшего предохранителя. Их машины не доставляют механикам больших хлопот, но мастера поглядывают на них свысока.
Вообще, как нетрудно догадаться, работники автосервиса относятся практически ко всем клиентам (в душе уж точно!) высокомерно и пренебрежительно-снисходительно. И не только у нас. Объясняется это, видимо, психологией восприятия: «Они катаются, а мы им саночки вози». Существует даже поговорка: «Водитель – только прокладка между рулем и сиденьем, которую следует менять в первую очередь». Богатые и не очень, «чайники» и «всезнайки», вспыльчивые, как порох, и спокойные, как танки, – все мы за пределами любви и глубокого уважения тех, кто крутит нам гайки. Тогда кого же, если не любят, то хотя бы уважают мастера, кому наиболее качественно и старательно выполняют они ремонт? Наиболее удачно, судя по нашим наблюдениям, у мастеров складываются отношения с теми, кто знает специфику ремонта автомобиля и представляет, хотя бы в общих чертах, что и как необходимо делать. При этом такой человек не обязан сам уметь «крутить гайки», но его знаний и представлений вполне хватит, чтобы понять, почему пришлось сделать то, а не другое, чем вызвано отступление от правила и принятого канона, а главное – ему трудно «втереть очки». Он всегда может простить оплошность или ошибку, но способен строго востребовать за халтуру. Он всегда знает, чего хочет, и умеет этого добиться.
Ну а если таковых навыков нет, как нет желания (сил, времени) вникать в специфику ремонта, считая, что машина покупалась не для того? Тогда надо выбирать такой фирменный автосервис, где качество гарантируется его высокой репутацией и жестким контролем со стороны руководства. Но у нас разговор сейчас не об этом. Как себя вести? Приведенные ниже советы помогут избежать характерных ошибок, влияющих на качество исполнения работ и их цену.
К посещению автосервиса необходимо подготовиться. Помойте машину. Особенно в местах планируемого ремонта. Уберите из нее все лишнее. Отключите сигнализацию и отверните секретные гайки, положив их на видное место. Накройте сиденья старыми чехлами, чистой тряпкой или полиэтиленом. Некоторые оставляют на видном месте бутылочку минеральной воды. Этим вы проявляете уважение к людям, которые будут заниматься вашим автомобилем. Постарайтесь всячески облегчить проведение будущих работ. Если в машине есть дополнительное электрооборудование (электростеклоподъемники, дополнения к системе зажигания и т.п.), оставьте схемы или предупредите об их наличии.
Приготовьтесь понятно описать те повреждения, которые должны быть устранены, и попросите при вас проверить работу тех узлов, которые подлежат ремонту. Не ставьте диагноз сами и тем более не давайте категорических рекомендаций. Если вы, например, скажете «натяните цепь», услышав, что она шумит, вам ее просто натянут. А через несколько дней разрушится успокоитель и выйдет из строя, к примеру, вся головка блока цилиндров. Попросите мастера самого послушать двигатель (посмотреть подвеску) и решите вместе, какие детали необходимо обязательно заменить, а какие отремонтировать. Согласуйте здесь же список заменяемых элементов и оговорите, кто их приобретает. Если сервис принимает на себя ответственность за качество (особенно сложных) деталей, лучше поручить их закупки ему, даже если это несколько увеличит стоимость ремонта. Покупая детали сами, выбирайте лучшее из того, что имеется. Не экономьте на мелочах – гайках, пистонах, чехлах, «резинках» и вообще всех одноразовых деталях. Их замена не только повышает качество ремонта, но и значительно упрощает его, а заодно и поднимает настроение тем, кто непосредственно чинит. Если вы не имеете представления о том, как устраняется та или иная неисправность, не поленитесь открыть инструкцию или пособие по ремонту и хотя бы в общих чертах вникнуть в суть дела. Это добавит вам авторитета в глазах механика, заставит работать его более тщательно, а вам позволит контролировать ход работ. Если есть возможность и желание, присутствуйте при ремонте или хотя бы регулярно осведомляйтесь о его ходе. В процессе работы возникает много мелких вопросов: делать не делать, менять не менять. Лучше, если они решаются сразу. Кроме того, вскрываются дефекты, которые потом будет очень трудно устранить, а в данный момент – возможно. Например, когда меняют крыло или заднюю панель, открывается неприглядная картина коррозии окружающих их элементов (у машин, ранее подвергнутых кузовному ремонту), ее легко устранить по ходу, но нужно согласовать с заказчиком, поскольку это требует дополнительных затрат с его стороны. Наблюдайте за работой ненавязчиво, не стойте над душой. Поиск и устранение многих «индивидуальных» неполадок происходит методом проб и ошибок, и никому не хочется, чтобы кто-то видел, что он ошибается. В то же время будьте готовы ответить на возникающие вопросы или что-то объяснить мастеру. Он знает машину вообще, а вы – поведение и предысторию этого экземпляра. К тому же только вы знаете, какое масло залито в двигатель и какой полироль использовался при обработке кузова.
Качество работ старайтесь контролировать поэтапно. Мелкий кузовной дефект, не оговоренный в начальной калькуляции, гораздо проще устранить до грунта, чем после покраски.
Оговорите сразу гарантийный срок, порядок предъявления претензий. Особенно много вопросов возникает к качеству покраски. Например, ГОСТ допускает для этого вида работ легкую шагрень, наличие мелкой сорности, но не допускает потеков краски. Наш совет – не требуйте очень гладкой поверхности. Ее легко получить, положив тоненький слой краски. К тому же в этом случае не возникнет потеков, тогда как легкую шагрень, свидетельствующую о толстом слое, можно заполировать, а наличие небольшого потека даже в незаметном месте позволит существенно снизить стоимость работы.
Ничто не бывает вечным, но вас, наверняка, не устроит, если, скажем, краска облезет сразу после истечения срока данной вам гарантии. Будет лучше, если вы сами купите (посоветовавшись с теми, кто будет с ними работать) расходные материалы и некоторые специфические средства, которых может не быть в мастерской среднего уровня. Например, если на вашей машине когда-нибудь  использовали силиконовый полироль, приобретите специальные средства для его удаления. Некоторые полироли, содержащие тефлон, не снимаются ничем, и необходимо удалять всю краску специальной смывкой. Антикоррозионные грунты приобретайте только лучшего качества, желательно двухкомпонентные эпоксидные, про которые известно, что они удовлетворительно проходят тест солевого тумана.
Обратившись в мастерскую первый раз, подумайте о том, что визит сюда, наверняка, будет не последним. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы следующий ремонт доставлял
механикам меньше неудобств: попросите мастера перед окончательной сборкой обработать резьбовые и другие соединения силиконовой смазкой. Ее, как и универсальную проникающую жидкость (типа WD-40), лучше всегда иметь в багажнике.
Не торгуйтесь после того, как вам назвали окончательную цену, но до этого попросите составить подробную калькуляцию по отдельным видам работ. Вот ее имеет смысл  обсудить более подробно, чтобы устранить двойную оплату одной и той же работы. Например, если требуется заменить тормозные колодки и тормозной цилиндр, нельзя автоматически суммировать расценки на эти работы, так как для замены цилиндра уже необходимо снять колесо и, например, тормозной барабан.
И последнее. Не пытайтесь сунуть мастеру в благодарность чаевые, а тем более бутылку водки. Так было принято, когда его зарплата составляла 5–6% того, что вы платили в кассу. Сегодня его заработок вместе с премиями и другими выплатами оказывается более половины выплаченной вами суммы. Найдите другие возможности продемонстрировать ему свое уважение и признательность. Например, подарите какой-нибудь сувенир или что-нибудь в этом роде.

Таблица 1.7 а
Периодичность технического обслуживания и наименование работ
Наименование
Годы/пробег, тыс. км
1/15
2/30
3/45
4/60
5/75
6/90
7/105
7/105
9/135
10/150
Моторный отсек
Ремни приводов
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Высоковольтные
провода системы
зажигания

П

П

П

П

П
Шланги и патрубки двигателя
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Ремень Привода
ГРМ



З



З


Свечи зажигания:
обычные
платиновые


З


З
З


З


З
З


З
Охлаждающая
жидкость
П
П
З
П
П
З
П
П
З
П
Жидкость гидропривода тормозов и сцепления
П
З
П
З
П
З
П
З
П
З
Воздушный
фильтр
П
З
П
З
П
З
П
З
П
З
Электролит аккумуляторной батареи
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Топливный
фильтр: бензин



З



З


Работы Под автомобилем
Детали подвески
(включая защитные чехлы), шаровые опоры,
крепежные болты
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Защитные чехлы
ШРУСов
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Шарниры и защитные чехлы рулевого управления, жидкость гидроусилителя
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Масло в МКП
(все, кроме Н1)
П
П
П
П
П
З
П
П
П
П
Масло в МКП (Н1)
П
П
З
П
П
З
П
П
З
П
Масло в раздаточной коробке
П
П
З
П
П
З
П
П
З
П
Масло в дифференциалах
П
П
З
П
П
З
П
П
З
П
Болты крепления карданного вала
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Герметичность системы выпуска
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Работы в салоне автомобиля
Свободный ход педалей сцепления и тормоза
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Рычаг стояночного тормоза
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Воздушный фильтр системы вентиляции
З
З
З
З
З
З
З
З
З
З
Работы снаружи автомобиля
Проверка колес и шин, давление и износ, момент затяжки колёсных гаек
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Герметичность шлангов тормозной системы
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Тормозные колодки, диски и барабаны
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Герметичность трубопроводов системы питания
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Работы на автомобиле с Прогретым двигателем
Масло в АКП
П
П
П
П
П
З
П
П
П
П
Моторное масло и фильтр*
З
З
З
З
З
З
З
З
З
З
Проверка CO и CH в отработавших газах
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Проверка дымности отработавших газов
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Дополнительные работы
Дверные замки, Петли, фиксаторы
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Стеклоочистители, омыватели фар и стекол
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Осветительные приборы
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Мотор-тестер
П
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
П
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Схождение-развал
П
ПЗ

ПЗ

ПЗ

ПЗ

ПЗ
*При условии использования моторного масла с индексом API не ниже SG для бензиновых двигателей. Максимальное превышение пробега по отношению к регламентируемому (верхняя строка таблицы) не должно превышать 2000 км или 2 месяцев эксплуатации.
Условные обозначения: П – проверка (осмотр),  З – замена,  ПЗ – проверка (осмотр) и замена при необходимости (в зависимости от результатов проверки), рекомендуемая операция выполняется на станции технического обслуживания по согласованию с владельцем автомобиля.

Таблица 1.7 б
Периодичность технического обслуживания и наименование работ
Наименование
Годы/пробег, тыс. км
11/165
12/180
13/195
14/210
15/225
16/240
17/255
18/270
19/285
20/300
Работы в моторном отсеке
Ремни приводов
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Высоковольтные провода системы зажигания

П

П

П

П

П
Шланги и патрубки двигателя
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Ремень привода ГРМ

З



З



З
Свечи зажигания:
обычные
платиновые


З
З


З


З
З


З


З
З
Охлаждающая жидкость
П
З
П
П
З
П
П
З
П
П
Жидкость гидропривода тормозов и сцепления
П
З
П
З
П
З
П
З
П
З
Воздушный фильтр
П
З
П
З
П
З
П
З
П
З
Электролит аккумуляторной батареи
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Топливный фильтр: бензин

З



З



З
Работы под автомобилем
Детали подвески
(включая защитные чехлы), шаровые опоры,
крепежные болты
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Защитные чехлы ШРУСов
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Шарниры и защитные чехлы рулевого управления, жидкость гидроусилителя
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Масло в МКП (все, кроме Н1)
П
З
П
П
П
П
П
З
П
П
Масло в МКП (Н1)
П
З
П
П
З
П
П
З
П
П
Масло в раздаточной коробке
П
З
П
П
З
П
П
З
П
П
Масло в дифференциалах
П
З
П
П
З
П
П
З
П
П
Болты крепления карданного вала
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Герметичность системы выпуска
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Работы в салоне автомобиля
Свободный ход педалей сцепления и тормоза
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Рычаг стояночного тормоза
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Воздушный фильтр системы вентиляции
З
З
З
З
З
З
З
З
З
З
Работы снаружи автомобиля
Проверка колес и
шин, давление и износ, момент затяжки колёсных гаек
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Герметичность шлангов тормозной системы
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Тормозные колодки, диски и барабаны
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Герметичность трубопроводов системы питания
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Работы на автомобиле с прогретым двигателем
Масло в АКП
П
З
П
П
П
П
П
З
П
П
Моторное масло и фильтр*
З
З
З
З
З
З
З
З
З
З
Проверка CO и CH в отработавших газах
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Проверка дымности отработавших газов
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Дополнительные работы
Дверные замки, петли, фиксаторы
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Стеклоочистители, омыватели фар, стекол
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Осветительные приборы
П
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Мотор-тестер
П
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
ПЗ
П
ПЗ
ПЗ
ПЗ
Схождение-развал
П
ПЗ

ПЗ

ПЗ

ПЗ

ПЗ
*При условии использования моторного масла с индексом API не ниже SG для бензиновых двигателей. Максимальное превышение пробега по отношению к регламентируемому (верхняя строка таблицы)  не должно превышать 2000 км или 2 месяцев эксплуатации.
Условные обозначения: П – проверка (осмотр);  З – замена;  ПЗ – проверка (осмотр) и замена при необходимости (в зависимости от результатов проверки). рекомендуемая операция выполняется на станции технического обслуживания по согласованию с владельцем автомобиля.
Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2