5.2. Осмотр и проверка рулевого управления

При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте состояние защитного чехла рулевого механизма, колпачков шарниров тяг и плотность их посадки. Их необходимо
заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих герметичность.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Все усилители рулевого управления издают при работе разные звуки. Одним из наиболее распространенных звуков является шипение при повороте рулевого колеса на стоящем автомобиле. Этот звук особенно хорошо слышен при повороте рулевого колеса с одновременным нажатием на педаль тормоза. Этот звук никоим образом не связан с работоспособностью рулевого управления. Не заменяйте распределитель, если только шипящий звук не станет слишком громким. Новый распределитель тоже будет издавать слабый шум, и такой заменой неисправность устраняется не во всех случаях.

Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая за рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух следующее:
– надежность крепления рулевой колонки, рулевого механизма и рулевого колеса;
– отсутствие зазора в резинометаллических шарнирах и шарнирах рулевых тяг, а также в соединениях эластичной муфты вала руля;
– надежность затяжки и стопорения болтов крепления тяг к рулевой рейке и гаек пальцев шаровых шарниров;
– отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите его с автомобиля и проверьте величину зазора между упором рейки и гайкой. Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.

Проверка свободного  хода рулевого колеса
Установите рулевое колесо в положение прямолинейного движения и пустите двигатель.
Проверьте свободный ход рулевого колеса по его окружности.
Свободный ход рулевого колеса должен быть 0–30 мм.
При превышении указанного значения проверьте соединения между валом рулевого управления и рулевым приводом.

Проверка углов поворота  колес

Проверка углов поворота колес
Рис. 5.1. Проверка углов поворота колес


Установите автомобиль передними колесами на поворотный стенд и проверьте углы поворота колес (рис. 5.1).
Угол поворота колес (автомобиль без нагрузки):
внутренний.....37°±1°30'
наружный.....33°03'
Если углы поворота колес не соответствуют указанным значениям, отрегулируйте схож-дение колес и снова проверьте углы поворота.

Проверка состояния  наконечников рулевых тяг
Проверка момента сопротивления проворачиванию пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг

Отсоединение рулевой тяги от поворотного кулака
Рис. 5.2. Отсоединение рулевой тяги от поворотного кулака


С помощью специального приспособления отсоедините рулевую тягу от поворотного ку-лака (рис. 5.2).
Убедитесь в отсутствии чрезмерного зазора в шаровом шарнире наконечника тяги, не-сколько раз провернув шарнир за палец круговыми движениями.

Проверка момента сопротивления проворачиванию пальца шарнира
Рис. 5.3. Проверка момента сопротивления проворачиванию пальца шарнира


Заверните гайку крепления пальца шарнира тяги и проверьте момент сопротивления проворачиванию пальца шарнира (рис. 5.3), он должен быть равен 0,5–2,5 Н·м.
Если момент сопротивления проворачиванию превышает указанный верхний предел, замените наконечник рулевой тяги.
Если момент сопротивления проворачиванию пальца шарнира меньше указанного нижнего предела, проверьте зазор в шарнире и при необходимости замените его.

Проверка усилия поворота рулевого колеса на стоящем автомобиле
Поставьте автомобиль на ровную горизонтальную площадку, установите рулевое колесо в положение прямолинейного движения.
Увеличьте частоту вращения коленчатого вала до (1000±100) мин-1.

        ПРИМЕЧАНИЕ
После проверки снизьте обороты двигателя до оборотов холостого хода.

Проверка усилия поворота рулевого колеса
Рис. 5.4. Проверка усилия поворота рулевого колеса


С помощью пружинных весов проверьте усилие поворота рулевого колеса, поворачивая его на 1,5 оборота в обе стороны (рис. 5.4).
Усилие поворота рулевого колеса на неподвижном автомобиле должно составлять 29 Н (3,0 кгс).
Во время вращения рулевого колеса убедитесь в отсутствии резких изменений усилия.
При повышенном усилии поворота рулевого колеса выполните следующие проверки и регулировки:
– проверьте шаровые шарниры наконечников рулевых тяг и защитные чехлы на наличие трещин или повреждений;
– проверьте момент проворачивания  приводной шестерни рулевого механизма и шаровых шарниров наконечников рулевых тяг;
– момент проворачивания шарового шарнира.
Проверка возвращения рулевого  колеса в положение прямолинейного движения
Проверьте самопроизвольное возвращение рулевого колеса по следующим параметрам.
При выполнении умеренных или резких поворотов усилие на рулевом колесе и его возвращение должны быть одинаковыми в левом и правом поворотах.
После поворота рулевого колеса на 90° и его удерживания в течение нескольких секунд во время движения автомобиля на скорости 35 км/ч отпущенное рулевое колесо должно повернуться не менее чем на 70° в сторону нейтрального положения.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При очень резком повороте рулевого колеса кратковременно может ощущаться повышенное сопротивление. Это не является признаком неисправности, а связано с некоторым снижением подачи насоса гидроусилителя.

Проверка состояния  гидроусилителя

Проверка прогиба ремня привода насоса гидроусилителя
Рис. 5.5. Проверка прогиба ремня привода насоса гидроусилителя


Проверьте прогиб ремня привода насоса гидроусилителя, нажав на него с усилием 98 Н (10 кгс) в месте, указанном стрелкой на рис. 5.5.
Прогиб ремня привода насоса гидроусилителя должен быть 6–9 мм.
При несоответствии прогиба ремня указанным пределам отрегулируйте натяжение ремня, как указано ниже.

Болт регулировки натяжения ремня привода насоса
Рис. 5.6. Болт регулировки натяжения ремня привода насоса


Ослабьте затяжку болта регулировки натяжения ремня привода насоса (рис. 5.6).

Регулировка натяжения ремня привода насоса
Рис. 5.7. Регулировка натяжения ремня привода насоса


Вставьте подходящий рычаг между кронштейном и насосом, отрегулируйте натяжение ремня до нужной величины поворотом корпуса насоса (рис. 5.7).
Затяните регулировочный болт.
Проверьте натяжение ремня и при необходимости повторите регулировку.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проверните ремень привода насоса в нормальном направлении несколько раз и еще раз проверьте прогиб ремня.

Проверка уровня жидкости в бачке гидроусилителя
Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
Пустите двигатель. На неподвижном автомобиле несколько раз без перерывов поверните рулевое колесо вправо-влево для прогрева рабочей жидкости до температуры 50–60 °С.
При работе двигателя на холостом ходу несколько раз поверните рулевое колесо от упора до упора.

Бачок гидроусилителя
Рис. 5.8. Бачок гидроусилителя


Убедитесь в отсутствии вспенивания или помутнения жидкости в бачке (рис. 5.8).
Остановите двигатель и проверьте разницу уровня жидкости в бачке при остановленном и работающем двигателе.
Если уровень жидкости изменился не менее чем на 5 мм, снова прокачайте систему гидроусилителя.
Если уровень жидкости резко повысится после остановки двигателя, снова прокачайте систему.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Неполное удаление воздуха вызывает дребезжащий шум насоса, повышенную шумность работы  распределителя  и  сокращает   срок службы насоса.

Замена рабочей жидкости гидроусилителя
Поднимите переднюю часть автомобиля до вывешивания колес и установите на подставки.
Отсоедините сливной шланг от бачка гидропривода и заглушите отверстие бачка.
Присоедините к сливному шлангу виниловый шланг и опустите его конец в приготовленную емкость.
Отсоедините высоковольтный провод от катушки зажигания.
Слейте жидкость из системы, несколько раз включив и выключив стартер и поворачивая рулевое колесо в обе стороны до упора.
Присоедините к бачку сливной шланг и надежно закрепите его хомутом.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Объем жидкости PSF-3 для заправки системы составляет 0,75–0,8 л.

Залейте в бачок гидроусилителя жидкость требуемой марки.
Пустите двигатель.
Убедитесь в отсутствии подтекания жидкости через соединение шланга, остановите двигатель.
Долейте жидкость до нижней части фильтра бачка гидроусилителя.
Удалите воздух из системы.

Удаление воздуха из системы  гидроусилителя
Отсоедините высоковольтный провод от катушки зажигания. Включая и выключая стартер в течение 15–20 с, пять-шесть раз поверните рулевое колесо от упора до упора.
Если прокачка проводится при работе двигателя на холостом ходу, в жидкость будет попадать воздух. Поэтому выполняйте прокачку только при прокручивании двигателя стартером.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Во время прокачки доливайте жидкость в бачок так, чтобы ее уровень не падал ниже фильтра.

Присоедините высоковольтный провод к катушке зажигания и пустите двигатель на холостом ходу.
Поворачивайте рулевое колесо до тех пор, пока в жидкости в бачке не будет воздушных пузырьков.

Метки уровня на корпусе бачка гидроусилителя
Рис. 5.9. Метки уровня на корпусе бачка гидроусилителя


Убедитесь, что жидкость не стала молочного цвета, а ее уровень находится между  метками «МАХ» и «MIN» на стенке бачка (рис. 5.9).
Убедитесь, что уровень жидкости в бачке слегка меняется при повороте рулевого колеса в обе стороны.
Повторите прокачку системы:
– если уровень жидкости изменился более чем на 10 мм;
– если уровень жидкости резко повышается при остановке двигателя.

Проверка давления  нагнетания  насоса гидроусилителя

Схема соединений при проверке давления нагнетания насоса гидроусилителя
Рис. 5.10. Схема соединений при проверке давления нагнетания насоса гидроусилителя: 1 – контрольный манометр (09572-21000); 2 – термометр; 3 – переходник (09572-22100); 4 – бачок; 5 – переходник манометра (09572-21200); 6 – рулевой механизм


Отсоедините от насоса шланг высокого давления. Присоедините к насосу и шлангу высокого давления приспособление для проверки давления, как показано на рис. 5.10.
Прокачайте систему,  затем  пустите двигатель и прогрейте рабочую жидкость до рабочей температуры (примерно 50–60 °С), несколько раз повернув рулевое колесо.
Увеличьте частоту вращения коленчатого вала до (1000±100) мин-1.
Закройте кран манометра и проверьте соответствие давления жидкости указанным пределам.
Давление нагнетания насоса гидроусилителя 8,3–8,8 МПа (85–90 кгс/см2).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Допускается закрывать кран манометра на время не более 10 с.

Если давление не укладывается в указанные пределы, отремонтируйте насос.
Снимите контрольные приспособления и присоедините к насосу шланг высокого давле-ния,  затяните штуцер моментом 55–65 Н·м.
Прокачайте систему.

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2