7.1. Общие сведения

Автомобили Audi имеют систему электрооборудования с рабочим напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом автомобиля, который выполняет функцию второго провода. Питание всех осветительных приборов и электрических агрегатов осуществляется от батареи свинцово-кислотного типа, подзаряжаемой от генератора переменного тока.
Настоящий раздел посвящен описанию процедур обслуживания и ремонта некоторых элементов системы бортового электрооборудования. Кроме того, рассмотрены процедуры диагностики неисправностей электрооборудования общего порядка.
На Audi устанавливается устройство Controller Area Network (CAN). Оно объединяет отдельные приборы управления в общую схему (шину данных), что дает следующие преимущества: быстрая передача данных от одного прибора к другому, экономия места за счет применения маленьких плат и деталей, сокращение количества датчиков за счет их многофункциональности.

Принцип работы CAN
Вместо отдельного проводника для каждого сигнала используются только два общих провода, что позволяет одновременно получать информацию о состоянии большинства приборов и датчиков, не используя при этом отдельные тумблеры и переключатели.
Шина CAN, получая важную информацию (например, о неисправности), фиксирует ее в своей памяти.

Техника безопасности
При ремонте электрооборудования и системы питания двигателя отсоединяйте провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
При замене предохранителей запрещается применять отвертки и металлический инструмент, так как это может привести к короткому замыканию в цепях электрооборудования.
Запрещается отсоединять коммутатор зажигания и аккумуляторную батарею на работающем двигателе, так как это приведет к выходу из строя регулятора напряжения и элементов электронного оборудования автомобиля.
При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования.
Запрещается даже кратковременно соединять вывод «30» генератора с «массой» (проверять работу генератора «на искру»), так как это приведет к выходу из строя диодов выпрямительного блока генератора. Проверять генератор на автомобиле можно только вольтметром и амперметром. Во избежание выхода из строя диодов выпрямительного блока запрещается проверять их мегомметром или контрольной лампой, питаемой напряжением более 12 В, а также проверять такими приборами цепи электрооборудования на автомобиле без отсоединения проводов от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением необходимо на генераторе, снятом с автомобиля, при отсоединенных от выпрямительного блока выводах обмотки статора.
При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и генератора.
Не касайтесь элементов системы зажигания и высоковольтных проводов на работающем двигателе.
Не прокладывайте провода низкого и высокого напряжения в одном жгуте.
При подзарядке аккумуляторной батареи на автомобиле с помощью зарядного устройства отсоединяйте провода от клемм батареи.

Проверка наличия напряжения питания
Проверки наличия напряжения питания производятся в случае нарушения функционирования электрической цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей либо к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи, либо к хорошо заземленной точке кузова автомобиля. Другой провод тестера подключите к клемме электрического разъема проверяемой цепи, предпочтительно ближайшего к аккумуляторной батарее или предохранителю. Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном отрезке цепи присутствует, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумуляторной батареей. Продолжая действовать аналогичным образом, исследуйте оставшуюся часть цепи. Обнаружение отсутствия напряжения питания говорит о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ранее (где напряжение питания присутствовало). В большинстве случаев, причиной отказа является ослабление электрических разъемов и нарушение качества самих контактов (окисление).

Поиски места короткого замыкания
Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в цепи должно отсутствовать. Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начинает мигать, где-то в данном жгуте проводов имеется замыкание на массу, возможно вызванное протиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть произведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей.

Проверка исправности заземления
Данная проверка производится с целью определения надежности заземления элемента цепи. Отключите аккумуляторную батарею и подключите один из проводов имеющей автономный источник питания лампы-пробника к заведомо хорошо заземленной точке. Другой провод лампы подключите к проверяемому жгуту проводки или клемме электрического разъема. Если лампа загорается, заземление в порядке (и наоборот).

Проверки на отсутствие обрыва
Проверка производится с целью выявления обрывов электрической цепи После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника, оборудованной автономным источником питания. Подключите провода пробника к обоим концам цепи, если контрольная лампа загорается, обрыв в цепи отсутствует. Если лампа не загорается, то это свидетельствует о наличии в цепи обрыва. Аналогичным же образом можно проверьте и исправность выключателя, подсоединив пробник к его клеммам. При переводе выключателя в положение «Вкл» лампа пробника должна загораться.

Локализация места обрыва
При диагностике подозреваемого на наличие обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен, в виду ограниченности доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом электрического разъема). Резкое подергивания корпуса разъема на датчике или жгута его проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа подозреваемой на наличие обрыва цепи. Нестабильно возникающие отказы могут иметь причиной окисление клемм или нарушение качества контактов.
Диагностика неисправностей электрических цепей не представляет собой трудноразрешимую задачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем потребителям (лампа, электромотор и т.п.) от аккумуляторной батареи по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею через массу кузова автомобиля. Любые проблемы, связанные с отказом электрооборудования могут иметь своей причиной лишь прекращения подачи на них электрического тока от батареи или возврата его в нее.

Провода, предохранители и реле
Защита электрических цепей автомобиля от короткого замыкания обеспечивается применением совокупности предохранителей, прерывателей цепей и плавких вставок. Сгоревший предохранитель легко отличить от исправного путем осмотра его прозрачного пластмассового корпуса. Внимательно осмотрите предохранитель для выявления его перегорания. Если предохранитель внешне выглядит нормально, но подозрения на его неисправность сохранились, произведите проверку проводимости между ножевыми клеммами, выступающими из его корпуса.
При замене предохранителей следите за соответствием номинала нового предохранителя номиналу старого. Рассчитанные на различную силу тока предохранители могут внешне выглядеть одинаково, поэтому особое внимание следует уделять маркировке. Замена сгоревшего предохранителя на рассчитанный на меньшую – а особенно большую – силу тока является нежелательной. Каждая электрическая цепь нуждается в разной степени защиты. Следите за тем, чтобы маркировка на корпусе предохранителя соответствовала силе тока, на которую рассчитана соответствующая цепь. Если замененный предохранитель немедленно перегорает, не разумно будет продолжать его замену. Прежде всего, следует выявить и устраните причину его перегорания. В большинстве случаев таковой оказывается короткое замыкание в электрической цепи, вызванное обрывом или повреждением изоляции провода.

Плавкие вставки
Защита некоторых электрических цепей осуществляется путем включения в них плавких вставок. Вставки обычно используются для защиты цепей, не оборудованных предохранителями, таких как цепь системы зажигания.
Плавкие вставки похожи на предохранители в том смысле, что выход их из строя (оплавление) легко определяется визуально.
Для замены плавкой вставки отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи. Извлеките сгоревшую вставку и установите на ее место новую. Перед заменой вставки обязательно постарайтесь определить причину перегрузки, вызвавшей выход вставки из строя.

Прерыватели цепи (тепловые реле)
Тепловые реле служат для защиты таких компонентов, как электроприводы стеклоподъемников, замков дверей и регулировки положения фар (электрокорректоры). Некоторые из прерывателей цепей установлены в монтажном блоке. Возврат тепловых реле в исходное состояние на некоторых моделях осуществляется автоматически, т.е. при возникновении перегрузки в цепи тепловое реле мгновенно размыкается, затем, после остывания, возвращается в исходное состояние. Если возврата контура в рабочее положение не происходит, следует немедленно произвести его проверку. Нормальное функционирование теплового реле подтверждает исправность контура. Некоторые из прерывателей оборудованы кнопками для ручного принудительного возврата в исходное состояние.

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2