12.4. Смазка автомобиля
В процессе проведения технического обслуживания автомобиля запрещается использование других марок горючезмазочных материалов и жидкостей, кроме указанных в табл. 11.4, 11.5 и 11.6.
Перед тем, как производить смазку, удалите грязь с пресс-масленок и пробок, чтобы избежать проникновения ее в механизмы автомобиля.
Производить смазку шприцем следует до тех пор, пока свежая смазка не покажется из мест стыков деталей узла, подвергающегося смазке.
При замене моторного масла на масло другой марки или другой фирмы обязательна промывка системы смазки промывочным маслом.
Запрещается смешивание (доливка) моторных масел различных марок и различных фирм.
Таблица 11.4. Карта смазки
Наименование точки смазывания
|
Кол. точек
|
Кол. смазоч. материала
|
Наименование смазки, масла
|
Периодичность
|
Выполняемые работы
|
||
|
|
|
|
ТО-1
|
ТО-2
|
СО
|
|
Система смазки двигателя
|
1
|
6 л
|
См. табл. 11. 5
|
+
|
+
|
-
|
Сменить масло и фильтрующий элемент масляного фильтра (см. раздел 4.1) - ЗМЗ-4025, 4026. Сменить масло и масляный фильтр - двигатели 4215, ЗМЗ-4061, 4063.
|
Втулка ротора датчика-распределителя зажигания (421 ЗМЗ-4025, 4026)
|
1
|
|
Масло для двигателя
|
-
|
+
|
-
|
Смазать 4-5 каплями втулку ротора
|
Картер коробки передач
|
1
|
1,2 л
|
При температуре от -25° С до +40° С масло «Супер Т-3". Дублирующие масла: ТСп-15К, «Уфалюб унитранс», «Девон СуперТ». При температуре от -40° С до +20° С масло «Лукойл ТМ-5» SAE 75W90
|
-
-
|
+
+++
|
-
-
|
Проверить уровень и, при необходимости долить до уровня нижней кромки заливного отверстия (для пробки, расположенной с правой стороны) или на 7 мм ниже уровня нижней кромки заливного отверстия (для пробки, расположенной с левой стороны). Сменить масло, очистить магнитную сливную пробку.
|
Игольчатые подшипники карданных шарниров
|
3
|
60 г
|
Масло «Супер Т-3». Дублирующие масла: «Уфалюб Унитрас», «Девон Супер Т»
|
-
|
+
|
-
|
Сменить через пресс-масленки до выхода свежей смазки из-под всех уплотнений
|
Втулки и опорные подшипники шкворней поворотных кулаков
|
2
|
25 г
|
Солидол С
Дублирующая смазка Солидол Ж
|
+
|
+
|
-
|
Смазать через пресс-масленку до появления смазки из-под уплотнителя опорного подшипника и из зазора между верхней бобышкой кулака и балкой. В случае выхода смазки из-под крышки шкворня необходимо подтянуть болты крепления крышки и промыть шкворневое соединение смесью трансмиссионного масла с керосином в соотношении 1:1 через пресс-масленку
|
Картер заднего моста
|
1
|
3,0 л (2,2* л)
|
При температуре от -25° С до +40° С масло «Супер Т-3". Дублирующие масла: «Уфалюб унитранс», «Девон СуперТ». При температуре от -40° С до +20° С масло «Лукойл ТМ5» SAE 75W90
|
-
-
|
+
+++
|
-
-
|
Проверить уровень и, при необходимости, долить до уровня контрольной пробки. Сменить масло, очистить магнитную сливную пробку после эксплуатации при низких температурах на масле с добавлением дизельного топлива, сменить масло весной
|
Подшипники ступиц задних колес
|
4
|
66 г
|
При температуре от -25° С до +40° С масло «Супер Т-3". Дублирующие масла: «Уфалюб унитранс», «Девон СуперТ». При температуре от -40° С до +20° С масло «Лукойл ТМ5» SAE 75W90
|
-
|
+++
|
-
|
При смене масла в заднем мосту снять ступицы, промыть их керосином, просушить, заложить по 15 г смазки в каждый подшипник и в полость между рабочими кромками манжет на 2/3 объема. Смазать рабочие кромки манжеты тонким слоем смазки.
|
Подшипники ступиц передних колес
|
4
|
270 г
|
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА
|
-
|
+++
|
-
|
Снять ступицы, промыть керосином, просушить заложить свежую смазку по 15 г во внутренние подшипники, по 10 г в наружные подшипники, по 110 г в полости ступиц и в полость между рабочими кромками манжет, смазав кромки тонким слоем смазки. Установить ступицы и произвести регулировку подшипников
|
Амортизаторы
|
4
|
0,28х4=112 г
|
АЖ-12Т. Дублирующая жидкость - веретенное масло АУ
|
-
|
-
|
-
|
Сменить, при необходимости, жидкость
|
Картер рулевого механизма
|
1
|
0,45-0,5 л
|
Масло «Супер Т-3» Дублирующие масла: «Уфалюб Унитранс», «Девон Супер Т»
|
-
|
+
|
-
|
Проверить уровень и, при необходимости, долить. Уровень масла должен быть в пределах 15 мм вниз от нижней кромки заливного отверстия
|
Уплотнитель рулевого вала
|
1
|
5 г
|
Смазка Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА
|
-
|
-
|
+
|
Сдвинуть кромку уплотнителя и смазать рабочую поверхность вала
|
Карданные шарниры рулевого привода
|
4
|
7 г
|
Литол-24. Дублирующие смазки: Солидол С, Солидол Ж
|
-
|
-
|
+
|
Смазать через пресс-масленку до появления свежей смазки
|
Пополнительный бачок главного тормозного цилиндра
|
1
|
0,52 л
|
Тормозная жидкость «РОСДОТ». Дублирующая жидкость «Томь»
|
-
|
-
|
+
|
Сменить жидкость два раза в год (весной)
|
Бачок главного цилиндра гидропривода выключения сцепления
|
1
|
0,2 л
|
Тормозная жидкость «РОСДОТ». Дублирующая жидкость «Томь»
|
-
|
-
|
+
|
Сменить жидкость два раза в год (весной)
|
Клеммы аккумуляторной батареи
|
2
|
10 г
|
Пластичная смазка ПВК или солидол
|
-
|
-
|
+
|
Смазать тонким слоем
|
Замки и приводы замков дверей (наружный и внутренний)
|
28
|
40 г
|
Масло ВМГЗ или МГЕ10А
|
-
|
+
|
+
|
|
Выключатели замков дверей
|
4
|
8 г
|
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА
|
-
|
-
|
+
|
Перед смазкой промыть
|
Ограничители дверей кабины
|
2
|
2 г
|
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА
|
-
|
-
|
+
|
Смазать рычаг по мере необходимости при появлении скрипа
|
Трущиеся поверхности направляющих боковой двери
|
3
|
30 г
|
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА
|
-
|
+
|
-
|
Перед смазкой протереть
|
Замок капота
|
1
|
1 г
|
Масло ВМГЗ или МГЕ10А
|
|
|
|
При необходимости, при заедании щеколды
|
Привод замка капота
|
1
|
15 г
|
Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА
|
-
|
-
|
+
|
Перед смазкой промыть. Смазать трущиеся поверхности тонким слоем
|
Петли капота
|
2
|
2 г
|
Масло ВМГЗ или МГЕ10А
|
-
|
-
|
+
|
Смазать при необходимости, при появлении скрипа
|
Подшипник верхнего ролика боковой двери автофургонов и автобусов
|
1
|
20 г
|
Литол-24, ЛИТА или ЦИАТИМ-201
|
+
|
+
|
-
|
Заложить смазку
|
Система охлаждения двигателя
|
1
|
9,7** л
11,5*** л
|
Охлаждающие жидкости ТОСОЛ-А40М, ОЖ-40, «Лена», «Термосол», Марка А-40
|
-
|
-
|
+
|
Проверить плотность при сезонном обслуживании
|
* Для неразъемного моста с запрессованными кожухами.
** Для автомобилей с одним отопителем.
*** Для автомобилей с дополнительным отопителем (автобусы и автофургоны с двумя рядами сидений).
Таблица 11.5. Перечень сертифицированных моторных масел
Модель двигателя
|
Марки числа
|
Классы вязкости по SAE
|
Классификация по СТО ААИ 003-98 (API)
|
ГОСТ, ТУ
|
Применение
|
Семейтсво двигателей ЗМЗ-402 и 4215
|
«ТНК Мотор Ойл»
|
5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ-38.301-41-148-01
|
5W-30 от -25 до +20°С
5W-40 от -25 до +35°С
10W-30 от -20 до +30°С
10W-40 от -20 до +35°С
15W-40 от -15 до +35°С
15W-40 от-15 до +45°С
20W-40 от -10 до +45°С
SAE30 от -5 до +45° С
|
|
Уфалюб
|
15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 38.302.032-90
|
|
|
Уфалюб-Люкс
|
10W-30, 15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 0253.004.05766540-96
|
|
|
Антрол
|
10W-30
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 38.601.01.220-92
|
|
|
Норси
|
10W-30, 10W-40 15W-40, 20W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 38.601.07.21-94
|
|
|
«Яр-Марка» 1 и 2
|
10W-30, 15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 38.301.25.19-95
|
|
|
Нафтан МБ
|
15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ РБ 057784770-90-96
|
|
|
Самойл
|
10W-30, 10W-40, 15W-30, 15W-40, 20W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 38.301.12002-94
|
|
|
Велс 1 и 2
|
10W-30
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 0253.072.00148636-95
|
|
|
«Стандарт 3,5»
|
10W-30, 15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 38.301.-19-79-98
|
|
|
«Лукойл Стандарт»
|
10W-30, 15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 38.301-29-93-95
|
|
|
Спектрол
|
10W-30, 10W-40, 15W-30
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ 0253.003.069113380-95
|
|
|
Яр-Марка» Экстра
|
5W-30, 5W-40
|
БЗ/Д2 (SF/СD)
|
ТУ 38.301.25.36-97
|
|
|
Ферганол
|
30
|
БЗ (SF)
|
ТУ Уз. 39.3-145-96
|
|
|
«A3 МОЛ»
|
15W-40, 20W-40
|
БЗ/Д1 (SF/СС)
|
ТУ У 00152365060-97
|
|
|
«Юкос-Плюс»
|
5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40
|
БЗ/Д1 (SF/CC)
|
ТУ 0253-003-48120848-98
|
|
|
ESSO Extra
|
10W-30, 15W-40
|
БЗ/Д1 (SF/CC)
|
Спецификация ф. ESSO
|
|
Семейство двигателей ЗМЗ-406
|
«Лукойл Супер»
|
5W-30, 5W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 0253-078-00148636-96
|
5W-30 от -25 до +20° С
5W-40 от -25 до +35° С
10W-30 от -20 до +30°С
10W-40 от -20 до +35°С
15W-40 от -15 до +45°С
20W-40 от-10 до +45°С
|
|
«Яр-Марка Супер»
|
5W-30, 5W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 38.301.25.37-97
|
|
|
Новойл-Синт
|
5W-30, 5W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 0253-004-05766528-97
|
|
|
ESSO ULTRA
|
10W-40
|
SJ/SH/CF
|
Спецификация ф. ESSO
|
|
|
ESSO UNIFLO
|
15W-40
|
SJ/SH/CF
|
Спецификация ф. ESSO
|
|
|
«Омскойл Люкс»
|
5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 308.301.19-113-98
|
|
|
«Юкос Супер»
|
5W-40, 10W-40, 15W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 0253-011-48120848-98
|
|
|
«Лукойл Супер»
|
5W-40, 10W-40, 15W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 0253-075-00148636-99
|
|
|
«Лукойл Люкс»
|
5W-40, 10W-40, 15W-40
|
Б4/Д2 (SG/CF)
|
ТУ 0253-088-00148636-97
|
|
|
«Лукойл Супер»
|
5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 308.601-07-46-02
|
|
|
«ТНК-Супер-Ойл»
|
5W-40, 10W-40, 15W-40, 20W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 308.301-41-171-01
|
|
|
«Havoline F3X1 Extra»
|
10W-40
|
Б4/Д2 (SJ/CF)
|
Спецификация ф. Тексако
|
|
|
«Havoline F3»
|
10W-40, 15W-40
|
Б4/Д2 (SJ/CF)
|
Спецификация ф. Тексако
|
|
|
«Яр Марка Люкс»
|
5W-30, 5W-40, 10W-30, 15W-40
|
Б4/Д2 (SJ/CF)
|
ТУ 0253-010-17915330-99
|
|
|
«Люкс-1», 2, 3, 4, 5, 6
|
5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40
|
Б4/Д2 (SG/CD)
|
ТУ 308.301-19-113-98
|
|
Таблица 11.6. Зарубежные аналоги горюче-смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей
Материалы российского производства
|
Классификация, спецификация,аналогов
|
Примечание
|
Бензин АИ-93
|
Регуляр 91-96 RON
|
(RON - октавное число по исследовательскому методу)
|
Моторные масла
|
SAE 5 w/30; SAE 15 w/30; SAE 20 w/30; Масла фирмы «ESSO» API SJ/SH/CD марок ULTRON, ULTRA, UNIFLO
|
|
Трансмиссионные масла
|
API GL-5; SAE 85 W90
|
|
Смазка Литол-24
|
Mil-G-18709A; Mil -G-10924C
|
Указанные аналоги применяются в узлах трансмиссии, кроме заднего места
|
Смазка ЛИТА
|
SM-iC-4515A(Ford)
|
|
Солидол С или Ж
|
VWTL-738; Mil-G-10924C; SM1C-74 A (Ford)
|
|
Графитная смазка УСсА
|
W-G-671 d 078.01 (RFA)
|
|
Охлаждающая жидкость ТОСОЛ-А40М или ОЖ «Лена»
|
Антифриз на основе этиленгликоля с комплексом ингибиторов коррозии и пеногасителем
|
|
Тормозная жидкость «РОСДОТ», «Томь»
|
Тормозные жидкости типа DOT-4 или DOT-3, SAE I 1703f FMVSS 116A
|
Применять в соответствии с рекомендацией дилера, продавшего автомобиль
|