8.1. Описание конструкции
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается до 115°С и уменьшаются потери на испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).
Тепловой режим задается параметрами термостата и датчика включения электровентилятора радиатора. Для контроля температуры охлаждающей жидкости на двигателе в корпусе термостата установлены датчики указателя температуры и сигнализатора перегрева жидкости. Насос охлаждающей жидкости – центробежного типа, установлен в передней части блока цилиндров и приводится от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат, с двумя клапанами: основным и байпасным. На холодном двигателе основной клапан закрыт, и жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор.
При температуре 80–84°С основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный – закрывается.
При температуре 94°С основной клапан открывается полностью, а байпасный полностью закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор.
Поток жидкости через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется краником отопителя.
Радиатор системы охлаждения двигателя состоит из двух пластмассовых бачков и медных плоскоовальных трубок, впаянных в боковые опорные пластины и гофрированных медных пластин. В нижней части правого бачка находится сливной краник. К радиатору на четырех приварных болтах крепится кожух электровентилятора.
На двигателе с левой стороны ввернут краник для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.