6.1.4. 4-ступенчатая КПП для заднеприводных автомобилей
Детали 4-ступенчатой КПП
11 – первичный, вторичный, промежуточный валы КПП и блок шестерен |
1 – корпус рычага управления КПП
2 – выжимной подшипник и обойма подшипника
3 – рычаг выключения сцепления
4 – передний сальник КПП
|
|
5 – пружинная шайба
6 – стопорное кольцо
7 – ведомая шестерня привода спидометра
8 – выключатель сигнала заднего хода
9 – задняя крышка
10 – сальник |
Предварительные замечания
Перед разборкой начисто вымойте картер КПП, не допуская попадания грязи внутрь.
Перед проверкой все детали КПП следует промыть и просушить.
При сборке деталей механизма КПП смазывайте все сальники, игольчатые подшипники
(для их удержания) маслом SAE-30 или техническим вазелином. Применение консистентной
смазки для подшипников ступиц не допускается. Все сальники и уплотнения изготовлены
из неопренового каучука, поэтому промывать их в растворителях запрещается. Перед
сборкой тщательно очистите все внутренние резьбы и смажьте их трансмиссионным
маслом. Картер отлит из алюминиевого сплава, поэтому при заворачивании в картер
болтов их перекос не допускается, в противном случае будет сорвана резьба. При
использовании старых пружинных колец внутренние стопорные кольца разожмите, а
наружные стопорные кольца подожмите.
Разборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Разборка КПП (1-й этап) |
1. Снимите корпус механизма управления КПП,
достаньте рычаг. |
2. Снимите держатель переднего сальника, сальник
и пружинную шайбу. |
3. Снимите стопорное кольцо переднего подшипника. |
4. Снимите редуктор спидометра и выключатель
сигнала заднего хода. |
5. Снимите заднюю крышку и сальник. |
6. Достаньте первичный вал, вторичный и промежуточный
валы в сборе с шестернями. |
Разборка КПП (2-й этап) |
7. Достаньте упорные кольца промежуточной шестерни
заднего хода. |
8. Отверните болт вала промежуточной шестерни,
снимите стопорную пластину и достаньте вал шестерни заднего хода. |
9. Снимите упорную пластину, пружину и шарик
фиксатора. |
10. Снимите шток и вилку включения заднего хода. |
11. Достаньте блокирующие сухари и снимите штоки
включения 4/3 и 1/2 передач. |
12. Снимите вилки включения 4/3 и 1/2 передач. |
13. Достаньте боковой штифт перегородки. |
14. Снимите наружное пружинное кольцо промежуточной
шестерни заднего хода, шестерню привода спидометра, шпонку, внутреннее
стопорное кольцо и шестерню. |
15. Отверните самоподжимную гайку вторичного
вала и снимите шайбу. |
16. Отверните самоподжимную гайку промежуточного
вала и снимите шайбу. |
17. Снимите с валов внутреннюю перегородку. |
18. Достаньте стопорное кольцо подшипника промежуточного
вала. |
19. Достаньте стопорное кольцо подшипника вторичного
вала. |
20. С промежуточного вала снимите: ведущую шестерню
заднего хода, втулку, задний подшипник и игольчатые подшипники. |
21. Снимите первичный вал, выпрессуйте подшипник
и достаньте игольчатые подшипники. |
22. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора
3-й и 4-й передач, переднее стопорное кольцо вала, ступицу и муфту
синхронизатора 3-й и 4-й передач. |
23. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора
3-й передачи, ведомую шестерню 3-й передачи и игольчатый подшипник. |
24. Снимите подшипник вторичного вала, упорную
шайбу, ведомую шестерню 1-й передачи, игольчатый подшипник и втулку. |
25. Снимите с вторичного вала блокирующее кольцо синхронизатора
1-й и 2-й передач, ступицу и муфту синхронизатора 1-й и 2-й передач,
блокирующее кольцо синхронизатора 2-й передачи, ведомую шестерню
2-й передачи и игольчатый подшипник.
|
|
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Проверьте толщину вилок включения
передач в месте соприкосновения с муфтой синхронизатора. Толщина вилки
включения 1-й и 2-й передач – 7,8–7,9 мм, 3-й и 4-й передач – 7,1–7,2
мм, вилки включения задней передачи – 6,8–6,9 мм. |
|
2. Штангенциркулем измерьте
длину пружин фиксаторов. Длина пружин фиксатора 1-й, 2-й, 3-й и 4-й
передач – 27,5–30,5 мм, задней передачи 24,7–27,7 мм. |
3. Проверьте упругость пружины,
которая должна быть для фиксаторов 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач 4,0–4,2
кГс и для фиксаторов задней передачи 6,3–6,7 кГс. |
|
4. Проверьте зазор между блокирующими
кольцами и торцом зубчатого венца шестерен. Стандартный зазор – 0,8–1,5
мм. |
5. Проверьте зазор между блокирующими
кольцами и сухарями. Стандартный зазор – 3,51– 4,00 мм. |
6. Проверьте зазор между ступицей
синхронизатора и сухарями. Зазор должен быть в пределах 0,01–0,3 мм. |
7. Проверьте биение вторичного
вала, которое не должно превышать 0,03 мм. |
8. Измерьте внутренний диаметр шестерен.
Норма: для шестерен 1-й передачи и заднего хода 45,0–45,1 мм, для
шестерен 2-й и 3-й передач – 41,0–41,1 мм. |
9. Проверьте зазор между втулкой
и валом промежуточной шестерни заднего хода (норма 0,041–0,15 мм). |
10. Проверьте люфт в зацеплении
ведомой и ведущей шестерен. Люфт в зацеплении шестерен с 1-й по 4-ю
передачу должен быть в пределах 0,0–0,20 мм. |
11. Замените детали, которые не
удовлетворяют указанным требованиям. |
|
Сборка синхронизатора (4-ступенчатая КПП)
|
1 – шпонка
2 – пружина
3 – муфта
|
Сборка синхронизатора 1-й и 2-й передач (4-ступенчатая КПП)
|
1 – большая фаска
2 – малая фаска
3 – вперед
4 – назад
|
Сборка синхронизатора 3-й и 4-й передач (4-ступенчатая КПП)
|
1 – вперед
2 – малая фаска |
Предупреждение
Передний и задний игольчатые
подшипники вторичного вала взаимозаменяемы. Чтобы не рассыпались ролики, перед
сборкой заложите в подшипники смазку.
Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите на вторичный вал
игольчатые подшипники. |
|
2. Установите ведомую шестерню
2-й передачи так, чтобы конусная часть шестерни была обращена назад. |
3. Установите на вторичный вал
игольчатый подшипник. Установите ведомую шестерню 1-й передачи так,
чтобы конусная часть шестерни была обращена вперед. |
4. Установите упорную шайбу смазочной
канавкой вперед. Напрессуйте на вторичный опорный подшипник. |
5. Установите игольчатые подшипники.
Установите ведомую шестерню 3-й передачи, блокирующее кольцо и синхронизатор
3-й и 4-й передач. |
6. Установите стопорное кольцо и
измерьте зазор между стопорным кольцом и блокировочным кольцом синхронизатора,
который должен быть в пределах 0,0–0,05 м. Зазор регулируется подбором
стопорного кольца. |
7. Установите блокирующее кольцо
синхронизатора 3-й и 4-й передач и игольчатый подшипник. |
8. Запрессуйте передний опорный
подшипник вторичного вала так, чтобы канавка под пружинное кольцо
была обращена вперед. Установите задний подшипник промежуточного вала,
канавка под стопорное кольцо подшипника должна быть обращена назад. |
9. Установите игольчатые подшипники
и внутреннюю перегородку. |
10. Установите стопорное кольцо
подшипника вторичного вала. |
11. Установите стопорное кольцо
подшипника промежуточного вала. |
12. Установите втулку промежуточного
вала, шестерню заднего хода, шайбу и заверните гайку. Затяните гайку
вала с моментом 100–120 Н.м. |
13. Установите на вторичный вал
шайбу и затяните гайку с моментом 100–120 Н.м. |
14. Установите на вал промежуточную
шестерню, стопорное кольцо, шпонку, ведущую шестерню спидометра и
второе стопорное кольцо. |
15. Установите вал промежуточной
шестерни в сборе, вставьте стопорную пластину, затяните болт с моментом
34 Н.м. |
16. Вставьте штифт, установите вилки
включения всех передач, затяните болт с моментом 22 Н.м. |
17. Установите шток и вилку включения
заднего хода, шарик фиксатора, пружину и упорную пластину. |
18. Установите упорную пластину
шестерни заднего хода так, чтобы фланцевая часть шайбы плотно упиралась
в буртик на перегородке. Установите промежуточную шестерню заднего
хода так, чтобы фаска на зубьях была обращена наружу. |
19. Установите шестерню заднего
хода и упорную шайбу. |
|
Окончательная сборка КПП
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите сальник в заднюю крышку. |
2. Установите в картер КПП собранные вторичный,
промежуточный и первичный валы. При установке вторичного вала запрещается
прилагать большое усилие. |
3. Установите заднюю крышку, затяните болты
с моментом 42 Н.м. |
4. Установите выключатель сигнала заднего хода,
редуктор спидометра и стопорное кольцо переднего подшипника вторичного
вала. |
5. Установите пружинную шайбу, передний сальник
и держатель затяните болты с моментом 22 Н.м. |
6. Установите рычаг выключения сцепления, обойму,
выжимной подшипник и механизм. |
|