9.2.2. Диагностика отказов АТ - общая информация
Отказы АТ чаще всего происходят по одной из следующих пяти причин:
a) Снижение эффективности отдачи двигателя;
b) Нарушение регулировок;
c) Неисправность гидравлики;
d) Механические повреждения;
e) Отказы бортового процессора/его сигнальной цепи.
Диагностика отказов всегда должна начинаться с наиболее простых проверок: оцените
уровень и состояние ATF (см. Главу
Настройки и текущее обслуживание),
проверьте регулировку приводов переключения передач и дроссельной заслонки. Далее,
проведите ходовые испытания автомобиля с целью определения эффективности внесенных
исправлений. Если устранить проблему не удалось, следует отогнать автомобиль на
станцию техобслуживания для более подробной диагностики с применением специального
оборудования. Описание некоторых из симптомов нарушений функционирования АТ приведено
в Разделе, посвященном диагностике отказов узлов и систем автомобиля в начале
настоящего Руководства.
Перечень наиболее типичных отказов АТ
|
См. также соответствующий
подраздел в Разделе, посвященном диагностике отказов узлов и систем автомобиля
во Введении к настоящему Руководству. |
Трансмиссия обеспечивает движение автомобиля вперед или назад
· Нарушена регулировка тяг переключения;
· Упал уровень ATF/занижено гидравлическое давление в результате нарушения проходимости
масляного фильтра, неправильной установки клапанной сборки, либо повреждения редукционного
клапана/управляющего клапана преобразователя вращения.
Движение отсутствует в положениях “D” и “2”
· Неисправна передняя муфта сцепления
Не функционируют передние передачи
· Неисправна задняя муфта сцепления;
· Неисправен клапан аккумулятора “N-D”.
Двигатель глохнет при переключении трансмиссии из положения
“N” в положение “D” или “R”
· Двигатель не развивает требуемую мощность;
· Неправильно установлена клапанная сборка АТ;
· Заклинен контрольный шарик клапанной сборки;
· Неисправен клапан сцепления преобразователя вращения, либо клапан аккумулятора
“N-D”.
Коробка пробуксовывает при движении вперед
· Упал уровень ATF/гидравлическое давление;
· Неисправна одноходовая муфта сцепления;
· Неисправна клапанная сборка;
· Чрезмерно изношена задняя муфта сцепления.
Коробка пробуксовывает при включении реверса
· Упал уровень ATF/гидравлическое давление;
· Неисправен тормозной контур пониженных передач/реверса;
· Чрезмерно изношена передняя муфта сцепления;
· Неисправна клапанная сборка.
Имеет место слишком слабый прием автомобиля при движении на 2-й и 3-й передачах
· Упал уровень ATF/гидравлическое давление;
· Неисправен преобразователь вращения;
· Неисправна задняя муфта сцепления;
· Неисправна/неправильно установлена клапанная сборка;
· Неисправна тормозная сборка включения режима kickdown;
· Нарушена регулировка сервопривода режима kickdown.
Снижена эффективность торможения двигателем в режиме “L”
· Неисправна клапанная сборка;
· Неисправна тормозная сборка режимов пониженных передач/реверса.
Обороты останова преобразователя вращения чрезмерно занижены
· Недостаточна развиваемая двигателем мощность;
· Неисправен преобразователь вращения.
Обороты останова преобразователя вращения чрезмерно завышены
· Упал уровень ATF/гидравлическое давление;
· Неисправна одноходовая муфта сцепления;
· Неисправна передняя муфта сцепления;
· Неисправна задняя муфта сцепления;
· Неисправна клапанная сборка.
Автомобиль движется при переведенной в положение “N” трансмиссии
· Неисправна передняя или задняя муфта сцепления.
Трансмиссия не переводится в парковочное положение
· Нарушена регулировка привода переключения;
· Неисправен механизм включения положения “Р”.
Имеет место несоответствие между выбираемыми и фактически включающимися режимами
· Упал уровень ATF/гидравлическое давление;
· Неисправна клапанная сборка;
· Неисправна передняя муфта сцепления;
· Неисправна тормозная лента включения режима kickdown;
· Нарушена регулировка сервопривода режима kickdown;
· Неисправен управляющий регулятор.
Не происходит переключения трансмиссии на пониженную передачу в любом из положений
· Нарушена исправность функционирования дроссельной заслонки;
· Неисправен клапан переключения 1/2 передач;
· Неисправен клапан переключения 2/3 передач;
· Неисправен управляющий регулятор.
Нарушена исправность переключения трансмиссии с 1-й передачи на 2-ю
· Упал уровень ATF/гидравлическое давление;
· Нарушена проходимость масляного фильтра;
· Неисправна тормозная лента режима kickdown;
· Нарушена регулировка сервопривода режима kickdown;
· Неисправна передняя муфта сцепления;
· Неисправен управляющий регулятор;
· Неисправна клапанная сборка.
Нарушена исправность переключения трансмиссии со 2-й передачи на 3-ю
· Упал уровень ATF/гидравлическое давление;
· Нарушена проходимость масляного фильтра;
· Неисправна тормозная лента режима kickdown;
· Нарушена регулировка сервопривода режима kickdown;
· Неисправна передняя муфта сцепления;
· Неисправен управляющий регулятор;
· Неисправна клапанная сборка.
Переключение 1-й передачи на 2-ю и со 2-й на 3-ю происходит слишком резко
· Нарушена регулировка троса привода дроссельной заслонки;
· Неисправна клапанная сборка;
· Неисправен управляющий регулятор;
· Неисправна передняя муфта сцепления;
· Неисправна тормозная лента режима kickdown;
· Нарушена регулировка сервопривода режима kickdown.
Переключение 3-й передачи на 2-ю и со 2-й на 1-ю происходит слишком резко
· Неисправна тормозная лента режима kickdown;
· Нарушена регулировка сервопривода режима kickdown;
· Неисправен управляющий регулятор;
· Неисправна клапанная сборка.
Преобразователь вращения при работе издает воющий звук
· Неисправен масляный насос.
Преобразователь вращения дребезжит при работе
· Треснул приводной диск;
· Ослаб болт крепления преобразователя вращения к приводному диску.
Первичные проверки
|
1. В ходе короткой поездки прогрейте трансмиссию
до нормальной рабочей температуры.
2. Проверьте уровень ATF (см. Главу Настройки и
текущее обслуживание):
a) Если жидкости явно недостаточно, произведите соответствующую
корректировку, долив необходимое количество свежей ATF. Убедитесь
в правильности проведенной корректировки по показаниям измерительного
щупа, затем проверьте трансмиссию на наличие признаков внешних утечек;
b) Если уровень чрезмерно высок, слейте избыток ATF, затем проверьте
ее на наличие следов присутствия охлаждающей жидкости, свидетельствующих
о нарушении герметичности внутренних переборок радиатора, отделяющих
его теплообменник от боковых резервуаров с ATF;
c) Если ATF вспенена, опорожните трансмиссию и заправьте ее свежей
жидкостью, - слитую ATF проверьте на наличие следов присутствия
охлаждающей жидкости.
3. Проверьте установку оборотов холостого хода двигателя (см. Главу
Системы питания и выпуска). В случае необходимости
отгоните автомобиль на станцию техобслуживания для выполнения соответствующих
регулировок.
|
Если двигатель
не в порядке, не следует приступать к выполнению первичных
проверок трансмиссии до тех пор, пока не будут внесены соответствующие
исправления. |
4. Удостоверьтесь в правильности регулировки и плавности хода тяги/троса
привода переключения тяги. |
|
Диагностика утечек ATF
Общая информация
Большинство утечек легко выявляются при визуальной проверке. Ремонт обычно состоит
в замене соответствующего дефектного сальника или прокладки. Если выявить источник
утечки в ходе внешнего осмотра не удается, действуйте, как описано ниже.
В первую очередь необходимо исключить вероятность ошибки в определении природы
утечки. Не следует путать ATF с двигательным маслом или тормозной жидкостью (трансмиссионная
жидкость обычно имеет темно-красный цвет).
Для выявления источника утечки совершите короткую (несколько километров) поездку,
затем запаркуйте автомобиль над расстеленным чистым листом картона. Спустя пару
минут источник утечки может быть выявлен по следам капающей на картон жидкости.
Внимательно осмотрите подозреваемый участок и окружающую его поверхность, особое
внимание уделяя стыкам сопрягаемых прокладочных поверхностей. С целью расширения
угла обзора воспользуйтесь карманным зеркальцем.
Если выявить источник утечки по-прежнему не удается, тщательно протрите поверхность
подозреваемого участка смоченной растворителем ветошью, затем просушите ее.
Совершите еще одну короткую поездку, на этот раз часто меняя скорость движения,
затем вновь осмотрите вычищенный подозреваемый участок.
После выявления источника утечки, следует определить и устранить причину ее развития,
и лишь затем переходить к выполнению необходимых восстановительных работ. Замена
поврежденной прокладки не приведет к желаемому результату, если оставить неустраненным
дефект сопрягаемой поверхности, приведший к выходу уплотнителя из строя. Так,
деформированный фланец необходимо отрихтовать.
В нижеследующих подразделах перечислены наиболее типичные причины развития утечек
ATF и условия, которые должны быть выполнены, чтобы не произошло рецидивов.
|
Часть из перечисленных
требований не могут быть выполнены без применения специального оборудования.
В этом случае автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания.
|
Утечки через прокладочные поверхности
|
1. Периодически осматривайте поддон картера трансмиссии.
Проверяйте наличие на своих местах и надежность затягивания крепежных
болтов, следите, чтобы на крышке не появлялось следов механических
повреждений (деформация поддона может привести к выходу из строя
расположенной внутри трансмиссии клапанной сборки).
2. К числу возможных причин развития утечек через поддон относятся
чрезмерно тугое затягивание крепежных болтов, нарушение проходимости
вентиляционной линии, механическое повреждение уплотнительной поверхности
картера трансмиссии, разрушение прокладки, а также возникновение
трещин или порозности стенок картера. Если прокладка поддона или
картера трансмиссии формируется подушкой герметика, не исключена
вероятность неправильного выбора типа последнего. К утечкам чрез
прокладку поддона может приводить также переполнение картера трансмиссионной
жидкостью, либо повышение давления ATF. |
|
Утечки через сальники и манжеты
|
1. К числу наиболее типичных причин выхода сальников
трансмиссии из строя относятся чрезмерно высокий уровень/давление
ATF, нарушение проходимости вентиляционного патрубка, механическое
повреждение стенок посадочного гнезда, повреждение собственно сальника,
либо неправильная установка последнего. Не исключена также вероятность
повреждения цапфы продетого в сальник вала, либо чрезмерный люфт
последнего в результате износа подшипников.
2. Проверьте состояние и правильность посадки уплотнительной манжеты
направляющей трубки измерительного щупа. Периодически осматривайте
на наличие признаков утечек поверхность в районе расположения приводной
шестерни спидометра/датчика скорости (VSS). В случае необходимости
производите замену уплотнительного кольца. |
|
Утечки через дефекты в стенках картера трансмиссии
|
1. Причиной развития утечек ATF может являться
образование трещин или пор в теле картера трансмиссии, - проконсультируйтесь
у специалистов автосервиса.
2. Проверьте герметичность штуцерных узлов подсоединения шлангов
охладителя ATF. |
|
Утечки через сапун и заливную горловину
|
Утечки через сапун вентиляции или заливную горловину
могут происходить вследствие переполнения трансмиссии, попадания
в ATF охлаждающей жидкости, нарушения проходимости сапуна/вентиляционного
патрубка или возвратных дренажных отверстий. |
|
Проверка исправности функционирования механических подсистем
АТ
Проверка на полностью заторможенном автомобиле (stall test)
|
1. Работоспособность трансмиссии и двигателя производится
путем измерения частоты вращения коленчатого вала в положениях “R”
и “D” АТ при полностью заторможенном автомобиле.
|
ATF должна
быть прогрета до нормальной рабочей температуры (50 ÷
80°С). Длительность каждой проверки не должна превышать пяти
секунд. Проверку следует производить силами двух человек:
один должен наблюдать за колесами автомобиля, второй производит
необходимые манипуляции в салоне автомобиля. |
2. Затормозите передние и задние колеса автомобиля.
3. Подключите к двигателю тахометр.
4. Полностью взведите стояночный тормоз.
5. Левой ногой выжмите до упора педаль ножного тормоза.
6. Переведите рычаг управления раздаточной коробкой в положение
Н2.
7. Запустите двигатель. Переведите рычаг селектора АТ в положение
“D”, выжмите до упора педаль газа и быстро считайте показания тахометра.
|
Если в ходе
выполнения проверки задние колеса автомобиля начнут вращаться
прежде, чем частота вращения двигателя достигнет требуемого
значения (2300 ÷ 2600 об/мин), отпустите педаль газа
и прекратите проверку. |
8. Произведите аналогичную проверку с переводом трансмиссии в положение
“R”.
9. Если частота вращения двигателя в обоих случаях оказывается одинаковой
и ниже требуемой, следовательно, двигатель не развивает полную мощность,
либо неисправна муфта свободного хода гидротрансформатора АТ.
|
Если частота
ниже требуемой на 600 об/мин, возможно неисправен собственно
гидротрансформатор. |
10. Если частота вращения двигателя выше требуемой в положении
трансмиссии “D”, это может свидетельствовать о чрезмерном снижении
давления в основной магистрали, пробуксовке в муфте свободного хода
№ 2, нарушении исправности функционирования муфты свободного хода
повышающего планетарного ряда, либо пробуксовке в муфте прямой передачи
раздаточной коробки.
11. Превышение частоты вращения двигателя в положении “R” трансмиссии
свидетельствует о падении давления в основной магистрали, пробуксовке
в муфте прямой передачи, пробуксовке в тормозе первой и задней передач,
нарушении исправности функционирования муфты свободного хода повышающего
планетарного ряда, либо пробуксовке в муфте прямой передачи раздаточной
коробки.
12. Если обороты двигателя завышены в обоих положениях трансмиссии,
значит, либо чрезмерно упало давление в основной магистрали, либо
уровень ATF не соответствует требуемому значению, либо нарушена
исправность функционирования муфты свободного хода повышающего планетарного
ряда, либо имеет место пробуксовка в муфте прямой передачи раздаточной
коробки. |
|
Проверка времени запаздывания переключения
|
1. Если при работающем на холостых оборотах двигателе
перевести рычаг селектора в один из диапазонов движения вперед,
до момента начала движения должно пройти некоторое время. По длительности
данной задержки можно судить об исправности функционирования блокировочных
муфт повышающего планетарного ряда, переднего хода, прямой передачи
и тормоза первой и задней передач.
|
Проверку
следует производить на прогретом до нормальной рабочей температуры
двигателе. Конечный результат следует получать методом осреднения
результатов трех проверок, между каждой из которых должно
пройти не менее одной минуты. Ниже приведено подробное описания
хода выполнения данной проверки. |
2. Полностью взведите стояночный тормоз. Переведите рычаг управления
раздаточной коробки в положение Н2.
3. Запустите двигатель и проверьте обороты его холостого хода, -
в случае необходимости произведите соответствующую регулировку.
4. Переведите рычаг селектора из положения “N” в положение “D” и
при помощи секундомера замерьте время задержки, - среднее значение
трех последовательных измерений не должно превышать 1.2 секунды.
5. Действуя в аналогичной манере, определите время задержки включения
задней передачи, которое не должно превышать 1.5 секунды.
6. Причиной чрезмерной величины задержки включения может являться
слишком низкое давление в основной магистрали, нарушение исправности
функционирования муфты переднего хода, муфты свободного хода повышающего
ряда планетарной сборки, либо тормоза первой и задней передач. |
|
Гидравлические проверки
Общая информация
|
|
Для выполнения
описанных ниже проверок потребуется помощь ассистента. |
1. Проверьте уровень и состояние ATF (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
2. В ходе короткой поездки прогрейте трансмиссию до нормальной рабочей
температуры.
3. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, - ведущие
колеса должны оказаться полностью оторванными от земли.
4. Действуя в соответствии с инструкциями изготовителей прибора,
подключите тахометр. Расположите тахометр таким образом, чтобы его
индикатор хорошо просматривался с водительского места.
5. Отыщите штуцеры подключения манометра на боковых стенках картера
трансмиссии, вблизи линии сочленения его с поддоном. Выверните пробку
и подключите переходную насадку измерителя к соответствующему штуцеру.
|
Для некоторых измерений потребуется
манометр со шкалой до 28 кГс/см2 (см. Спецификации).
|
6. Произведите измерения гидравлического давления АТ при различных
оборотах двигателя и в различных положениях рычага селектора. Сравните
результаты измерений с требованиями Спецификаций. В случае необходимости
произведите соответствующие регулриовки, замените дефектные компоненты.
7. Закончив измерения затяните пробки штуцеров с требуемым усилием.
|
|
Анализ результатов проверки давления в линиях
Трансмиссия F3А21
|
1. Чрезмерно низкое давление в положениях “D”,
“L” и “2” при нормальных показаниях в положении “R” свидетельствует
о наличии утечек в контуре задней муфты сцепления, либо через уплотнительное
кольцо аккумулятора 1-2.
2. Заниженное давление в положениях “D” и “R” при норме в положении
“L” говорит об утечках в контуре передней муфты сцепления.
3. Заниженное давление в положениях “D” и “L” при нормальном в положении
“2” является свидетельством утечек в контуре пониженных передач/реверса.
4. Пониженное давление во всех режимах может указывать на неисправность
масляного насоса, ослабление болтов крепления клапанной сборки,
нарушение проходимости фильтра или заклинивание клапана регулятора
давления. |
|
Трансмиссии серии F4А20 (F4А22 и F4А23/33/51)
|
1. Причинами занижения/завышения давления во всех
линиях могут являться: нарушение проходимости масляного фильтра,
нарушение установочных параметров управляющего регулятора, заклинивания
клапана регулятора давления, неправильное давление сброса масляного
насоса, утечки ATF в клапанной сборке.
2. Неправильное редукционное давление может свидетельствовать о
нарушении проходимости редукционного фильтра, заклинивании редукционного
клапана, либо развитии утечек в клапанной сборке.
3. Неправильное давление в линии тормозного контура режима kickdown
говорит о нарушении исправности функционирования сервопривода режима,
либо отказе функционирования клапанной сборки.
4. Причинами неправильного показания при измерении давления передней
муфты сцепления могут являться: утечки ATF в сервоприводе режима
kickdown, либо клапанной сборке, отказ клапанной сборки, утечки
на поршне или держателе муфты.
5. Неправильное давление торцевой муфты указывает на утечки ATF
на муфте/клапанной сборке, либо нарушение исправности функционирования
последней.
6. Неправильное давление в тормозной линии пониженных передач/реверса
указывает на утечки ATF на участке между клапанной сборкой и картером
трансмиссии (уплотнительное кольцо), отказ функционирования клапанной
сборки или утечки через поршень или держатель соответствующей тормозной
сборки.
7. Причинами неправильного показания при измерении давления преобразователя
вращения могут являться: утечки ATF в маслоохладителе, либо линиях
соединительного тракта, нарушение исправности функционирования преобразователя,
утечки через сальник первичного вала, заклинивание электромагнитного
клапана сцепления преобразователя (клапан TCCSV), либо отказ клапана
управления преобразователя. |
|
Проверка давления управляющего регулятора (трансмиссия F3А21)
|
1. Необходимость в выполнении данной проверки
возникает лишь в случае нарушения правильности моментов переключения
трансмиссии. Регулировка троса привода дроссельной заслонки при
этом не должна быть нарушена.
2. Подсоедините манометр к соответствующему штуцеру на картере трансмиссии.
3. Считайте показания измерителя в положении “D” трансмиссии. Сравните
результаты измерения с требованиями Спецификаций.
4. Причиной отклонений давления при заданной скорости движения автомобиля
может являться заклинивание клапана управляющего регулятора, либо
нарушения проходимости фильтра регулятора.
5. Управляющий регулятор должен своевременно и плавно реагировать
на измерение скорости и возвращаться к базовому давлению (0 ÷
20 кПа) при остановке транспортного средства.
|
|
Ходовые испытания
|
Испытания должны производиться при прогретой
до нормальной рабочей температуры (50 ÷ 80 °С) ATF. |
|
Моменты переключения режимов
раздаточной коробки (Н2, Н4 и L 4) различны, кроме того, в режиме L4 запрещены
включение 4-й передачи и блокировка гидротрансформатора. |
Проверка в диапазоне “D” в нормальном и спортивном режимах
работы АТ
|
1. Переведите рычаг селектора АТ в положение “D”,
выжмите до упора педаль газа и удерживайте ее в этом положении.
Проверьте моменты переключения передач 1-2, 2-3 и 3-4, - сравните
результаты проверки с требованиями Спецификаций.
2. Проверка производится для нормального и спортивного режимов функционирования
АТ .
3. Отсутствие переключения 1-2 свидетельствует о входе из строя
электромагнитного клапана № 2, либо залипания клапана 1-2.
4. За отсутствие переключения 2-3 отвечает электромагнитный клапан
№ 1, не исключена также вероятность залипания клапана переключения
2-3.
5. При отсутствии переключения 3-4 проверьте состояние клапана 3-4.
6. Причиной сбоя моментов переключения передач может оказаться нарушение
исправности функционирования дроссельной заслонки и клапанов переключения
1-2/2-3/3-4.
7. Отсутствие блокировки гидротрансформатора объясняется отказом
электромагнитного клапана № 3, либо залипанием клапан включения
блокировки.
8. Оцените плавность переключения передач. Причиной возникновения
толчков может оказаться чрезмерно высокое давление в основной магистрали,
нарушение исправности функционирования гидроаккумулятора, либо контрольного
шарикового клапана.
9. Двигаясь с заблокированным гидротрансформатором, либо на 4-й
передаче, оцените интенсивность вибраций и шумового фона.
|
Причиной возникновения
вибраций и шумов может являться также нарушение балансировки
карданного вала. |
10. Разгоните автомобиль до включения 4-й передачи и, притормаживая,
определите моменты переключения 4-3, 3-2 и 2-1. сравните результаты
проверки с требованиями Спецификаций.
11. Оцените плавность понижающих переключения.
12. Проверьте качество блокировки гидротрансформатора, - при равномерном
движении на 4-й передаче блокировка должна происходить на скорости
приблизительно 75 км/ч. Слегка прижмите педаль газа, - обороты двигателя
не должны заметно измениться, в противном случае блокировка гидротрансформатора
нарушена. |
|
Проверка в диапазоне “2”
|
1. Переведите рычаг селектора АТ в положение “2”,
выжмите до упора педаль газа и удерживайте ее в этом положении.
2. Определите момент переключения 1-2, сравните результат проверки
с требованиями Спецификаций.
|
В данном режиме
переключения 2-3, 3-4 и блокировка гидротрансформатора запрещены;
при движении со скоростью 100 км/ч и выше торможение двигателем
запрещено. |
3. Двигаясь на 2-й передаче, отпустите педаль газа и оцените эффективность
торможения автомобиля двигателем. Если торможение отсутствует, следовательно,
неисправен тормоз обеспечения данного режима. |
|
Проверка в диапазоне “L”
|
1. При включении режима “L” любые повышающие переключения
запрещены, - автомобиль должен двигаться все время на первой передаче.
2. Отпустите педаль газа и оцените интенсивность торможения двигателем.
Если торможение отсутствует, следовательно, неисправен тормоз включения
первой и задней передач.
3. Оцените уровень шума и вибраций в процессе торможения автомобиля
двигателем. |
|
Проверка в диапазоне “R”
|
Переведите рычаг селектора АТ в положение “R”
и начинайте движение в выжатой до упора педалью газа, -пробуксовка
фрикционных элементов управления должна отсутствовать. |
|
Проверка в диапазоне “Р”
|
Запаркуйте автомобиль на уклоне не менее 5° и
переведите рычаг селектора в положение “Р”, стояночный тормоз не
взводите, - автомобиль должен оставаться неподвижным. |
|