2.1. Диагностика отказов при запуске двигателя в дорожных условиях

Проверка систем зажигания и электрооборудования

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Включите зажигание и удостоверьтесь в исправности свечения контрольной лампы на панели приборов.
  2. Включите стартер и проверьте стабильность проворачивания им двигателя.
  3. Включите головные фары и проверьте интенсивность их свечения.
  4. Если головные фары не горят, или стартер не проворачивает двигатель действуйте следующим образом:
  1. Отсоедините провода от батареи и зачистите обе клеммы и клеммные зажимы (см. сопроводительную иллюстрацию). Вновь подсоедините провода и надежно (но не чрезмерно) затяните зажимы.

При плохом контакте клеммы обычно заметно разогреваются уже после нескольких попыток запуска.

    1. Проверьте состояние и надежность крепления шин заземления батареи на двигатель, двигателя на раму. Также проверьте контакты шин на наличие признаков окисления и загрязнения.
    2. Проверьте исправность провода, идущего от батареи к стартеру, а также внешнее состояние тягового реле стартера. Проверьте также чистоту и надежность крепления клемм провода.
    3. Повторите проверки первых трех параграфов подраздела . если стартер по прежнему не проворачивает двигатель или лампы не горят, возможна одна из перечисленных ниже ситуаций.

Не функционирует стартер или лампы

Фары горят, но стартер не функционирует

Привод стартера заклинен, будучи введенным в зацепление с зубчатым венцом маховика

Фары светятся с пониженной интенсивностью, а стартер вращается слишком медленно

Модели с контактным прерывателем

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Выставьте межэлектродный зазор запасной свечи зажигания обслуживаемого типа равным 6 мм. Надежно заземлите корпус свечи при помощи провода-перемычки (см. сопроводительную иллюстрацию), или плотно прижав свечу к надежно заземленной точке на блоке двигателя (примотайте ее шнуром или скотчем). Снимите свечной провод и подсоедините его к этой пробной свече.
  1. Попросите помощника включить стартер.
  2. Между электродами пробной свечи должна проскочить искра. Если искры нет, или она имеет желтую окраску и слабую интенсивность, переходите к выполнению процедуры следующего параграфа. Если искра имеет достаточную интенсивность, пропустите описанные ниже проверки.
  3. Отсоедините провод катушки зажигания от крышки распределителя и подведите его к пробной свече. Повторите описанную выше проверку. Если на свече образуется сильная искра ярко голубого цвета, причина отказа лежит в неисправности крышки распределителя, его бегунка, экрана переключения ограничителя оборотов или свечного провода. Если искра по прежнему отсутствует, выключите зажигание и выполните следующие проверки:
  1. Проверьте состояние ВВ свечных проводов (см. сопроводительную иллюстрацию), - они должны быть сухими и без трещин в изоляции.
  1. Проверьте на наличие влаги и грязи крышку распределителя. Осмотрите внутренние поверхности крышки и экрана ограничителя оборотов распределителя на наличие трещин и угольных дорожек (см. сопроводительную иллюстрацию), особое внимание уделяя участкам между контактными сегментами свечей зажигания в крышке и электродами в экране.
  1. Проверьте бегунок распределителя на наличие трещин, грязевых отложений и прогаров металлического носика. Удостоверьтесь в присутствии на своем месте и исправности пружины ограничения вращения кнопки бегунка (на сопроводительной иллюстрации показана проверка пружины бегунка на модели 4.2 л).
    1. Проверьте чистоту, сухость и надежность крепления в крышке распределителя контактных соединений проводов сечей и катушки зажигания.
    2. Удостоверьтесь, что угольная щетка в центре внутренней поверхности крышки распределителя является сухой и чистой.
    3. Проверьте состояние и надежность крепления НВ проводов на катушке зажигания. Удостоверьтесь в отсутствии признаков окисления их клемм.
  1. Удостоверьтесь, что электрический ток достигает катушки при включении зажигания. Воспользуйтесь лампой-пробником, включив ее между НВ положительной клеммой катушки и хорошо заземленной точкой (см. сопроводительную иллюстрацию). Удостоверьтесь, что контакты прерывателя разомкнуты, или заизолируйте их на время проведения данной проверки диэлектрической лентой. Если лампа-пробник загорается, будучи подключенной с обращенной к замку зажигания стороны катушки и не горит при подсоединении к обращенной к прерывателю контактов стороны, то не исключена вероятность повреждения первичной обмотки катушки. Снимите катушку или проверьте ее путем замены на заведомо исправную.
    1. Проверьте состояние контактов прерывателя, в случае необходимости зачистите их и отрегулируйте.
    2. Проверьте состояние и надежность крепления проводов заземления распределителя.
      Повторите проверку. Если искра по-прежнему отсутствует, или имеет место слабая искра желтого цвета, не исключена вероятность одного из перечисленных ниже отказов.

Лампа не горит

Имеет место обрыв цепи между замком зажигания и положительной клеммой катушки. Опять-таки при помощи лампы-пробника удостоверьтесь в исправности подачи питания на замок зажигания и НВ разъем жгута электропроводки двигателя.

Если лампа-пробник в наличии отсутствует, НВ провод можно отсоединить от обращенной к замку зажигания стороны катушки и подвести к надежно заземленной точке с целью проверки наличия тока. Аналогично второй НВ провод может быть отсоединен от распределителя и заземлен для проверки наличия тока. В ходе выполнения проверки пункта g) следите за тем, чтобы контакты прерывателя были разомкнуты (заизолированы), а зажигание включено (ключ - в положении ON).

Неисправна катушка, конденсатор или свечные провода

На отказ катушки указывает сильный прогар или контактов прерывателя или наличие на них глубоких каверн - замените конденсатор и контакты прерывателя.

Если в ходе выполнения перечисленных выше проверок и исправления выявленных дефектов удается добиться искры достаточной эффективности, но двигатель по прежнему не запускается, снимите все свечи зажигания и проверьте их состояние и величину межэлектродных зазоров.

Модели с электронным зажиганием

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Выставьте межэлектродный зазор запасной свечи зажигания обслуживаемого типа равным 6 мм. Надежно заземлите корпус свечи при помощи провода-перемычки, или плотно прижав свечу к надежно заземленной точке на блоке двигателя (примотайте ее шнуром или скотчем). Снимите свечной провод и подсоедините его к этой пробной свече.

Работая с электронной системой зажигания или вблизи ее компонентов следует соблюдать определенные меры предосторожности, связанные с опасностью получения электрического шока при соприкосновении с элементами ВВ первичного и вторичного контуров системы.
Прежде чем приступать к отсоединению или подсоединению каких-либо компонентов электронной системы, выключите зажигание во избежание получения электрического удара и выхода из строя системы зажигания.

  1. Попросите помощника включить стартер.
  2. Между электродами пробной свечи должна проскочить искра. Если искры нет, или она имеет желтую окраску и слабую интенсивность, переходите к выполнению процедуры следующего параграфа. Если искра имеет достаточную интенсивность, пропустите описываемые ниже проверки.
  3. Отсоедините провод катушки зажигания от крышки распределителя и подведите его к пробной свече. Повторите описанную выше проверку. Если на свече образуется сильная искра ярко голубого цвета, причина отказа лежит в неисправности крышки распределителя, его бегунка, экрана ограничителя оборотов или свечного провода. Если искра по прежнему отсутствует, выключите зажигание и выполните следующие проверки:
    1. Проверьте состояние ВВ свечных проводов - они должны быть сухими и без трещин в изоляции.
  1. Проверьте на наличие влаги и грязи крышку распределителя. Осмотрите внутренние поверхности крышки и экрана ограничителя оборотов распределителя на наличие трещин и угольных дорожек (см. сопроводительную иллюстрацию), особое внимание уделяя участкам между контактными сегментами свечей зажигания в крышке и электродами в экране ограничителя оборотов.
    1. Проверьте бегунок распределителя на наличие трещин, грязевых отложений и прогаров металлического носика. Удостоверьтесь в присутствии на своем месте и исправности пружины ограничения вращения кнопки бегунка (на сопроводительной иллюстрации показана проверка пружины ротора на модели 4.2 л).
    2. Проверьте чистоту, сухость и надежность крепления в крышке распределителя контактных соединений проводов сечей и катушки зажигания.
    3. Удостоверьтесь, что угольная щетка в центре внутренней поверхности крышки распределителя является сухой и чистой.

Не следует производить дальнейшие проверки электронной системы зажигания, так как их выполнение связано с риском получения электрического шока в результате воздействия высокого напряжения, присутствующего в первичном и вторичном контурах системы. Правила выполнения процедур описаны в Разделе, посвященном электронной системе зажигания.

  1. Если в ходе выполнения перечисленных выше проверок и исправления выявленных дефектов удается добиться искры достаточной эффективности, но двигатель по прежнему не запускается, снимите все свечи зажигания и проверьте их состояние и величину межэлектродных зазоров.

Проверка системы питания

При условии гарантии наличия топлива в бензобаке первой проверкой должна стать проверка присутствия топлива в поплавковой камере карбюратора. На карбюраторах, оборудованных смотровым окном, проверьте присутствие топлива в камере визуально. Уровень топлива должен доходить до середины смотрового окна.

Для выполнения следующей проверки снимите сборку воздухоочистителя и загляните в горловину карбюратора при открытой воздушной заслонке. Продолжая смотреть в горловину, несколько раз откройте и закройте дроссельную заслонку, двигая рукой ее тягу. Если при движении дроссельной заслонки наблюдается впрыскивание топлива через разрядное сопло ускорительного насоса,это означает,что поплавковая камера заполнена и система питания функционирует исправно (см. сопроводительную иллюстрацию).

Если впрыскивания не происходит, действуйте как описано ниже.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Рассоедините НВ разъем катушки зажигания во избежание случайного запуска двигателя во время выполнения проверки.
  1. Отсоедините шланг подачи топлива от карбюратора и опустите его в сливную емкость. Попросите помощника несколько раз включить стартер и наблюдайте за выталкиванием топлива из шланга. Если топливо выплескивается в емкость исправно, пропустите описанные в трех последующих параграфах процедуры, если нет - переходите выполнению этих процедур.
  1. Отсоедините шланги и извлеките из двигательного отсека топливный фильтр. Удостоверьтесь, что фильтр продувается в обоих направлениях. В случае необходимости произведите его замену. Установите исправный фильтр на место, надежно закрепив шланги хомутами.
  2. На моделях 4.2 л отсоедините линию подачи топлива из бензобака от впускной стороны топливного насоса. Снимите крышку заливной горловины топливного бака и попросите помощника прислушаться к звукам, исходящим из горловины. Подуйте в топливную линию в направлении к бензобаку. Если проходимость линии не нарушена, помощник услышит бульканье в баке.

Описанная выше проверка не может быть выполнена на моделях 3.0 л, так как они оборудованы встроенным в бензобак электрическим топливным насосом, оснащенным односторонним контрольным клапаном. Если после прочистки топливного фильтра подача топлива не восстановится, обратитесь за более подробной информацией к Разделу, посвященному системе питания и выполните соответствующую проверку исправности функционирования электрического топливного насоса.

  1. Подсоедините топливную линию к топливному насосу и проверьте подачу топлива от насоса. Если подача топлива к карбюраторной стороне насоса отсутствует, возможен один из перечисленных ниже отказов.

Модели 3.0 л

Модели 4.2 л

Бульканье имеет место, но подача топлива от насоса отсутствует
Неисправен топливный насос. См. соответствующий Раздел, посвященный диагностике неисправностей насоса.

Если топливо исправно поступает в бензопровод с карбюраторной стороны, а двигатель по прежнему не запускается, выполните следующие проверки:

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удостоверьтесь, что не произошло заливания карбюратора вследствие чрезмерно интенсивного качания педали газа при попытке произвести запуск. Также удостоверьтесь, что воздушная заслонка не заклинена в закрытом положении, если двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры. Последствия залива карбюратора иногда можно устранить путем постукивания по поплавковой камере в районе размещения игольчатого клапана и его седла (см. сопроводительную иллюстрацию).
  1. Выверните свечи зажигания и проверьте, не залиты ли электроды топливом. В случае необходимости тщательно протрите и просушите свечи перед установкой их на место.
  2. Если залив карбюратора имеет место, проверьте поплавок с игольчатым клапаном на наличие признаков заклинивания. Проверьте также не пробит ли поплавок, что привело к заполнению его топливом.
  3. Проверьте, не забит ли фильтрующий элемент воздухоочистителя.
  4. Если залива карбюратора не происходит, а топливо исправно поступает в него, возможными причинами отказа являются следующие:
    1. Заблокирован топливный фильтр.
    2. Заклинен или заблокирован игольчатый клапан.
    3. Не закрывается должным образом контрольный клапан.
    4. Имеют место утечки воздуха во впускном трубопроводе или через опорные фланцы карбюратора вследствие деформации или разрушения прокладок.
    5. Пробит шланг вакуумного усилителя тормозов или ослабло соединение между усилителем и впускным трубопроводом.

Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)

Ввиду сложности устройства систем EFI составители данного Руководства рекомендуют читателю, в случае если выполнение перечисленных ниже проверок не позволяет выявить причину отказа (двигатель по прежнему не запускается), обратиться за дополнительными сведениями к соответствующему Разделу, посвященному диагностике неисправностей систем впрыска топлива и управления двигателем ниже в данной Главе.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удостоверьтесь в наличии в бензобаке достаточного количества топлива.
  1. Пережмите шланг подачи топлива на участке по середине между топливным фильтром и топливной магистралью (см. сопроводительную иллюстрацию) и попросите помощника включить зажигание. Реле топливного насоса должно издать отчетливо слышимый щелчок, а в шланге должны возникнуть ощутимые пульсации, свидетельствующие об исправности подачи топлива бензонасосом. При низком уровне внешнего шумового фона можно также услышать через заливную горловину топливного бака жужжание, издаваемое насосом в течение примерно пяти секунд после включения зажигания.
  1. Если реле издает щелчок, но насос не функционирует, проверьте предохранитель топливного насоса на 15 А в коробке реле в двигательном отсеке автомобиля. Если предохранитель в порядке, проверьте наличие напряжение питания на клеммах насоса при включении зажигания на пять секунд.
  2. Если реле не щелкает при включении зажигания, замените его.
  3. Если бензонасос функционирует исправно, но давление в топливном шланге не поднимается, проверьте проходимость топливных линий и фильтра. Если после устранения всех выявленных дефектов двигатель по прежнему не запускается, снимите свечи зажигания и проверьте их на наличие следов топлива на электродах. Тщательно промойте и просушите свечи перед установкой их на место. Если залива свечей не происходит, но двигатель все же не запускается, обратитесь к Разделу, посвященному диагностике неисправностей систем впрыска топлива и управления двигателем ниже в данной Главе.

Проверка механических систем

Описываемые ниже процедуры подлежат выполнению в том случае, если стартер нормально проворачивает двигатель. В противном случае выжмите сцепление для отключения двигателя от коробки передач (модели с РКПП).

Если стартер по прежнему не может провернуть двигатель, то причиной отказа является не неисправность трансмиссии, - снимите стартер и попытайтесь провернуть двигатель вручную. Такая проверка позволит определить лежит ли причина отказа в заклинивании или выходе из строя стартера, либо имеет место механическая поломка внутренних компонентов двигателя, таких как шатунно-поршневые сборки, коленчатый вал и т.д. Если стартер в порядке и двигатель не проворачивается вручную, Обратитесь к Разделу, посвященному диагностике причин механических отказов двигателя ниже.

Следует помнить, что единственным правильным способом проверки компрессионного давления в цилиндрах двигателя является проверка с использованием компрессометра. Описываемый ниже метод проверки степени сжатия позволяет лишь в грубой форме оценить общее механическое состояние двигателя.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите крышку радиатора и проверьте уровень охлаждающей жидкости в нем. Если уровень чрезмерно упал, внимательно осмотрите силовой агрегат на наличие признаков внешних утечек. Извлеките щуп измерения уровня двигательного масла, и осмотрите его лезвие на предмет выявления признаков вспенивания масла (см. сопроводительную иллюстрацию). Если масло на лезвии щупа имеет молочнообразную консистенцию, при одновременном повышении его уровня, пропустите три следующих операции и переходите к выполнению дальнейших проверок.
  1. Обесточьте систему зажигания путем отсоединения положительного провода от катушки зажигания.
  2. Выверните все свечи зажигания, за исключением одной.
  3. Включите стартер и прислушайтесь к звукам, издаваемым проворачиваемым двигателем. Поочередно переставляйте свечу в разные цилиндры, повторяя проверку. Звук, издаваемый при работе цилиндра с пониженной компрессией будет заметно отличаться на слух. Кроме того, исправный цилиндр будет создавать заметное сопротивление проворачиванию двигателя, в то время как проворачивание двигателя с установленной в цилиндр с пониженной компрессией свечой будет происходить свободно.
  4. Если в ходе вышеперечисленных проверок будут выявлены утечки охлаждающей жидкости и присутствие ее следов в двигательном масле или на свечах зажигания, следует проверить состояние прокладки головки цилиндров, осмотреть блок и наличие трещин, а также измерить плоскостность сопрягаемых поверхностей головки с блоком.
  5. Если в ходе оценочной проверки степени сжатия выявлено ослабление или неравномерность распределения компрессионного давления, к списку перечисленных в предыдущем параграфе возможных причин следует добавить дефект поршня(ей) и прогорание или дефект клапана(ов).
  6. Если в ходе выполнения перечисленных проверок не выявлено признаков внутренних утечек охлаждающей жидкости, продолжите процедуру диагностики, выполнив описываемые ниже проверки.
  7. Снимите крышку с распределителя зажигания и удостоверьтесь, что при включенном стартере бегунок распределителя вращается синхронно с двигателем.
  8. Снимите крышку головки цилиндров и при включенном стартере клапана исправно открываются и закрываются в ходе проворачивания двигателя.
  9. Далее, если бегунок или клапаны не функционируют должным образом, возможны перечисленные ниже варианты.

Бегунок не вращается, но клапаны функционируют исправно

Не функционируют ни бегунок, ни клапаны

Если в ходе правильного выполнения всех перечисленных проверок никаких отклонений от нормы не выявлено, остается только проверить правильность установки угла опережения зажигания и фаз газораспределения. Следует однако заметить, что если причиной отказа оказывается нарушение установки угла опережения зажигания необходимо выяснить причину данного нарушения, особенно если до последнего момента двигатель запускался и функционировал исправно.

Для проверки установки угла опережения зажигания и фаз газораспределения необходимо снять крышки распределителя и головки цилиндров и провернуть двигатель по часовой стрелке за шкив коленчатого вала таким образом, чтобы поршень первого цилиндра оказался в положении ВМТ конца такта сжатия. При этом клапаны первого цилиндра должны оказаться закрытыми, а бегунок распределителя повернуться носиком к сегменту ВВ провода свечи зажигания первого цилиндра в крышке распределителя.

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2