5.1.11. Датчики
Датчик абсолютного
давления во впускном коллекторе (МАР)
Расположение элементов топливной системы в автомобиле с двигателями 1,6 л и 1,8/ 2,0 л
|
Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе представляет собой чувствительный переменный резистор. Он измеряет давление во впускном коллекторе, которое изменяется в зависимости от эксплуатационных режимов двигателя и преобразовывается в напряжение.
|
Датчик также используется для измерения атмосферного давления при запуске двигателя и обеспечивает режимы работы двигателя на разных высотах над уровнем моря. Питание датчика осуществляется напряжением 5 В. На основании информации от датчика блок управления двигателем регулирует количество подаваемого в двигатель топлива, а также изменяет угол опережения зажигания.
Проверка
|
- Подсоедините вольтметр между клеммами 1 и 4 разъема датчика МАР.
Контакт 1: «Масса»
Контакт 4: Положительное напряжение
- Измерьте напряжение.
Выходное напряжение при включенном зажигании и неработающем двигателе: 4–5 В
Выходное напряжение на частоте холостого хода: 0,5–2,0 В
- Если выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик.
|
|
Датчик температуры
поступающего в
двигатель воздуха (IAT)
|
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха встроен в датчик абсолютного давления и представляет собой термистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитывает сигнал датчика и корректирует ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя.
|
Проверка датчика
|
- Измерьте сопротивление между клеммами 3 и 4 разъема датчика.
Температура
|
Сопротивление, кОм
|
0°C
|
4,5–7,5
|
20°C
|
2,0–3,0
|
40°C
|
0,7–1,6
|
80°C
|
0,2–0,4
|
- Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик.
|
|
Датчик температуры
охлаждающей жидкости (ECT)
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в головке цилиндров и контролирует температуру охлаждающей жидкости и передает сигнал блоку управления двигателем ЕСМ. В качестве датчика используется терморезистор, который чувствителен к изменениям температуры. Электрическое сопротивление терморезистора уменьшается при увеличении температуры.
|
На холодном двигателе блок ЕСМ работает в режиме открытой петли, в результате чего в цилиндры двигателя подается более богатая топливовоздушная смесь и увеличивается частота вращения холостого хода. Это продолжается до достижения двигателем нормальной рабочей температуры.
Проверка
|
|
- Снимите датчик с впускного коллектора.
|
- Нагревая сосуд с водой и расположенным в нем датчиком, проверьте его сопротивление.
Температура
|
Сопротивление, кОм
|
–30°C
|
22,22–31,78
|
–10°C
|
8,16–10,74
|
0°C
|
5,18–6,60
|
20°C
|
2,27–2,73
|
40°C
|
1,59–1,281
|
60°C
|
0,538–0,650
|
80°C
|
0,298–0,322
|
90°C
|
0,219–0,243
|
- Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик.
|
|
Установка
|
- Нанесите на резьбу датчика герметик LOCTITE 962T или эквивалентный.
- Вверните датчик и затяните его моментом, приведенным в спецификации. Момент затяжки: 15–20 Н•м.
- Подсоедините к датчику разъем.
|
|
Датчик положения
дроссельной заслонки (TP)
|
Датчик положения дроссельной заслонки – это переменный резистор, вращающийся с осью дроссельной заслонки и передающий информацию на основании которой блок ЕСМ определяет, когда дроссельная заслонка закрыта, полностью открыта или находится в промежуточных положениях.
|
Датчик жестко соединен с валом дроссельной заслонки. В зависимости от положения дроссельной заслонки изменяется сопротивление датчика.
Проверка
|
- Отсоедините разъем от датчика положения дроссельной заслонки.
|
- Измерьте сопротивление между клеммами 2 (масса) и 3 (питание) разъема датчика. Сопротивление: 0,7–3,0 кОм.
|
- Подсоедините омметр к клеммам 2 (масса) и 3 (выход датчика) разъема датчика.
- Медленно откройте дроссельную заслонку и убедитесь, что сопротивление датчика плавно изменяется пропорционально открытию дроссельной заслонки.
- Если сопротивление датчика отличается от требуемого или изменяется скачкообразно, замените датчик. Момент затяжки: 1,5–2,5 Н•м.
|
|
Датчик положения
распределительного вала (CMP)
|
Датчик положения распределительного вала вырабатывает импульсы в ВМТ поршня первого цилиндра в такте сжатия на основании которых блок ЕСМ вычисляет последовательность работы системы впрыска топлива.
|
Датчик угла поворота
коленчатого вала (CKP)
|
Датчик угла поворота коленчатого вала, состоит из магнита и катушки и расположен около зубчатого венца маховика. Датчик передает блоку ЕСМ информацию об угле поворота коленчатого вала (положение поршня). На основании информации выходного сигнала этого датчика блок ЕСМ вычисляет частоту вращения двигателя и положение коленчатого вала.
|
Проверка (1,6 л I4)
|
- Отсоедините разъем от датчика угла поворота коленчатого вала.
|
- Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика. Сопротивление: 0,486–0,594 кОм при температуре 20°С.
|
- Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик. Зазор между ротором и датчиком угла поворота коленчатого вала: 0,5–1,5 мм Момент затяжки: 9–11 Н•м.
|
|
Обогреваемый датчик кислорода (HO2S)
Обогреваемый датчик кислорода определяет концентрацию кислорода в отработавших газах и преобразовывает в напряжение, которое передает блоку управления двигателем ЕСМ.
Напряжение на выходе датчика равно 500 мВ если топливная смесь более богата по отношению к теоретической и напряжение равно 100 мВ если топливная смесь более бедная (более высокая концентрация кислорода в отработавших газах).
На основании этих данных блок управления двигателем изменяет соотношение топлива в топливновоздушной смеси.
Проверка
|
- Перед проверкой прогрейте двигатель до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не будет равна 80–95°C.
- Точным цифровым вольтметром измерьте выходное напряжение датчика.
|
|
|
- Отсоедините разъем от датчика кислорода и соедините вольтметр с разъемом датчика кислорода.
|
- Изменяя частоту вращения коленчатого вала двигателя, измерите выходное напряжение датчика кислорода. Если выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик. Момент затяжки: 50–60 Н•м.
|
|