11.2. Регулировка зазоров в приводе клапанов
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между
торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре
клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном - полностью закрываться.
Зазор измеряется на холодном двигателе (при 20°С ) между кулачком распределительного
вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой
толкателя клапана.
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2+0,05) мм, для выпускного
- (0,35+0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб.
В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через
0,05 мм.
|
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и
восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.
|
Примечания
Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый
вал.
|
1 – зубчатое колесо распределительного вала
2 – шкив генератора
3 – шкив коленчатого вала
|
|
Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем
толкателя.
|
|
Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены
два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.
|
Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B A – C ,
где A – измеренный зазор, мм;
B – толщина старой шайбы, мм;
C – номинальный зазор, мм;
H – толщина новой шайбы, мм.
Пример (для впускного клапана):
A = 0,26 мм,
B = 3,75 мм,
C = 0,2 мм,
тогда
H = 3,75 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).
В пределах допуска зазора +0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8
мм).
Предупреждение
Поворачивайте коленчатый
вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за
болт крепления шкива генератора. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за
болт крепления шкива распределительного вала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
|
|
1. Отверните гайку крепления крышки
фильтра и снимите шайбу. |
2. Отстегните четыре пружинных зажима. |
3. Снимите крышку воздушного фильтра. |
|
|
|
4. Выньте из корпуса фильтрующий
элемент. |
5. Ослабьте затяжку хомутов и снимите
шланги с патрубков на крышке клапанов. |
6. Отверните четыре гайки. |
|
|
|
7. Снимите со шпилек корпус фильтра
и шланг забора теплого воздуха от патрубка. Отсоедините шланг от корпуса
фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута. |
8. Отсоедините от шланга пластмассовый
держатель, ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с патрубка на крышке
клапанов. |
9. Отверните гайку и снимите кронштейн
троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе. Отверните
две колпачковые гайки. |
|
|
|
10. Снимите крышку клапанов. |
11. Удалите масло из верхней части
головки блока (вокруг толкателей клапанов). Установите приспособление
для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и
закрепите его гайками. |
12. Отверните три болта и снимите
переднюю крышку привода распределительного вала. |
|
|
|
13. Установите поршень первого цилиндра
в в.м.т. такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы
метка на шкиве распределительного вала совпала с меткой (усиком) на
задней крышке привода распределительного вала (см. примечания). Затем
поверните коленчатый вал еще на 40-50°. При этом кулачки распределительного
вала повернутся от толкателей. |
14. Измерьте набором щупов зазоры
у первого, второго, третьего и пятого клапанов. |
15. Если зазор какого-либо клапана
отличается от номинального, утопите толкатель этого клапана, нажав
на ручку приспособления. |
|
|
|
16. Удерживая толкатель в утопленном
положении, установите фиксатор (см. примечания). |
17. Отведите приспособление для
утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу, подцепив ее
тонкой отверткой (см. примечания). |
18. Запишите толщину регулировочной
шайбы, которая нанесена на одной стороне. Если толщина шайбы не видна,
измерьте ее микрометром. |
|
|
|
19. Установите в толкатель новую
шайбу необходимой толщины (см. примечания). Шайбу установите надписью
вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор. |
20. Для проверки измерьте щупом
зазор: если он отличается от номинального, повторите регулировку. |
21. Поверните коленчатый вал на
один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого
и восьмого клапанов в таком же порядке. Затем залейте масло в верхнюю
часть головки блока. |
22. Установите переднюю крышку привода
распределительного вала, крышку клапанов, воздушный фильтр и вверните
свечи зажигания (моменты затяжки см. в приложении
3). |
|