1.4. Техническое обслуживание автомобиля

В процессе эксплуатации автомобиля происходит ухудшение его технического состояния вследствие изнашивания трущихся поверхностей деталей, нарушения регулировочных параметров, старения резинотехнических изделий и других явлений. Для предупреждения неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает в себя смазку, проверку и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и наименование работ приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2.    Операции технического обслуживания
№ п/п
Наименование работ
Периодичность, тыс. км
15
30
45
60
70
1
Проверить наличие сколов, трещин и очагов коррозии лакокрасочного покрытия кузова, повреждений мастики арок колес и днища; работу замков дверей, капота и крышки багажника
+
 
 
 
 
2
Проверить состояние элементов передней и задней подвесок, их резиновых и резинометаллических шарниров, втулок и подушек; состояние шарниров рулевых тяг и их защитных колпачков; защитных чехлов рулевого механизма, приводов колес, шаровых пальцев, состояние шарниров и защитных чехлов тяги переключения передач и реактивной тяги; состояние защитных чехлов направляющих пальцев переднего тормоза
+
 
 
 
 
3
Проверить герметичность уплотнений узлов и агрегатов
 
+
 
 
 
4
Проверить герметичность систем охлаждения, питания и гидравлического привода тормозов, состояние шлангов и трубок
+
 
 
 
 
5
Проверить люфт рулевого колеса
+
 
 
 
 
6
Проверить уровень охлаждающей жидкости
+
 
 
 
 
7
Проверить состояние и натяжение ремня привода генератора
+
 
 
 
 
8
Проверить уровень и плотность электролита аккумуляторной батареи
+
 
 
 
 
9
Проверить работу генератора, освещение, световую и звуковую сигнализацию, контрольные приборы, отопитель, стеклоочистители, омыватели, обогрев заднего стекла, электропривода наружных зеркал, обогрева передних сидений
+
 
 
 
 
10
Проверить работу экономайзера принудительного холостого хода и пускового устройства карбюратора, систему зажигания1
+
 
 
 
 
11
Наличие посторонних стуков и шумов двигателя, сцепления, коробки передач и валов привода передних колес; четкость переключения передач
+
 
 
 
 
12
Проверить ход педали сцепления
 
+
 
 
 
13
Проверить эффективность работы передних и задних тормозов
+
 
 
 
 
14
Проверить уровень масла в коробке передач
+
 
 
 
 
15
Проверить регулировку стояночного тормоза и свободный ход педали тормоза
 
+
 
 
 
16
Проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозов
 
 
+
 
 
17
Проверить работоспособность регулятора давления
 
+
 
 
 
18
Проверить уровень тормозной жидкости
+
 
 
 
 
19
Подтянуть крепления агрегатов, узлов и деталей шасси и двигателя
 
+
 
 
 
20
Отрегулировать натяжение зубчатого ремня привода механизма газораспределения
+
 
 
 
 
21
Заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра: - карбюраторный двигатель - двигатель с впрыском топлива
+
+
 
 
 
22
Отрегулировать зазоры в газораспределительном механизме2
 
 
+
 
 
23
Отрегулировать обороты холостого хода с контролем токсичности отработавших газов1
+
 
 
 
 
24
Заменить масляный фильтр и масло в картере двигателя
+
 
 
 
 
25 26
Заменить масло в коробке передач3 Заменить охлаждающую жидкость3
 
 
 
 
+ +
27
Зачистить и смазать клеммы и зажимы аккумуляторной батареи
 
+
 
 
 
28 29
Отбалансировать колеса и переставить по схеме Отрегулировать углы установки передних колес
 
+ +
 
 
 
30
Заменить зубчатый ремень привода механизма газораспределения
 
 
 
 
+
31
Заменить свечи зажигания новыми
 
+
 
 
 
32
Зачистить коллектор стартера, проверить износ и прилегание щеток, очистить и смазать детали привода стартера
 
 
+
 
 
33
Зачистить контактные кольца генератора, проверить износ и прилегание щеток
 
 
 
+
 
34
Проверить состояние колодок передних тормозов
+
 
 
 
 
35
Проверить состояние колодок задних тормозов
 
+
 
 
 
36
Заменить тормозную жидкость4
 
 
+
 
 
37
Отрегулировать направление световых пучков фар
 
 
+
 
 
38
Промыть и продуть детали карбюратора и топливного насоса. Проверить и при необходимости отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере
 
+
 
 
 
39
Заменить фильтр тонкой очистки топлива: - карбюраторный двигатель - двигатель с впрыском топлива
+
+
 
 
 
40
Смазать трущиеся участки ограничителя открывания дверей, шарнир и пружину крышки люка топливного бака, замочные скважины дверей и крышки багажника
 
+
 
 
 
41
Смазать петли дверей
+
 
 
 
 
42
Прочистить дренажные отверстия дверей и порогов
+
 
 
 
 
43
Заменить датчик концентрации кислорода5
 
 
 
 
+
44
Очистить и промыть детали системы вентиляции картера
 
 
 
+
 


Регулярно через каждые 500–600 км пробега (или перед каждым выездом) проверяйте уровни масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в расширительном бачке, тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов, электролита в аккумуляторной батарее, а также давление воздуха в шинах.
Уровень масла в картере двигателя необходимо проверять на холодном неработающем двигателе. Уровень должен находиться между рисками "MIN" и "МАХ" указателя.
Замена масла проводится на теплом двигателе. Для слива отработавшего масла необходимо отвернуть пробку в поддоне картера.
Масляный фильтр меняют, отвернув его с блока цилиндров. Перед установкой нового масляного фильтра его уплотнительное кольцо смазывают моторным маслом. Новый фильтр завертывают до касания уплотнительного кольца блока цилиндров, а затем усилием рук доворачивают его на 3/4 оборота.
Уровень тормозной жидкости при установленной крышке и новых накладках тормозных механизмов должен доходить до нижней кромки заливной горловины.
Одновременно следует проверить исправность работы датчика аварийного уровня. Для этого необходимо нажать сверху на центральную часть защитного колпачка. При этом в комбинации приборов должна загораться контрольная лампа, если включено зажигание.
Контрольная лампа сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы загорается, когда уровень жидкости в бачке опустился ниже метки "MIN", что при частично изношенных или новых накладках колодок тормозных механизмов говорит о потере герметичности системы и об утечке жидкости. Доливка жидкости в этом случае проводится только после восстановления герметичности системы.
Если гидропривод тормозов исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Понижение уровня жидкости до метки "MIN" косвенно свидетельствует об их предельном износе. В этом случае необходимо вести непосредственный контроль за состоянием колодок.
Проверяя техническое состояние тормозов, предварительно очищают передние и задние тормоза от грязи, промывают теплой водой и высушивают сжатым воздухом. Не допускается при этом применять любые минеральные растворители, так как они могут вызвать повреждение защитных колпачков и уплотнителей гидравлических цилиндров.
Загрязненные накладки колодок, диски и барабаны очищают металлической щеткой и промывают моющими средствами. Если на накладках обнаруживаются следы тормозной жидкости, необходимо найти и устранить причины ее появления. Во время технического обслуживания оберегайте тормозные колодки, диски и барабаны от попадания на них масла или смазки.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть всегда на 25–30 мм выше риски "MIN". Проверку уровня и открытие пробки бачка для доливки жидкости проводите только на холодном двигателе. После доливки жидкости пробка бачка должна быть плотно завернута, так как расширительный бачок при работающем и прогретом двигателе находится под давлением.
В крайнем случае в систему охлаждения можно добавлять чистую воду. Но при этом температура замерзания смеси повышается и снижается коррозионная стойкость алюминиевого радиатора. Поэтому при первой же возможности необходимо выполнить ремонт системы и залить в нее охлаждающую жидкость.
Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторной батарее описана в подразд. "Аккумуляторная батарея".
Давление воздуха в шинах, включая запасное колесо, проверяется манометром. Рекомендуем периодически проверять манометр на предприятии технического обслуживания.
Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте с помощью мыльного раствора, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. В случае утечки воздуха доверните золотник ключом на конце колпачка, а если это не поможет, замените его новым.
Если давление падает при исправном золотнике, то используя специальный герметик, прикладываемый к автомобилю, отремонтируйте шину.
Чтобы избежать повреждения герметизирующего слоя закраины шины, демонтаж и монтаж ее проводите с помощью специального приспособления или на шиномонтажном станке в ремонтной мастерской.
Чтобы не нарушить балансировку колеса, перед разбортовкой сделайте отметку мелом на шине против вентиля, а при монтаже установите шину по этой метке.
После установки новых шин обязательно отбалансируйте колеса на предприятии технического обслуживания.
При эксплуатации автомобиля с бескамерными шинами избегайте притирания колес к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием (выбоины, ухабы и т.п.), так как повреждение обода колеса может вызвать потерю герметичности шины и дисбаланс колеса. При появлении во время движения вибраций необходимо проверить балансировку колес.

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2