5.3. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха
См. также Раздел Комфорт Главы Руководство по эксплуатации |
Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля через фильтр, может
подогреваться или охлаждаться в зависимости от выбора водителя и пассажиров.
Отопитель или кондиционер располагаются в салоне, в корпусе под панелью приборов.
Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения
через один и тот же кожух. Температура и скорость потока воздуха регулируется
с помощью органов управления расположенных на панели управления.
Схема системы охлаждения
Тепло, выделяемое при работе двигателя, передается охлаждающей жидкостью к
радиатору отопителя, расположенному в салоне. Подводимый поток воздуха от системы
вентиляции проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости
двигателя, протекающей внутри радиатора. Степень нагревания регулируется посредством
смешивания в определенном соотношении холодного и горячего воздуха с помощью
смесительной заслонки с сервоприводом.
Использованный воздух удаляется из салона через вентиляционные отверстия с обратными
клапанами.
Увеличение расхода воздуха через теплообменник обеспечивает вентилятор свежего
воздуха.
Если необходимо отключить подачу свежего воздуха, например, при плохом запахе,
система переключается в режим циркуляции, при котором в салоне циркулирует только
имеющийся там воздух.
Переключение системы в режим циркуляции подтверждается активацией контрольной
лампы (см. Главу
Руководство по эксплуатации).
Система кондиционирования воздуха салона
Функциональная схем типичной системы кондиционирования воздуха
Рабочий тракт переднего контура системы К/В
Рабочий тракт заднего контура системы К/В
Работы с системой кондиционирования должны выполняться специализированной мастерской. Ни в коем случае не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.
С помощью системы кондиционирования температура воздуха в салоне может понижаться ниже внешней температуры.
При работе системы влажность в салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Таким образом производится его осушение. С помощью этой процедуры удаляется запотевание стекол.
Система кондиционирования состоит из компрессора, конденсатора, дросселя, испарителя, емкости с хладагентом и трубопроводов. В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который в зависимости от температуры и давления может находиться в жидком или газообразном состоянии.
Компрессор кондиционера через ребристый ремень приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. Он создает давление до 30 бар в контуре охлаждения установки, вследствие чего хладагент, представляющий собой газ, нагревается. В конденсаторе хладагент охлаждается протекающим снаружи воздухом (охлаждающий воздух остается во внешней среде). Вследствие этого разогретый хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость. Имея большое давление, он пропускается через дроссель, в результате чего его давление падает. После этого хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается. Охлажденный воздух поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
Меры безопасности при обслуживании воздушного кондиционера
Система кондиционирования должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленному с приемами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.