6.8. Система турбонаддува - общая информация
Турбокомпрессор - общие сведения,
снятие и установка
Общая информация
Конструкция турбокомпрессора (на примере двигателя 603.971)
|
137а — Пневмопривод клапана, управляющего давлением наддува
А — Всасываемый воздух
В — Нагнетаемый воздух
С — Отработавшие газы, вращающие рабочее колесо турбины
D — Выход отработавших газов
Е — Перепускной клапан турбокомпрессора
Н — Напорный маслопровод
J — Обратный маслопровод
|
а — Перепускной клапан турбокомпрессора
b — Шток
с — Корпус компрессора
d — Рабочее колесо компрессора
е — Соединение с управляющей магистралью
а — Корпус турбины
g — Рабочее колесо турбины
h — Корпус турбокомпрессора
|
Турбокомпрессор предназначен для увеличения мощности двигателя путем повышения
давления воздуха во впускном трубопроводе. Воздух не просто поступает в цилиндры,
а подается в них под давлением. В соответствии с увеличением подачи воздуха, ТНВД
увеличивает подачу топлива.
Функциональная схема управления наддувом (двигатель 603.971)
|
В5/1 — Датчик давления
1 — ТНВД
103 — Анероидный компенсатор (ALDA)
110 — Выпускной коллектор
137 — Турбокомпрессор
137а — Пневмопривод клапана управляющего давлением наддува
|
138 — Впускной трубопровод
А — Всасываемый воздух
В — Нагнетаемый воздух
С — Отработавшие газы, вращающие рабочее колесо турбины
D — Выход отработавших газов
|
Турбина компрессора приводится во вращение отработавшими газами. Газы, проходя
через специальный кожух (кожух компрессора), подаются к турбине компрессора. Турбина
вращается на вале, на другом конце которого находится компрессорное колесо в отдельном
кожухе. Именно он подает воздух под давлением в трубопровод.
Между компрессором и трубопроводом установлен промежуточный охладитель сжатого
воздуха (интеркулер). В интеркулере воздух охлаждается, сжимаясь при этом. Парциальное
давление кислорода увеличивается, что приводит к увеличению мощности двигателя.
Давление воздуха в трубопроводе ограничивается специальным датчиком. При достижении
предельного давления датчик открывает заслонку, ограничивая тем самым подачу отработавших
газов к турбине.
Вал компрессора смазывается двигательным маслом, которое подается по специально
предназначенному шлангу. Вал постоянно «плавает» в масле. От компрессора масло
отводится в поддон по возвратному шлангу.
Турбокомпрессор является составной частью выпускного коллектора и не может быть
отделен от него.
Меры предосторожности
Скорость вращения турбин компрессора огромна, а рабочая температура очень велика.
Для того, чтобы избежать получения травм, а также не повредить турбокомпрессор,
соблюдайте следующие меры предосторожности:
Не запускайте двигатель после снятия какого-либо компонента турбокомпрессора.
Попадание посторонних предметов на лопатки турбин может привести к выходу последних
из строя. Вы также рискуете получить травму от выброшенных из турбины предметов;
После снятия каких-либо компонентов турбокомпрессора или шлангов воздухозаборника
накрывайте его чистой ветошью;
Не давайте газ сразу же после запуска двигателя, особенно если он не прогрет.
Масло не может мгновенно смазать вал турбины;
Никогда не выключайте зажигание сразу же после остановки автомобиля. Не нажимайте
на педаль акселератора перед остановкой двигателя. Сразу же после выключения
зажигания масло перестает подаваться к валу компрессора и некоторое время он
будет вращаться без смазки;
Перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать на холостых оборотах
несколько минут, в течение которых скорость вращения турбины значительно снизится;
Регулярно меняйте масло, масляный фильтр и воздухоочиститель. Использование
старого масла приведет к образованию отложений на вале компрессора и выходу
его из строя. Перед тем, как отсоединить шланги подачи и возврата масла от компрессора,
тщательно очищайте близлежащие поверхности. Снятые компоненты храните в герметичных
контейнерах.
По поводу снятия и установки обратитесь также к Разделам
Снятие и установка турбокомпрессора и
Нагнетатель воздуха - детали установки.