3.4. Настройки двигателя и описание основных процедур его обслуживания
|
Для выполнения перечисленных ниже процедур потребуются следующие специальные инструменты:
- Компрессометр;
- Тахометр и стробоскоп;
- Измеритель длительности (по углу) замкнутого состояния контактов прерывателя распределителя (для моделей 4.2 л).
|
Обслуживание воздухоочистителя
|
Воздухоочиститель оборудован бумажным фильтрующим элементом. Проверка состояния и чистка элемента должна производиться в соответствии с приведенным выше графиком текущего обслуживания, но не реже чем через каждые 3000 км на моделях 4.2 л (см. сопроводительную иллюстрацию) и 5000 км на моделях 3.0 л. |
Замену элемента воздухоочистителя рекомендуется выполнять не реже чем через каждые 40000 км пробега. При этом интервал должен быть соответственно сокращен, если автомобиль эксплуатируется в напряженных условиях.
Прежде чем попасть в воздухоочиститель всасываемый воздух проходит через предварительный пылеотделитель циклонного типа, где он закручивается, в результате чего большая часть пыли осаждается на стенках отделителя. Скопившуюся пыль следует периодически удалять путем сжимания резиновой крышки в форме утиного клюва в нижней части корпуса пылеотделителя.
|
Бумажные фильтрующие элементы влей не подлежат промывке бензином или любым другим растворителем. При пропитывании элемента топливом или маслом он должен быть заменен на новый.
|
|
- Отдайте одну или несколько (в зависимости от конструкции воздухоочистителя) гаек-барашков крепления верхней крышки воздухоочистителя, снимите шайбу(ы). Отпустите оставшиеся зажимы, снимите крышку и извлеките фильтрующий элемент из главного корпуса воздухоочистителя.
- Протрите изнутри крышку и корпус воздухоочистителя, тщательно очистив их от пыли и масляных отложений. При этом постарайтесь не допустить попадания посторонних предметов и прочего мусора в горловину карбюратора
- Проверьте состояние элемента, в случае необходимости замените его. Установку производите в обратном порядке. При этом обратите внимание на следующие моменты:
- Элемент должен быть установлен строго по центру главного корпуса воздухоочистителя;
- Прежде чем затягивать гайки-барашки, зафиксируйте верхнюю крышку зажимами;
- Сперва затяните гайки-барашки лишь до введения их в контакт с поверхностью крышки, затем дотяните их еще на три оборота.
|
|
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
В воздухоочиститель моделей, оборудованных системой EFI устанавливается вязкостной фильтрующий элемент, который не нуждается в периодической чистке между заменами.
|
Замена такого фильтрующего элемента производится через каждые 40 000 км пробега (см. сопроводительную иллюстрацию), причем этот интервал следует считать лишь ориентировочным, так как в случае эксплуатации автомобиля в напряженных условиях. |
|
- Отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Рассоедините электрический разъем измерителя воздушного потока, отсоедините от измерителя вакуумные шланги.
- Отпустите зажимы крепления верхней части кожуха воздухоочистителя к нижней.
- Приподнимите верхнюю половину кожуха и извлеките фильтрующий элемент. Установку производите в обратном порядке с учетом следующих моментов:
- Перед сборкой воздухоочистителя тщательно протрите обе половины его кожуха изнутри и снаружи смоченной в масле ветошью, следя за тем, чтобы мусор не попал в измеритель воздушного потока.
- Проследите за правильностью установки элемента в верхней половине кожуха воздухоочистителя.
- Проследите за надежностью подсоединения электропроводки к измерителю воздушного потока.
|
|
Проверка состояния и замена топливного фильтра
|
В двигательном отсеке осмотрите топливный фильтр на наличие признаков попадания в него грязи и воды (на сопроводительной иллюстрации показано расположение топливного фильтра на моделях 3.0 л). В случае выявления таковых, либо если подошел срок плановой смены фильтра, приступайте к его замене. |
|
- Извлеките фильтр из монтажного хомута и пережмите зажимом вблизи фильтра шланг, идущий от топливного бака. При затягивании зажима постарайтесь не повредить шланг.
- Установите под фильтр сливную емкость. Отпустите шланговые хомуты, отсоедините фильтр от топливной линии и слейте остатки топлива из шлангов в приготовленную емкость.
- Наденьте шланги на соответствующие штуцеры нового фильтра и затяните хомуты.
|
При включении фильтра в линию проследите за тем, чтобы стрелка на его корпусе указывала в направлении потока топлива.
|
- Снимите зажим с бензопровода и установите фильтр в монтажный хомут.
- Запустите двигатель и проверьте установленный фильтр на наличие признаков утечек топлива.
|
|
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
|
- Сбросьте давление в системе питания, для чего:
- Отдайте винты и поднимите расположенную в двигательном отсеке панель реле, расположенную по соседству с батареей. Снимите крышку и извлеките предохранитель топливного насоса на 15 А (см. сопроводительную иллюстрацию);
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах до самопроизвольного останова. Для гарантии полноты сброса давления включите на 10 секунд стартер;
- Выключите зажигание.
- Отсоедините отрицательный провод от батареи.
|
- Отыщите в двигательном отсеке топливный фильтр (см. сопроводительную иллюстрацию) и установите под него сливную емкость, изготовленную из БМС-материала и ослабьте хомуты крепления на фильтре топливных шлангов.
|
- Отсоедините шланги от фильтра и снимите фильтр, запомнив его установочное направление.
- Установите новый фильтр, правильно развернув его по отношению к направлению потока топлива. Проверьте состояние топливных шлангов, в случае необходимости произведите замену.
- Подсоедините шланги к фильтру и надежно затяните хомуты их крепления.
- Установите на место предохранитель топливного насоса и запустите двигатель. Проверьте фильтр на наличие признаков утечек топлива.
|
|
Регулировка натяжения приводных ремней
|
Правильная регулировка усилия натяжения приводных ремней позволяет избежать их проскальзывания, в то же время не перегружая подшипники обслуживаемых агрегатов, что особо важно в случае генератора и водяного насоса.
|
Схемв прокладки приводных ремней на моделях с двигателем 3.0 л
Прокладка ремней на двигателе 4.2 л
Вентиляторный ремень (ремни)
|
- Надавите на вентиляторный ремень (ремни) на участке посередине между шкивами генератора и водяного насоса с усилием 98 Н (усилие большого пальца). Требуемый прогиб ремня составляет 4 ÷ 8 мм для моделей 3.0 л и 13 ÷ 15 мм для моделей 4.2 л.
|
Замену ремней на моделях 4.2 л обязательно производите в комплекте.
|
- В случае необходимости ослабьте стопорный болт генератора и вращением регулировочного болта добейтесь требуемого усилия натяжения ремня (по величине прогиба).
- Затяните стопорный болт генератора, запустите двигатель примерно на пять минут и вновь проверьте правильность натяжения ремня.
|
|
Приводной ремень рулевого насоса
|
- Надавите на приводной ремень на участке посередине между шкивами рулевого насоса и коленчатого вала с усилием 98 Н (усилие большого пальца). Требуемый прогиб ремня составляет 11 ÷ 15 мм для моделей 3.0 л и 15 ÷ 17 мм для моделей 4.2 л.
- В случае необходимости ослабьте стопорный болт рулевого насоса и вращением регулировочного болта добейтесь правильного усилия натяжения ремня (по величине прогиба).
- Затяните стопорный болт рулевого насоса, запустите двигатель примерно на пять минут и повторите проверку натяжения ремня.
|
|
Приводной ремень компрессора кондиционера воздуха
|
- Надавите ремень на участке посередине между шкивами компрессора кондиционера и коленчатого вала с усилием 98 Н (усилие большого пальца). Требуемый прогиб ремня составляет 6 ÷ 10 мм для моделей 3.0 л и 8 ÷ 10 мм для моделей 4.2 л.
- В случае необходимости ослабьте прижимную гайку в центре натяжного ролика и вращением регулировочного болта добейтесь правильного усилия натяжения ремня (по величине прогиба).
- Затяните стопорную гайку натяжного ролика, запустите двигатель примерно на пять минут и повторите проверку натяжения ремня.
|
|
Уход за высоковольтными проводами
С целью подавления радиопомех ВВ провода, проложенные между свечами и крышкой распределителя зажигания, а также между центральной клеммой крышки распределителя и катушкой зажигания оборудованы вместо медной токопроводящей жилы угольным сердечником. Такой сердечник легко ломается, поэтому не следует излишне сгибать провода и при отсоединении от свечей зажигания тянуть исключительно за наконечник, а ни в коем случае не за сам провод. Осторожность следует соблюдать также и при подсоединении проводов. Переламывание сердечника ВВ провода может стать причиной пропусков зажигания в двигателе.
Проверьте все ВВ провода на наличие внешних дефектов изоляции (потертостей и трещин), в случае необходимости произведите замену. Ни в коем случае не стоит предпринимать попыток ремонта поврежденного провода. Перед проверкой провода следует очистить, протерев смоченной в керосине ветошью, затем тщательно просушить.
Измерение резистивного
сопротивления ВВ проводов
|
Если в наличии имеется омметр, может быть произведено измерение резистивного сопротивления ВВ проводов.
|
|
|
- Сняв крышку распределителя вместе с подсоединенными к ней ВВ проводами, начинайте поочередно замерять сопротивление каждого из проводов, подсоединяя щупы омметра к свечному наконечнику провода и соответствующей клемме внутри крышки распределителя (см. сопроводительную иллюстрацию). Сопротивление не должно превышать 30 кОм.
|
- Если результат измерения превышает значение 30 кОм, отсоедините соответствующий провод от крышки распределителя и повторите измерение уже отдельно для провода. Если результат подтверждается, провод подлежит замене.
- Повышенное сопротивление в крышке распределителя может связано с окислением ее клемм. В этом случае следы коррозии должны быть удалены с клемм при помощи подходящего скребка небольшого размера или наждачной бумаги.
|
|
|
Также осмотрите крышку распределителя изнутри и снаружи на наличие в ней трещин и угольных дорожек между ВВ клеммами. При выявлении подобных дефектов крышку следует заменить.
Проверьте также состояние угольной щетки в центральной части крышки распределителя. в случае выявления следов образования электрической дуги и прочих повреждений произведите замену.
|
Проверка состояния и обслуживание свечей зажигания
Проверку состояния, чистку и установку межэлектродных зазоров свечей зажигания следует производить регулярно, согласно графика текущего обслуживания автомобиля, через каждые 20 000 км пробега.
Перед снятием свечей удостоверьтесь в чистоте свечных ниш во избежание попадания в цилиндры посторонних предметов и мелкого мусора. В случае необходимости протрите ниши или обдуйте их воздухом, воспользовавшись для этой цели обычным велосипедным насосом.
Рабочая часть свечей, снятых с находящегося в исправном механическом состоянии двигателя должна быть покрыта легким порошкообразным налетом от светло-коричневого до серо-золотистого цвета. После выполнения обслуживания могут проявиться признаки износа и нормального обгорания электродов.
|
Наличие на рабочей части свечей толстого слоя масляных отложений черного цвета (см. сопроводительную иллюстрацию) свидетельствует о чрезмерном расходе масла, вызванном плохим механическим состоянием двигателя, либо о том, что используются свечи с чрезмерно низким калильным числом. |
|
При эрозии электродов до показанной на сопроводительной иллюстрации степени свечу следует считать изношенной и необходимо заменить на новую, подходящего типа. |
|
Наличие на рабочей части отложений белого или желтоватого цвета говорит о чрезмерном пристрастии водителя к быстрой езде, сопровождающейся перегревами двигателя, либо о применении свечей с чрезмерно высоким калильным числом, в особенности когда оно сопровождается трещинами фарфорового изолятора и обгоранием электродов (см. сопроводительную иллюстрацию). |
|
Перед установкой свечей зажигания на двигатель произведите проверку межэлектродных зазоров при помощи специального измерительного щупа проволочного типа (см. сопроводительную иллюстрацию). в крайнем случае можно воспользоваться щупом лезвийного типа. В случае необходимости корректировки зазора подогните соответствующим образом боковой электрод при помощи встроенного в измерительный щуп приспособления.
Вверните свечи вручную в головку цилиндров, затем при помощи динамометрического ключа затяните их с требуемым усилием. |
При корректировке зазоров и вворачивании свечей соблюдайте осторожность - на сопроводительной иллюстрации показан разрез рабочей части свечи, иллюстрирующий дефект изолятора центрального электрода в виде трещин, которые обычно образуются при прикладывании чрезмерных усилий во время регулировки межэлектродного зазора. Причиной возникновения трещин в изоляторе хвостовика свечи чаще оказывается перекос свечного ключа при затягивании свечи.
|
Если динамометрического ключа под рукой не имеется, свечи следует затягивать с особой осторожностью, так как перетягивание чревато срывом резьбы в посадочных отверстиях в теле изготовленной из мягкого алюминиевого сплава головки цилиндров. Достаточно будет после затягивания свечей вручную довернуть их еще на 1/4 оборота специальным свечным ключом, оборудованным мягкой вставкой.
|
Регулировка зазоров клапанов (модели 4.2 л)
|
Двигатели объемом 3.0 л оборудованы гидравлическими толкателями и не нуждаются в регулярной корректировке клапанных зазоров. На моделях 4.2 л регулировку клапанов следует производить в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля.
|
|
- Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
|
Если регулировка клапанов производится после выполнения обслуживания головки цилиндров или коромысел, первоначальную установку следует произвести на холодном двигателе.
|
- Снимите рукав воздухозаборника, проложенный между воздухоочистителем и циклонным пылеотделителем предварительной очистки. Во избежание попадания грязи в двигатель протрите подходящим растворителем стык крышки головки цилиндров с корпусом головки.
- Отсоедините шланги вентиляции двигателя, отдайте крепежные болты и снимите крышку головки цилиндров.
|
- Проворачивая двигатель в нормальном направлении (см. Раздел
Общая информация в начале Главы), приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия. При этом распределительная метка на шкиве коленчатого вала должна совместиться с нулевой меткой на крышке привода газораспределительного механизма (см. сопроводительную иллюстрацию), а два клапана шестого цилиндра - занять положения перекрытия: один, непосредственно предшествующее закрыванию, второй - открыванию.
|
|
- При помощи лезвия 0.38 мм измерительного щупа оцените зазор между торцом стержня впускного клапана первого цилиндра и рабочей поверхностью его коромысла (см. сопроводительную иллюстрацию). Лезвие должно с легким сопротивлением проходить через зазор.
|
- В случае необходимости корректировки ослабьте контргайку регулировочного винта коромысла и вращайте винт, добиваясь требуемого результата. Зафиксировав винт в выбранном положении, затяните контргайку. Еще раз повторите проверку зазора щупом после затягивания контргайки.
- Действуя аналогичным образом, проверьте и откорректируйте зазоры следующих клапанов: выпускные первого, третьего и пятого цилиндров, впускные второго и четвертого цилиндров.
- Проверните коленчатый вал на один полный оборот в направлении нормального вращения таким образом, чтобы поршень шестого цилиндра переместился в положение ВМТ конца такта сжатия. Указанное выше положение перекрытия займут соответственно клапаны первого цилиндра.
- Теперь выполните проверку и корректировку зазоров выпускных клапанов второго, четвертого и шестого цилиндров и впускных - третьего, пятого и шестого.
- Установите на место крышку головки цилиндров, заменив при необходимости уплотнительную прокладку, и рукав воздухозаборника.
- Запустите двигатель и проверьте крышку головки цилиндров на наличие признаков утечек. При выявлении таковых устраните причину.
|
|
Проверка компрессионного давления
|
- Отсоедините ВВ провода от свечей зажигания.
- Очистите от грязи и мусора свечные ниши. Выверните свечи.
- Рассоедините электрический разъем на карбюраторе для предотвращения срабатывания электромагнитного клапана прекращения подачи топлива.
- На моделях 3.0 л рассоедините электрический разъем распределителя с целью обесточивания системы зажигания.
- На моделях 4.2 л для обесточивания системы зажигания отсоедините положительный провод от катушки. Заизолируйте наконечник провода скотчем с целью предотвращения случайного короткого замыкания.
|
- Установите компрессометр в гнездо свечи зажигания первого цилиндра (см. сопроводительную иллюстрацию) (следуйте инструкциям изготовителя прибора).
|
- Попросите помощника полностью открыть дроссельную заслонку и провернуть двигатель стартером. После считывания максимального показания измерителя (обычно таковое достигается на третьем-четвертом обороте двигателя) стартер можно выключить.
- Запишите результат и повторите проверку для оставшихся цилиндров.
- Сравните между собой все снятые показания (требуемые значения и допустимая разница между цилиндрами приведены в
таблицах размеров и регулировок в конце Руководства).
- Если компрессионное давление в одном или нескольких цилиндрах занижено, произведите следующую дополнительную проверку:
- Влейте в соответствующее свечное отверстие(я) небольшое количество двигательного масла, для равномерности распределения масла в цилиндре(ах) проверните двигатель.
- Повторите проверку компрессионного давления для данного цилиндра(ов).
|
|
Существенное возрастание компрессионного давления после заливки в цилиндр масла является признаком износа или повреждения поршневых колец, поршня или зеркала цилиндра.
Отсутствие каких-либо заметных изменений в показаниях можно рассматривать как признак заклинивания, прогорания, либо повреждения клапанов или нарушения герметичности прокладки головки цилиндров.
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
|
- Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Выключите зажигание.
- Сбросьте давление в системе питания.
- Снимите фильтрующий элемент воздухоочистителя и свечи зажигания.
- Отсоедините ВВ провод катушки зажигания от крышки распределителя и заземлите его на массу.
- Установите компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра (следуйте инструкциям изготовителя прибора).
- Попросите помощника полностью открыть дроссельную заслонку и проворачивать двигатель стартером до тех пор, пока не будет достигнуто максимальное показание прибора (обычно достаточно оказывается трех-четырех оборотов).
- Запишите показание и повторите проверку для оставшихся цилиндров.
- Сравните между собой все снятые показания (требуемые значения и допустимая разница между цилиндрами приведены в
таблицах размеров и регулировок в конце Руководства).
- Если компрессионное давление в одном или нескольких цилиндрах занижено, произведите следующую дополнительную проверку:
- Влейте в соответствующее свечное отверстие(я) небольшое количество двигательного масла, для равномерности распределения масла в цилиндре(ах) проверните двигатель.
- Повторите проверку компрессионного давления для данного цилиндра(ов).
|
|
Существенное возрастание компрессионного давления после заливки в цилиндр масла является признаком износа или повреждения поршневых колец, поршня или зеркала цилиндра.
Отсутствие каких-либо заметных изменений в показаниях можно рассматривать как признак заклинивания, прогорания, либо повреждения клапанов или нарушения герметичности прокладки головки цилиндров.
Обслуживание распределителя зажигания
На автомобили серии Patrol/Maverick, описываемые в данном Руководстве устанавливается один из двух типов распределителей. В моделях 3.0 л используется электронный распределитель зажигания, на модели 4.2 л устанавливается распределитель с прерывателем контактов.
Распределители оборудованы специальным блоком, ограничивающим максимальные обороты значением 5000 ÷ 5400 в минуту и получившим соответственно название ограничителя оборотов. Блок состоит из подпружиненной роторной кнопки и специальной крышки, которые по достижении оборотами двигателя критического значения отключают все свечи зажигания, кроме свечей второго и пятого цилиндров.
Распределители с контактным прерывателем оборудованы сменными контактами и конденсатором и нуждаются в регулярном обслуживании, смазывании кулачка и механизма корректора опережения зажигания, а также чистке внутренних поверхностей и компонентов крышки.
Электронная система зажигания не нуждается в обслуживании, кроме периодической чистки и проверки состояния крышки и роторной кнопки распределителя, а также смазки центробежного механизма корректировки опережения зажигания.
|
При работе с компонентами электронной системы зажигания или вблизи них следует соблюдать особые меры предосторожности во избежание получения травмы в результате электрошока. Помните, что во вторичных контурах таких систем присутствует опасно высокое напряжение.
Перед рассоединением и подключением электрических разъемов следует выключать зажигание (ключ - в положении OFF) во избежание повреждения компонентов системы зажигания, либо получения электрошока.
Перед тем как приступать к любым регулировкам установки угла опережения зажигания удостоверьтесь в исправности функционирования центробежного механизма корректировки опережения зажигания в распределителе.
|
Замена контактов прерывателя
|
- Снимите крышку распределителя, отдайте болт крепления бегунка.
- Снимите бегунок.
|
- Ослабьте винт контакта и отсоедините НВ провод от изоляционного блока на контактах (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
- Ослабьте примерно на два-три оборота винты крепления пластины фиксированного контакта. Полностью вывинчивать винты следует только при особой необходимости.
- Снимите сборку контактов прерывателя с крепежного винта и извлеките контакты из распределителя.
- Рассоедините электрический разъем распределителя.
- Отдайте прижимной винт фиксатора НВ провода и винт клеммы провода заземления на корпусе распределителя. Выверните винт крепления на корпусе конденсатора, снимите сборку конденсатора с НВ проводом и выбросите ее.
- Установку контактов производите в обратном порядке.
|
Новые контакты прерывателя должны быть перед установкой тщательно промыты в растворителе с целью удаления с них антикоррозионного покрытия.
|
- Установите на распределитель конденсатор и затяните винт его крепления. Проследите за правильностью прокладки НВ провода.
- Набейте немного высокотемпературной смазки под пяту трущегося блока контактов прерывателя, немного смазки нанесите также на рабочие выступы кулачковой сборки.
- Установите новую контактную сборку в пластину основания прерывателя и временно затяните крепежные винты, проследив за правильностью установки провода заземления.
- Проверните двигатель таким образом, чтобы трущийся блок подвижного контакта оказался на выступе кулачка.
- Слегка ослабьте винты крепления неподвижного контакта при помощи подходящей отвертки и сдвиньте пластину контактов в требуемом направлении, добиваясь зазора в 0.45 ÷ 0.55 мм между контактами (воспользуйтесь щупом лезвийного типа - лезвие соответствующей толщины должно проходить в зазоре с легким сопротивлением). По завершении корректировки зазора затяните винты крепления пластины.
- Несколько раз проверните двигатель и повторите измерение.
- Подсоедините НВ провод прерывателя к блоку изолятора на стенке распределителя и установите на место экран ограничителя оборотов, бегунок и крышку распределителя.
- В соответствии с инструкциями изготовителей подсоедините к двигателю измеритель длительности замкнутого состояния контактов распределителя, тахометр и стробоскоп и проверьте установки оборотов холостого хода, длительности замкнутого состояния контактов и угла опережения зажигания.
|
|
Модели 4.2 л поздних лет выпуска, оборудованные системой впрыска топлива (EFI)
Электронная система практически не нуждается в обслуживании, хотя и рекомендуется периодически производить снятие, чистку и проверку состояния крышки распределителя.
Начисто протрите крышку распределителя мягкой ветошью и тщательно осмотрите ее изнутри и снаружи на наличие трещин. При обнаружении трещин, признаков чрезмерного обгорания клемм или износа угольной щетки замените крышку с роторной кнопкой.
Порядок снятия, проверки состояния и установки распределителя описан в Разделе, посвященном системам впрыска топлива и управления двигателем в Главе
Системы питания и выпуска отработавших газов.
Правила подсоединения диагностического оборудования
|
Некоторые из тахометров, стробоскопов и анализаторов параметров зажигания старого типа не годятся для применения в системах электронного зажигания. Прежде чем приступать к выполнению проверок удостоверьтесь в годности имеющегося в Вашем распоряжении диагностического оборудования.
Не допускайте случайного заземления провода тахометра на массу во избежание выхода из строя измерительного оборудования или компонентов системы зажигания.
|
Стробоскоп
|
Подключите стробоскоп к проводу свечи зажигания первого цилиндра (следуйте инструкциям изготовителя). Порядок нумерации цилиндров и направление вращения распределителя двигателя 4.2 л показаны на сопроводительной иллюстрации. |
|
Ни в коем случае не отсоединяйте стробоскоп с питанием от батареи автомобиля при работающем двигателе, так скачок напряжения может привести к выходу из строя генератора.
Не допускайте размыкания ВВ проводов во избежание повреждения компонентов системы зажигания.
|
Тахометр
|
- Удостоверьтесь, что имеющийся в наличии тахометр годен для проверки системы зажигания Вашего автомобиля.
- В системах с прерывателем контактов подсоедините сигнальный щуп тахометра к отрицательной клемме катушки зажигания. Дальнейшие подсоединения производите в соответствии с инструкциями изготовителя прибора.
- В системах с электронным зажиганием, оборудованных специальным разъемом для подключения тахометра подсоедините сигнальный щуп прибора к данному разъему. Дальнейшие подсоединения производите в соответствии с инструкциями изготовителя прибора.
|
|
Измеритель длительности (по углу) замкнутого состояния контактов прерывателя
Проверить длительность замкнутого состояния контактов прерывателя возможно только с применением этого прибора. На моделях с электронным зажиганием данный параметр регулировке не подлежит.
Подсоедините сигнальный щуп прибора к отрицательной клемме катушки зажигания. Дальнейшие подсоединения производите в соответствии с инструкциями изготовителя прибора.
Регулировка длительности замкнутого состояния контактов прерывателя и установки угла опережения зажигания на моделях 4.2 л
|
- В соответствии с изложенными выше рекомендациями подсоедините к двигателю тахометр, измеритель длительности замкнутого состояния контактов прерывателя и стробоскоп. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
- При помощи регулировочного винта выставьте обороты холостого хода двигателя в соответствии с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Проверьте длительность замкнутого состояния контактов прерывателя (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), в случае необходимости произведите регулировку - для уменьшения длительности увеличьте зазор в контактах, и наоборот. Для выполнения данной проверки двигатель должен быть остановлен, а крышка, ротор и экран ограничителя оборотов распределителя сняты.
- По завершении корректировки длительности замкнутого состояния контактов прерывателя переведите трансмиссию в положение “N” или “Р” (АТ) и начинайте варьировать обороты двигателя в пределах от холостых до 2000 в минуту, наблюдая за индикатором измерителя. Если имеют место заметные изменения в показаниях прибора, проверьте вал распределителя на наличие чрезмерного бокового люфта, оцените степень износа кулачка и проверьте состояние контактов прерывателя. Замените дефектные компоненты.
|
После завершения процедур замены и/или регулировки контактов прерывателя следует обязательно проверить установку угла опережения зажигания. При корректировке угла опережения зажигания нет необходимости в отсоединении вакуумных шлангов распределителя.
|
- Для проверки установки угла опережения зажигания запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры и оставьте работающим на холостых оборотах, которые должны соответствовать нормативным требованиям (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
|
На моделях с АТ проверка установки и регулировка угла опережения зажигания должны производиться при переведенном в положение “D” рычаге селектора передач. При этом ни в коем случае нельзя допустить открывания дроссельной заслонки, так как автомобиль может стронуться с места. Не забудьте проверить надежность взведения стояночного тормоза.
|
- Включив стробоскоп, удостоверьтесь, что метка на шкиве коленчатого вала находится напротив отметки 10° на шкале на крышке привода газораспределительного механизма.
- В случае необходимости откорректируйте установку, ослабив крепежный болт и соответствующим образом повернув распределитель.
- После завершения регулировки затяните болт крепления распределителя и, в случае необходимости, откорректируйте обороты холостого хода двигателя. На моделях с АТ проследите, чтобы трансмиссия была переведена обратно в положение “Р”.
- Для проверки исправности функционирования механизма корректировки опережения зажигания:
- Отсоедините вакуумный шланг от распределителя;
- Постепенно наращивайте обороты двигателя, наблюдая за смещением распределительных меток, подсвечиваемых стробоскопом; если корректор функционирует исправно, момент зажигания должен по мере увеличения оборотов смещаться в сторону опережения, в противном случае снимите крышку распределителя и поверните бегунок в направлении нормального вращения - при отпускании он должен вернуться в исходное положение;
- Удерживая частоту вращения двигателя равной примерно 2000 об/мин, осторожно подсоедините к распределителю вакуумный шланг. При исправном функционировании вакуум-корректора момент зажигания должен сдвинуться в сторону опережения. В случае необходимости произведите замену компонентов.
- Заглушите двигатель и отсоедините диагностическое оборудование.
|
|
Регулировка установки угла опережения зажигания на моделях 3.0 л
|
- Подсоедините к двигателю тахометр и стробоскоп. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
- Отсоедините вакуумный шланг от распределителя и закупорьте его.
- Отрегулируйте обороты холостого хода двигателя в соответствии с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
|
- Подсвечивая стробоскопом, удостоверьтесь, что указатель на крышке привода газораспределительного механизма совмещен с точкой на шкале шкива коленчатого вала, соответствующей 3° (цена одного деления шкалы составляет 5° - см. сопроводительную иллюстрацию).
|
- В случае необходимости произведите корректировку установки угла опережения зажигания, ослабив крепежный болт и соответствующим образом поворачивая корпус распределителя.
- По завершении регулировки затяните болт крепления распределителя и, в случае необходимости, откорректируйте обороты холостого хода.
- Подсоедините вакуумный шланг к распределителю и, используя стробоскоп, удостоверьтесь в смещении указателя в точку на шкале шкива, соответствующую 15°. Если такого смещения не происходит, то либо нарушена проходимость вакуумного шланга, либо неисправен блок вакуум-корректора.
- Заглушите двигатель и отсоедините диагностическое оборудование.
|
|
Регулировка оборотов и качества смеси холостого хода
|
Описываемая ниже процедура регулировки качества воздушно-топливной смеси холостого хода может восприниматься лишь как временная настрой. Окончательная установка должна производиться специалистом дилерского отделения компании-производителя автомобиля с применением газоанализатора.
|
Прежде чем приступать к выполнению регулировки оборотов и качества смеси холостого хода удостоверьтесь в том, что соблюдены следующие условия:
- Фильтрующий элемент воздухоочистителя не загрязнен и установлен;
- Двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры;
- Угол опережения зажигания и межэлектродные зазоры свечей выставлены правильно;
- Все бортовые потребители электроэнергии выключены;
- Все вакуумные шланги правильно подсоединены и надежно закреплены на своих штуцерах;
- Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора соответствует нормативным требованиям;
- Воздушная заслонка полностью открыта.
|
- Подключите к двигателю надежный тахометр. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
- Несколько раз поднимите обороты двигателя до 2 000 ÷ 3 000 в минуту, сбрасывая их затем обратно до холостых.
|
|
Модели 3.0 л
|
- Полностью вверните винт регулировки качества смеси до легкого упора в седло. Выверните винт обратно приблизительно на четыре оборота. Во время регулировки качества смеси не исключена вероятность останова двигателя.
- Отрегулируйте положение упорного винта дроссельной заслонки, добиваясь оборотов холостого хода в 800 ± 50 в минуту.
- Вращением винта качества смеси добейтесь стабильной работы двигателя с максимальными оборотами.
|
|
Модели 4.2 л
|
- На моделях с АТ переведите рычаг селектора в положение “D” и твердо взведите стояночный тормоз.
-
Расположение регулировочных винтов на карбюраторе двигателя 4.2 л показано на сопроводительной иллюстрации.
- Вращением упорного винта дроссельной заслонки установите холостые обороты двигателя 650 ± 50 в минуту.
- Полностью вверните винт регулировки качества смеси до легкого упора в седло. Выверните винт обратно приблизительно на четыре оборота. Во время регулировки качества смеси не исключена вероятность останова двигателя.
- Вновь откорректируйте обороты холостого хода, вращая регулировочный винт.
- Вращением винта качества смеси добейтесь стабильной работы двигателя на максимальных оборотах, затем поверните винт на один полный оборот по часовой стрелке.
- При помощи винта регулировки оборотов вновь добейтесь холостых оборотов двигателя в 650 ± 50 в минуту.
|
|
Проверка и регулировка установок угла опережения зажигания и оборотов холостого хода на двигателях моделей поздних лет выпуска, оборудованных системой впрыска топлива (EFI)
|
- Подключите стробоскоп к проводу свечи зажигания первого цилиндра (следуйте инструкциям изготовителя прибора).
- Отсоедините электропроводку от клапана дополнительного воздуха (ААС), расположенного в задней части нагнетательной камеры воздушного тракта (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
|
- Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Два-три раза поднимите обороты двигателя до 2000 ÷ 3000 в минуту, вновь сбрасывая их затем до холостых.
- При работающем на холостых оборотах двигателе подсветите стробоскопом распределительную метку на шкиве коленчатого вала и удостоверьтесь в совмещении с отметкой 10° шкалы на крышке привода газораспределительного механизма.
- случае необходимости подкорректируйте установку угла опережения зажигания, ослабив крепежный болт и соответствующим образом повернув корпус распределителя.
- По завершении регулировки затяните крепежный болт распределителя.
- Удостоверьтесь, что обороты холостого хода двигателя поддерживаются на значении 600 ± 50 в минуту. В случае необходимости подкорректируйте их вращением регулировочного винта.
- Заглушите двигатель и подсоедините электропроводку к клапану ААС.
|
|