14.1. Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей
Система бортовой диагностики (OBD) — принцип функционирования и коды неисправностей
Сведения о диагностических приборах
- Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра) (см. иллюстрацию). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долей, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 мОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, кислородный датчик, где речь идет об измерении долей вольта.
- Наиболее удобными приборами для диагностики систем управления двигателем автомобилей являются ручные считыватели сканерного типа (см. иллюстрацию). Сканеры первого поколения служат для считывания кодов неисправностей систем OBD-I. Перед применением считыватель следует проверить на соответствие модели и году выпуска проверяемого автомобиля. Некоторые сканеры являются многофункциональными, за счет возможности смены картриджа в зависимости от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.). В последнее время, абсолютно незаменимыми при диагностике систем управления двигателем современных автомобилей стали такие считывающие приборы, как ручные сканеры типа, например, Actron Scantool или AutoXray XP240
Общее описание системы OBD
Все описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики (OBD).
Основным элементом системы является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления функционированием силового агрегата (РСМ). РСМ является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, РСМ вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива.
На обслуживание компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения диагностики отказов РСМ или замены компонентов системы, до выхода сроков данных обязательств, - обращайтесь к специалистам фирменных станций техобслуживания компании Nissan.
Информационные датчики
- Система кондиционирования воздуха;
- ABS;
- Аккумуляторная батарея (выходное напряжение);
- Система EVAP;
- Выключатель зажигания;
- Датчик-выключатель разрешения запуска;
- Цепи заземления;
- Система управления функционированием трансмиссии.
Исполнительные устройства
Считывание кодов неисправностей
При выявлении неисправности, повторяющейся подряд в дух поездках, РСМ выдает команду на включение вмонтированной в приборный щиток контрольной лампы “Проверьте двигатель”, называемой также индикатором отказов. Лампа будет продолжать гореть до тех пор, нарушение не исчезнет, и не будет проявляться в течение трех и более поездок.
Блок управления с одним светодиодом
Включите зажигание. Перемкните контакты IGN и CHK разъема и через 2 сек. снимите перемычку. Считайте вспышки лампы. Количество длинных вспышек соответствует количеству десятков кода, количество коротких – количеству единиц. При необходимости очистки памяти вновь перемкните вышеуказанные контакты и через 2 сек. снимите перемычку. Выключите зажигание.
|
Расположение диагностического разъема. Для считывания кодов перемкните указанные контакты. |
Блок управления с красным и зеленым светодиодами
|
Для считывания кодов неисправностей посредством диагностических ламп, либо контрольной лампы “Проверьте двигатель” используйте селектор, расположенный на боковой стенке РСМ. |
Для считывания кодов неисправностей необходимо обеспечить доступ к РСМ с целью переключения селектора на высвечивание кодов посредством диагностических ламп/контрольной лампы “Проверьте двигатель”. РСМ следует снять со своего опорного кронштейна (не отсоединяя электропроводку) и действовать в соответствии с приведенными ниже инструкциями.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||
|
Очистка памяти ЕСМ/РСМ
После того как выявленные в процессе диагностики нарушения будут устранены, следует очистить память РСМ от записанных в нее кодов неисправностей.
Очистка памяти путем отсоединения провода от батареи приводит также к стиранию базовых параметров и нарушению стабильности оборотов холостого хода в первое время после запуска двигателя. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Список кодов неисправностей системы самодиагностики
Номер кода |
Возможная причина отказа |
11 |
Неисправность в цепи датчика оборотов двигателя/датчика положения коленчатого вала |
12 |
Неисправность в цепи измерителя воздушного потока VAF/массы воздуха MAF |
13 |
Неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости ЕСТ |
14 |
Неисправность в цепи датчика скорости автомобиля VSS |
21 |
Неисправность в цепи сигнала зажигания |
22 |
Неисправность в цепи топливного насоса |
23 |
Неисправность в цепи д/выключателя закрытого положения дроссельной заслонки |
24 |
Неисправность в цепи д/выключателя полностью открытого положения дроссельной заслонки/положения “P” “N” АТ |
25 |
Неисправность в цепи клапана дополнительного воздуха IAC |
26 |
Неисправность в цепи датчика давления турбокомпрессора |
28 |
Перегрев |
31 |
Кондиционер воздуха/отсутствие неисправностей (модели без кондиционера)/Нарушение исправности функционирования РСМ (двигатели GA16i, CA18DE) |
32 |
Неисправность в цепи сигнала стартера |
33 |
Неисправность в цепи кислородного датчика |
34 |
Неисправность в цепи датчика детонации/датчика положения дроссельной заслонки (двигатель SR20Di) |
35 |
Неисправность в цепи температурного датчика EGR |
41 |
Неисправность в цепи датчика температуры всасываемого воздуха IAT |
42 |
Неисправность в цепи датчика температуры топлива |
43 |
Неисправность в цепи датчика положения дроссельной заслонки TPS |
44 |
Отсутствие неисправностей |
45 |
Утечки в инжекторах впрыска |
51 |
Неисправность в цепи сигнала впрыска топлива |
54 |
Неисправность в цепи сигнала автоматической трансмиссии АТ |
55 |
Отсутствие кодов неисправностей в памяти системы |
Диагностика систем безопасности
Производится по контрольной лампе SRS на приборной доске или с помощью диагностической лампы.
Модели с пиротехническим устройством натяжения ремней безопасности
С помощью диагностической лампы
При выключенном зажигании перемкните контакты 7 и 11 диагностического разъема через лампу не более 3.3Вт. Включите зажигание. Если все в порядке лампа погаснет примерно через 6 сек. Если лампа мигает возможно повреждена проводка устройства пиротехнических натяжителей ремней или блок управления.
По контрольной лампе SRS
При выключенном зажигании откройте водительскую дверь и включите зажигание. Убедитесь что лампа горит и в течение 7 сек 5 раз нажмите выключатель водительской двери. Через 2 сек после погасания лампы она начнет выдачу мигающих кодов.
Номер кода |
Возможная причина отказа |
11 |
Повреждение проводки датчика удара спереди. Блок управления SRS |
12 |
Повреждение проводки подушки безопасности водителя. Блок управления SRS |
13 |
Повреждение проводки датчика удара спереди. Блок управления SRS |
17 |
Повреждение проводки блока управления системы безопасности SRS |
18 |
Повреждение проводки подушки безопасности пассажира. Блок управления SRS |
19 |
Множественные дефекты проводки, блока управления, датчика удара, подушки безопасности |
Диагностика системы антиблокировки тормозов
Запустите двигатель и проедьте на автомобиле со скоростью 30 км/час не менее 1 мин. Выключите зажигание и замкните вывод 4 диагностического разъема на корпус. Включите зажигание и считайте коды по вспышкам контрольной лампы ABS. Не нажимайте тормозную педаль во время тестирования.
Номер кода |
Возможная причина отказа |
12 |
Начало выдачи кодов. |
18 |
Ротор датчика оборотов колеса. |
21 |
Обрыв в цепи датчика оборотов правого переднего колеса. |
22 |
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов правого переднего колеса. |
25 |
Обрыв в цепи датчика оборотов левого переднего колеса. |
26 |
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов левого переднего колеса. |
31 |
Обрыв в цепи датчика оборотов правого заднего колеса. |
32 |
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов правого заднего колеса. |
35 |
Обрыв в цепи датчика оборотов левого заднего колеса. |
36 |
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов левого заднего колеса. |
41 |
Выходной э/магнитный клапан правого переднего колеса. |
42 |
Входной э/магнитный клапан правого переднего колеса. |
45 |
Выходной э/магнитный клапан левого переднего колеса. |
46 |
Входной э/магнитный клапан левого переднего колеса. |
51 |
Выходной э/магнитный клапан правого заднего колеса. |
52 |
Входной э/магнитный клапан правого заднего колеса. |
55 |
Выходной э/магнитный клапан левого заднего колеса. |
56 |
Входной э/магнитный клапан левого заднего колеса. |
57 |
Низкое напряжение питания. |
61 |
Реле/гидравлический насос. |
63 |
Системное реле. |
71 |
Электронный блок управления. |