3.7.1. Особенности конструкции
Поршень — алюминиевый, литой. По наружному диаметру поршни разбиты на три класса (А, В, С) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на определенном расстоянии от от днища поршня. Основные размеры поршня приведены на рис. 3.65 и в табл. 3.8, 3.9.
Метка A: метка для поршней ремонтного размера;
- метка B: метка, ориентированная в сторону привода газораспределительного механизма;
- метка C: метка идентификации поршней;
- метка D: маркировка класса для обеспечения неразукомплектуемой пары с гильзой (3 класса).
Таблица 3.8 Основные размеры поршней двигателей 1-го поколения
Параметр
|
Кодовое обозначение двигателя
|
||
|
TU9
|
TU1
|
TU2-TU3
(кроме TU3F-TU3J2) |
Размер, мм:
|
Двигатели: блок цилиндров из алюминиевого сплава
|
||
d E класс A
|
от 69,94 до 69,95
|
от 71,94 до 71,95
|
от 74,95 до 74,96
|
d E класс B
|
от 69,95 до 69,96
|
от 71,95 до 71,96
|
от 74,96 до 74,97
|
d E класс C
|
от 69,96 до 69,97
|
от 71,96 до 71,97
|
от 74,97 до 74,98
|
F
|
58
|
64,05±0,15
|
64±0,05
|
G
|
11
|
13
|
10
|
|
Кодовое обозначение двигателя
|
|
|
TU3F-TU3J2
|
TU5
|
Размер, мм:
|
Двигатели: литой чугунный блок цилиндров
|
|
d E (номинал)
|
74,96
|
78,455+0,015
|
d E (ремонтный размер 1)
|
75,36
|
78,855+0,015
|
F
|
64±0,05
|
57,5
|
G
|
11
|
Таблица 3.9 Основные размеры поршней двигателей 2-го поколения
Параметр
|
Кодовое обозначение двигателя
|
|||||
|
TU1/K
|
TU1M+
|
TU1JP
|
|||
Размер, мм:
|
Двигатели: блок цилиндров из алюминиевого сплава
|
|||||
d E класс A
|
от 71,95 до 71,959
|
|||||
d E класс B
|
от 71,960 до 71,969
|
|||||
d E класс C
|
от 71,970 до 71,980
|
|||||
F
|
47,5±0,15
|
|||||
G
|
8
|
|||||
Метка C
|
1Z
|
1X
|
1Y
|
|
||
|
Кодовое обозначение двигателя
|
|||||
|
TU3JP/L3
|
TU3JP/K
|
TU3JP/L4
|
|
||
Размер, мм:
|
Двигатели: блок цилиндров из алюминиевого сплава
|
|||||
d E класс A
|
от 74,95 до 74,959
|
|||||
d E класс B
|
от 74,960 до 74,969
|
|||||
d E класс C
|
от 74,970 до 74,980
|
|||||
F
|
49,75±0,15
|
|||||
G
|
8
|
|||||
Метка C
|
3Y
|
3Z
|
3X
|
|
||
|
Кодовое обозначение двигателя TU5JP
|
|||||
Размер, мм:
|
-
|
|||||
d E (номинал)
|
78,455+0,015
|
|||||
d E (ремонтный 1)
|
78,855+0,015
|
|||||
F
|
57,5
|
|||||
G
|
11
|
|||||
Метка C
|
JP+
|
-
|
-
|
|
Предупреждение
Поршни поставляются в комплекте с поршневыми пальцами; замена поршневых колец кольцами от другого поршня не допускается.
|
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо — скребкового типа. Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и витой разжимной пружиной.
Рис. 3.66. Поршневые кольца: 1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — маслосъемное кольцо
|
Верхнее компрессионное кольцо 1 показано рис. 3.66 (направление установки не имеет значения). Нижнее компрессионное кольцо 2 устанавливается меткой «top» вверх. Маслосъемное кольцо 3 при установке может быть ориентировано вверх любой стороной.
Двигатели 2-го поколения имеют новые улучшенные поршневые кольца, кольца имеют цветовую маркировку:
— двигатели TU1 — оранжевую;
— двигатели TU3 — фиолетовую.
Поршневой палец — стальной, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня.
Шатун — стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой, поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер цилиндра, в который они устанавливаются. Размеры шатунов показаны на рис. 3.67 и в табл. 3.10, 3.11.
Таблица 3.10 Основные размеры шатунов двигателей 1-го поколения
Параметр
|
Кодовое обозначение двигателя
|
|||||
|
TU9
|
TU1-TU2.4
|
TU2J2
|
TU3
|
TU5
|
|
Номинальный размер
(см. рис. 3.67), мм:
|
|
|||||
d A+0,016
|
41,128
|
48,655
|
|
|||
d B+0,017
|
17,939
|
19,463
|
|
|||
C±0,07
|
122,8
|
112,3
|
133,5
|
126,8
|
133,5
|
|
Таблица 3.11 Основные размеры шатунов двигателей 2-го поколения
Параметр
|
Кодовое обозначение двигателя
|
||
|
TU1
|
TU3
|
|
Номинальный размер, мм:
|
|
||
d A+0,016
|
48,655
|
||
d B+0,011
|
19,463
|
||
C±0,05
|
125,3
|
140,25
|
Примечание
Шатуны двигателей TU5 1-го поколения продолжают использоваться на двигателях 2-го поколения.
|
Новый шатун имеет отверстие (рис. 3.68) для разбрызгивания масла на внутреннюю поверхность поршня.
Шатун также имеет новый вкладыш с отверстием.