5.2.2. Коробка переключения передач типа 020

Основные данные коробки передач типа 020

Составные части коробки переключения передач типа 020
Рис. 5.49. Составные части коробки переключения передач типа 020: 1 — картер сцепления, образующий половину коробки дифференциала; 2 — магнит; 3 — центровочная втулка; 4 — пробка сливного отверстия; 5 — прокладка; 6 — картер коробки передач, составляющий вторую половину коробки дифференциала; 7 — пробка заливного и контрольного отверстия; 8 — задняя крышка картера коробки передач; 9 — выключатель света фонарей заднего хода


Система шестерен коробки передач типа 020
Рис. 5.50. Система шестерен коробки передач типа 020: 1 — втулка подшипника; 2 — игольчатый подшипник; 3 — первичный вал; 4 — свободная шестерня 3-й передачи; 5 — блокирующее кольцо синхронизатора; 6 — скользящая муфта синхронизатора 3-й и 4-й передач со ступицей синхронизатора; 7 — свободная шестерня 4-й передачи; 8 — стопорная пластина подшипника качения; 9 — шарикоподшипник; 10 — свободная шестерня 5-й передачи; 11 — скользящая муфта синхронизатора 5-й передачи со ступицей синхронизатора; 12 — возвратная шестерня задней передачи; 13 — вторичный вал; 14 — фланец подшипника качения; 15 — свободная шестерня 1-й передачи; 16 — скользящая муфта синхронизатора 1-й и 2-й передач со ступицей синхронизатора; 17 — свободная шестерня 2-й передачи; 18 — шестерня 3-й передачи; 19 — шестерня 4-й передачи; 20 — шестерня 5-й передачи; 21 — фланец выходного вала; 22 — уплотнительное кольцо; 23 — выходной вал; 24 — подшипники качения корпуса дифференциала; 25 — ведомая шестерня главной передачи; 26 — корпус дифференциала; 27 — регулировочная шайба; 28 — сателлит; 29 — шестерня полуоси; 30 — ось сателлитов; 31 — сепаратор


Механизм переключения передач в КП типа 020
Рис. 5.51. Механизм переключения передач в КП типа 020: 1 — ручка и пыльник; 2 — регулировочный эксцентрик; 3 — рычаг передач; 4 — тяга привода переключения; 5 — шарнирная скоба; 6 — управляющая подвеска; 7 — проходной рычаг; 8 — шток выбора передач; 9 — проходная тяга; 10 — трехплечий рычаг выбора передач; 11 — проходной угловой кронштейн; 12 — вал и тяга управления со стопором; 13 — вилка 5-й передачи; 14 — вилка 3-й и 4-й передач; 15 — ось вилок; 16 — скобы; 17 — вилка задней подвески; 18 — опоры вилок; 19 — вилка 1-й и 2-й передач


К основным частям коробки передач типа 020 относятся: картер 1 (рис. 5.49) сцепления, картер 6 коробки передач с задней крышкой 8, первичный вал 3 (рис. 5.50), вторичный вал 13 с шестернями и синхронизаторами, ось с промежуточной шестерней заднего хода, главная передача 25, дифференциал 26 и механизм (рис. 5.51) выбора передач.
Передаточные числа коробки передач типа 020 с моделями двигателей: ААМ, мощностью 55 кВт; АВS, мощностью 66 кВт; и 2Е, мощностью 85 кВт представлены в таблицах 5.6; 5.7 и 5.8 соответственно.

Регулировочные (контрольные) данные коробки передач типа 020

Контрольные значения при проверке колец синхронизаторов
Осевой зазор между кольцом синхронизатора и шестерней:
кольцо синхронизатора 1-й и 2-й передачи (новые детали):
        номинальный размер, мм        от 1,1 до 1,7
        минимально допустимый, мм        до 0,5
кольцо синхронизатора 3-й передачи (новые детали):
        номинальный размер,        от 1,15 до 1,75
        минимально допустимый, мм        до 0,5
кольцо синхронизатора 4-й и 5-й передачи (новые детали):
        номинальный размер, мм        от 1,3 до 1,9
        минимально допустимый, мм        до 0,5
Данные по регулировке вторичного вала
Предварительное напряжение
подшипников качения, мм        0,2
Толщина регулировочных
шайб, мм        от 0,65 до 1,4
с шагом, мм        0,05
Момент сопротивления пары вращения смазанных подшипников, Н·м:
новые подшипники        от 0,5 до 1,5
подшипники, бывшие в употреблении
минимально        0,3
Возможная толщина и цвет упорного кольца шестерни 3-й передачи: кольцо каштанового цвета — 2,5 мм; кольцо черного цвета — 2,6 мм; кольцо блестящее — 2,7 мм; кольцо медного цвета — 2,8 мм; кольцо молочного цвета — 2,9 мм; кольцо синего цвета — 3,0 мм.
Данные по регулировке дифференциала
Предварительное напряжение
подшипников качения, мм        0,4
Толщина регулировочных
шайб, мм        0,15; 0,3; 0,6; 0,7; 0,8; 1,0
Момент сопротивления пары
вращения смазанных подшипников
дифференциала, Н·м:
новые подшипники,        от 0,5 до 1,5
подшипники, бывшие в употреблении
минимально        0,3
Масло для коробки передач типа 020
Заправочная емкость картера коробки
передач, при смене масла, л        2,0
Применяемое масло: трансмиссионное, гипоидное SAE 80 или SAE 75W90 по нормам API — GL4.
Моменты затяжки
Болты крепления коробки переключения передач к двигателю, Н·м/кг·см:
М12        80/8
М10        60/6
М6 или М7        10/1
Болты крепления опоры коробки
переключения передач к кузову        60/6
Болты крепления вала привода
к фланцу выходного вала        45/4,5
Болты соединения картера сцепления
и картеру коробки передач        25/2,5
Болты крепления задней крышки
к картеру коробки передач        25/2,5
Болты крепления возвратной
шестерни задней передачи        20/2,0
Болты крепления стопорной пластины
подшипника качения вторичного вала        40/4,0
Стопорный болт втулки 5-й передачи
к первичному валу        150/15,0

        ПРИМЕЧАНИЕ
На двигателе AEA рабочим объемом 1,6 л, можно обеспечить больше свободного места для работы, сняв приемную трубу системы выпуска отработавших газов.

Снятие и установка коробки передач типа 020
Снятие коробки передач типа 020 может проводиться без снятия двигателя, вниз автомобиля. Снятие коробки передач необходимо при ремонте или замене сцепления или самой коробки передач.
Коробка передач снимается со стороны днища автомобиля, поэтому автомобиль нужно поднять на соответствующую высоту. Независимо от способа поднятия автомобиля обязательно подставьте под раму автомобиля козлы. Кроме этого потребуется автомобильный домкрат для того, чтобы подпереть коробку передач.
Снятие и установка коробки передач типа 020 производятся аналогично снятию и установке коробки передач типа 085 .
Разборка коробки передач типа 020
Разборку коробки передач типа 020 следует выполнять специальными инструментами, а работу выполнять точно и последовательно.
В число инструментов, необходимых для полной разборки, входят съемники для снятия наружных и внутренних стопорных колец, съемники для подшипников, ударный съемник, комплект бородков, стрелочный индикатор и возможно гидравлический пресс. В дополнение к этому потребуются большой прочный верстак и тиски.
Во время разборки коробки передач тщательно записывайте, как была установлена каждая деталь, чтобы облегчить последующую сборку и выполнить ее более точно.
Разборка картера коробки передач типа 020. Порядок разборки картера коробки передач типа 020 производится в том же порядке, как и для коробки передач типа 085.
Снятие и разборка первичного вала коробки передач 020. Производится после отсоединения картера коробки передач от картера сцепления.
Снятие первичного вала проводите в следующем порядке:
— снимите поводок вилки включения, который удерживается двумя пружинами в плавающем положении (одна пружина находится в картере коробки передач, а вторая в крышке подшипника);
— извлеките поводок из крышки подшипника и полный комплект вилок включения;
— снимите стопорное кольцо шестерни четвертой передачи;
— извлеките первичный вал вместе с шестерней четвертой передачи (это шестерня вторичного вала).

Детали снятого первичного вала КПП типа 020
Рис. 5.52. Детали снятого первичного вала КПП типа 020: 1 — регулировочная шайба; 2, 8 — стопорные кольца; 3 — шариковый подшипник; 4 — упорная шайба; 5 — шестерня 4-й передачи; 6 — игольчатый подшипник; 7 — блокирующее кольцо 4-й передачи; 9 — синхронизатор 3-й и 4-й передач; 10 — блокирующее кольцо 3-й передачи; 11 — шестерня 3-й передачи; 12 — игольчатый подшипник; 13 — первичный вал; 14 — втулка


Детали снятого первичного вала коробки передач типа 020 показаны на рис. 5.52.
Первичный вал коробки передач имеет утолщение в зонах сопряжения шлицевого профиля с ведомым диском сцепления и переднего игольчатого подшипника.
Разборку первичного вала проводите в следующем порядке:
— вставьте упоры пресса между шариковым подшипником 3 (см. рис. 5.52) и шестерней 5 четвертой передачи и спрессуйте подшипник с первичного вала 13;
— вставьте упоры пресса под шестерню четвертой передачи и спрессуйте с первичного вала шестерню четвертой передачи;
— снимите с первичного вала игольчатый подшипник 6 и блокирующее кольцо 7;
— снимите стопорное кольцо 8, используемое для крепления синхронизатора третьей-четвертой передачи;
— вставьте упоры пресса под шестерню третьей передачи и спрессуйте синхронизатор 9;
— снимите блокирующее кольцо 10 третьей передачи;
— снимите игольчатый подшипник 12 с первичного вала;
— спрессуйте с первичного вала шестерню 11 третьей передачи;
— с другого конца первичного вала снимите втулку 14;
— спрессуйте шариковый подшипник с первичного вала, после чего снимите игольчатый подшипник.

Детали вторичного вала КПП типа 020
Рис. 5.53. Детали вторичного вала КПП типа 020: 1, 3, 4 — стопорные кольца; 2 — шестерня 4-й передачи; 5 — шестерня 3-й передачи; 6 — шестерня 2-й передачи; 7, 11 — игольчатый подшипник; 8 — блокирующее кольца синхронизатора; 9 — синхронизатор, 1-я и 2-я передачи; 10 — шестерня, 1-я передача; 12 — упорная шайба; 13 — вторичный вал; 14 — вал шестерни заднего хода; 15 — упорная втулка; 16 — шестерня заднего хода


Разборка вторичного вала коробки передач типа 020. Детали, сопрягаемые со вторичным валом, показаны на рис. 5.53.
Прежде всего следует демонтировать весь комплект шестерен:
— снимите стопорное кольцо 1 (см. рис. 5.53) шестерни четвертой передачи вторичного вала и саму шестерню 2. Проследите за тем, чтобы шестерня была уложено буртиком вверх;

        ПРИМЕЧАНИЕ
В коробке передач 2-литрового двигателя диаметр вторичного вала больше, поэтому и внутренний диаметр шестерен больше.


        ПРИМЕЧАНИЕ
На вторичном валу может быть установлено стопорное кольцо 3 (см. рис. 5.53), а под шестерней третьей передачи находиться еще одно стопорное кольцо, предназначенное для регулировки осевого люфта шестерни третьей передачи.

— удалите стопорное кольцо 3 (если оно установлено);
— удалите стопорное кольцо 4 с шестерни третьей передачи;
— снимите со вторичного вала 13 шестерню 5 третьей и шестерню 6 второй передачи, блокирующее кольцо 8 и игольчатый подшипник 7;
— снимите шестерню 16 заднего хода вместе с валом 14 передачи заднего хода. В случае необходимости выбейте вал из корпуса подшипника пластмассовым молотком;

Снятие шестерни 1-й передачи со вторичного вала
Рис. 5.54. Снятие шестерни 1-й передачи со вторичного вала


— с помощью двуплечего съемника (рис. 5.54) и нажимной бобышки VW477h, помещенной на конце вторичного вала, спрессуйте одновременно шестерню 10 (см. рис. 5.53) первой передачи и синхронизатор 9 1-й и 2-й передач;

        ПРИМЕЧАНИЕ
В других коробках передач шестерню заднего хода можно снять с помощью двуплечего съемника.

— удалите игольчатый подшипник 11 1-й передачи и упорную шайбу 12. Обратите внимание на положение упорной шайбы;
— отверните болты крепления крышки подшипника к коробке передач и снимите крышку подшипника;
— извлеките вторичный вал из корпуса подшипника;
— спрессуйте по очереди с двух концов вторичного вала шарикоподшипники.
При снятии двух шарикоподшипников вторичного вала они могут разрушиться, если их отжимать. В этом случае следует заменить крышку подшипника вместе с шарикоподшипником с одного конца и наружной обоймой, установленной в корпусе подшипника, с другой стороны. В случае выполнения этих работ необходимо будет заново произвести регулировку люфта вторичного вала.
Разборка дифференциала коробки передач типа 020. Производится так же, как и разборка дифференциала коробки передач типа 085 (см. 84).

Проверка деталей и узлов коробки передач типа 020
Проверка деталей и узлов коробки передач типа 020 производится в точности, как и для коробки передач типа 085.

Сборка коробки передач типа 020
При сборке коробки передач типа 020 выдержите следующие рекомендации:
— подшипники, ролики, шестерни, опорные шайбы и все трущиеся поверхности смажьте трансмиссионным маслом;
— при установке новых блокирующих колец синхронизатора притрите их к соответствующим коническим поверхностям шестерен. Общая площадь контакта после притирки должна быть не менее 75% поверхности резьб;
— подшипники запрессовывайте только при помощи оправок и только тех колец, которые испытывают посадку, не допускайте передачу усилий запрессовки через тела качения.
Сборка первичного вала коробки передач типа 020. Осуществляется аналогично сборке первичного вала коробки передач типа 085 (см. 85).
Сборка вторичного вала коробки передач типа 020. Шестерня 5-й передачи вторичного вала находится над картером коробки передач. В картере находится игольчатый подшипник.
В коробку передач, предназначенную для данного двигателя, был внесен ряд изменений, затронувших конструкцию вторичного вала. Был увеличен диаметр зубьев неподвижной шестерни 4-й передачи, появилась дополнительная канавка на шестерне 3-й передачи и деталей, предназначенных для крепления шестерни 4-й передачи, были увеличены размеры стопорных колец и т.д. Поэтому при заказе новых деталей вторичного вала следует всегда сообщать номер коробки передач.
В случае повторного использования подшипников смажьте их сепараторы трансмиссионным маслом, вставьте вал в корпус подшипника и смонтируйте крышку подшипника. Правильно поверните крышку, так как насадка для упора шестерни заднего хода должна располагаться с той же стороны, что и вал шестерни заднего хода.
Если устанавливаются новые подшипники, то нагрейте их до температуры 100 °С, используя масляную ванну или горячую воду, и напрессуйте на вторичный вал. При этом внутреннюю обойму нижнего подшипника следует надежно подпереть.
После этого сборку вторичного вала проводите в следующем порядке:
— осмотрите блокирующие кольца и установите детали синхронизатора. Предельно допустимая величина зазора при установке колец составляет 0,5 мм. Зазор между вновь установленными деталями должен быть равен 1,1 — 1,7 мм;
— насадите на вторичный вал 13 (см. рис. 5.53) упорную шайбу 12 таким образом, чтобы буртик был обращен к крышке подшипника;
— насадите на вторичный вал шестерню 10 первой передачи вместе с хорошо смазанным трансмиссионным маслом игольчатым подшипником 11;
— нагрейте до 120 °С скользящую муфту 1-й и 2-й передач вместе с блокирующим кольцом 8 и с помощью отрезка трубы напрессуйте их на вторичный вал. Зубья скользящей муфты должны быть обращены к шестерне первой передачи;
— установите вал 14 шестерни заднего хода вместе с шестерней 16 заднего хода. При необходимости вал можно установить легкими ударами;
— напрессуйте или насадите на вторичный вал внутреннюю обойму вместе с игольчатым подшипником 7;
— насадите на игольчатый подшипник шестерню 6 2-й передачи;
— нагрейте шестерню 5 3-й передачи и запрессуйте ее с концевой части вторичного вала. Стопорное кольцо должно установиться в пазу;

Измерение осевого люфта шестерни 3-й передачи
Рис. 5.55. Измерение осевого люфта шестерни 3-й передачи


— измерьте осевой люфт шестерни 3-й передачи. Обычно берут стопорное кольцо и вставляют его в проточку, при этом шестерня должна быть плотно прижата. Измерение можно выполнить с помощью щупа (рис. 5.55). По результату измерения следует заказать стопорное кольцо необходимого размера. Выпускаются стопорные кольца различной толщины: 2,5 мм (каштановое), 2,6 мм (черное), 2,7 мм (блестящее), 2,8 мм (цвета меди), 2,9 мм (белое) и 3,0 мм (синее);
— установите на вторичный вал шестерню 2 4-й передачи буртиком вверх и новое стопорное кольцо 1. Хорошо вдавите его в паз. В коробке передач 2-литрового двигателя устанавливается второе пружинное стопорное кольцо;
— напрессуйте на вторичный вал подшипник с углубленной канавкой. Широкий буртик внутреннего кольца подшипника должен быть обращен к пуансону пресса;
— установите приспособление для предварительного натяга (его можно установить лишь в одном положении), а затем до отказа затяните его;
— перед установкой блока вилок вставьте пружину в отверстие картера сцепления. Оно расположено перед шестернями;
— установите вилки включения в последовательности, обратной снятию;

Установка оси передачи заднего хода
Рис. 5.56. Установка оси передачи заднего хода: Х — расстояние от головки болта до середины отверстия


— выровните вал шестерни заднего хода, для чего вверните болт в резьбовое отверстие вала шестерни заднего хода и вставьте ось в ее направляющее отверстие так, чтобы линия, мысленно проведенная через головку болта, проходила посередине между обоими отверстиями под болт, на картере коробки передач (рис. 5.56). В этом положении вставьте вал до упора в сторону крышки подшипника;
— соберите картер коробки передач.
Сборка дифференциала коробки передач типа 020. Перед сборкой дифференциала смажьте трансмиссионным маслом полуосевые шестерни и сателлиты.
Сборка дифференциала коробки передач типа 020 проводится аналогично сборке дифференциала коробки передач типа 085
Сборка картера коробки передач типа 020. Осуществляется так же, как и сборка картера коробки передач типа 085
Регулировка коробки передач и дифференциала
Регулировку коробки передач и дифференциала необходимо проводить в следующих случаях:
— при замене картера коробки передач — регулируется дифференциал;
— при замене корпуса подшипника — регулируется первичный вал, вторичный вал и дифференциал;
— при замене картера сцепления — регулируется вторичный вал и дифференциал;
— при замене подшипника дифференциала — регулируется дифференциал;
— при замене шестерни главной передачи и вторичного вала — регулируется вторичный вал;
— при замене корпуса дифференциала — регулируется дифференциал;

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для проведения регулировок коробки передач и дифференциала необходимы специальные приспособления. Никогда не пытайтесь произвести регулировку без специальных инструментов и приспособлений.

— при замене подшипника вторичного вала — регулируется вторичный вал.
Регулировка первичного вала коробки передач типа 020. Первичный вал коробки передач типа 020 регулировать не требуется, но нужно следить за тем, чтобы снятая при разборке регулировочная шайба при сборке была снова установлена.
Регулировка вторичного вала коробки передач типа 020. Заключается в определении толщины регулировочной шайбы, расположенной под внешней обоймой переднего подшипника вала.

Измерение осевого зазора вторичного вала
Рис. 5.57. Измерение осевого зазора вторичного вала: 1 — держатель (VW387); 2 — удлинитель (VW394/b/3); 3 — оправка (VW385.16); А — шайба (калибр) толщиной 0,65 мм


Определяют толщину регулировочной шайбы специальным приспособлением (рис. 5.57) в следующей последовательности:
— вложите шайбу А толщиной 0,65 мм в гнездо корпуса сцепления и запрессуйте внешнюю обойму подшипника;
— вставьте вторичный вал и затяните болты крышки подшипника моментом 40 Н·м;
— установите специальное приспособление (см. рис. 5.57). Ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, после чего стрелку индикатора установите на нуль;
— перемещайте снизу вал вверх-вниз и следите за показаниями индикатора, которые могут составлять около 0,30 мм;

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При измерении осевого перемещения вала не поворачивайте его, чтобы не исказить результаты измерения.

— по формуле S = А + В + С подсчитайте толщину регулировочной шайбы переднего подшипника, где
S — толщина регулировочной шайбы, мм;
А — величина осевого перемещения вала (измеренное значение), мм;
В — величина предварительного натяга, мм;
С — толщина установочной шайбы (величина постоянная), мм.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Величина предварительного натяга подшипника вала, равного 1 мм, согласно инструкции, получается, если к измеренному значению прибавить 0,20 мм.

Пример измерения выглядит следующим образом.
Пусть толщина установочной шайбы С = 0,65 мм, измеренная величина А = 0,30 мм, величина предварительного натяга В = 0,20 мм. Следовательно, толщина регулировочной шайбы S =  0,65 + 0,30 + 0,20 = 1,15 мм;
— после определения толщины регулировочной шайбы снимите вторичный вал и извлеките наружную обойму подшипника из картера сцепления. Вложите регулировочную шайбу толщиной, равной полученной величине. Напрессуйте обойму подшипника, установите вторичный вал и крышку подшипника.
Для регулирования натяга подшипника вторичного вала предусмотрены регулировочные шайбы различной толщины (всего 16 размеров от 0,650 до 1,400 мм с шагом 0,05 мм), представленные в табл. 5.4.

Измерение момента сопротивления вращению подшипников вторичного вала коробки передач типа 020
Рис. 5.58. Измерение момента сопротивления вращению подшипников вторичного вала коробки передач типа 020


Измерение момента сопротивления пары вращения подшипников вторичного вала проводится при помощи динамометра (рис. 5.58). Для новых смазанных подшипников момент сопротивления должен быть равен от 0,5 до 1,5 Н·м, а для подшипников, бывших в употреблении, — не менее 0,3 Н·м.
Регулировка дифференциала коробки передач типа 020
Регулировка дифференциала коробки передач типа 020 проводится так же, как и для коробки передач типа 085.
Для новых смазанных подшипников дифференциала момент сопротивления должен быть равен от 0,5 до 1,5 Н·м, а для подшипников, бывших в употреблении, — не менее 0,3 Н·м.
Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2