6.3.6. Турбокомпрессор
Рис. 5.38. Турбокомпрессор автомобилей с четырехцилиндровыми двигателями: 1 – выпускной коллектор; 2 – всасывающий трубопровод; 3 – от охладителя воздуха; 4 – прокладка; 5 – гайка, 25 Н·м; 6 – прокладка; 7 – фиксатор; 8 – прокладка; 9 – защитная пластина; 10 – вакуумная камера для контроля повышения давления 11 – турбокомпрессор; 12 – отвод отработавших газов из картера; 13 – от воздушного фильтра; 14 – прокладка; 15 – болт, 30 Н·м; 16 – труба возврата масла к блоку цилиндров; 17 – уплотнительное кольцо; 18 – пустотелый болт, 30 Н·м; 19 – фиксатор; 20 – сжимаемый воздух; 21 – прокладка; 22 – приемная выхлопная труба; 23 – шланг к электромагнитному клапану ограничения повышения давления N75; 24 – муфта трубопровода; 25 – болт, 10 Н·м; 26 – труба подачи масла; 27 – фиксатор; 28 – гайка, 25 Н·м
|
Мощность, которую может развивать двигатель, зависит от количества воздуха и топлива, которое поступает в цилиндры двигателя. Для увеличения мощности двигателя увеличивают подачу воздуха и топлива. Подача большего количества топлива не даст эффекта до тех пор, пока не появится достаточное для сгорания количество воздуха. В противном случае образуется избыток несгоревшего топлива, что приводит к перегреву и повышенной дымности двигателя. Для увеличения количества воздуха, подаваемого в двигатель, используется турбокомпрессор, который сжимает воздух, поступающий в камеру сгорания (рис. 5.38, 5.39). Элементы системы управления турбонаддувом даны на рис. 5.40.
Рис. 5.39. Турбокомпрессор автомобилей с шестицилиндровыми двигателями: 1 – уплотнительное кольцо; 2 – труба возврата масла к блоку цилиндров; 3 – прокладка; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – болт, 10 Н·м; 6 – шланг к вакуумной камере для контроля повышения давления; 7 – болт, 22 Н·м; 8 – труба подачи масла от кронштейна масляного фильтра; 9 – пустотелый болт, 15 Н·м; 10 – уплотнительные кольца; 11 – болт, 10 Н·м; 12 – термозащитный экран; 13 – турбокомпрессор; 14 – гайка, 22 Н•м; 15 – гайка, 22 Н·м; 16 – колено выпускного коллектора для крепления турбокомпрессора; 17 – болт, 25 Н·м; 18 – прокладка; 19 – приемная выхлопная труба с нейтрализатором; 20 – болт, 22 Н·м; 21 – стойка для промежуточного переходного элемента; 22 – переходной элемент; 23 – болт, 22 Н·м; 24 – болт, 10 Н·м
|
Рис. 5.40. Элементы системы управления повышением давления поступающего в двигатель воздуха на шестицилиндровых двигателях: 1 – к сапуну на корпусе воздушного фильтра; 2 – вакуумный шланг к вакуумному резервуару или к вакуумному насосу; 3 – вакуумный шланг от электромагнитного клапана повышенного давления; 4 – вакуумный усилитель тормозов; 5 – вакуумный резервуар; 6 – односторонний клапан; 7 – вакуумный насос; 8 – к переключателю клапана впускного коллектора N239; 9 – вакуумный шланг от клапана N18 к механическому клапану системы рециркуляции отработавших газов; 10 – электромагнитный клапан управления повышением давления N75; 11 – клапан EGR N18
|
Турбокомпрессор состоит из колеса центробежного нагнетателя и турбины, связанных между собой общей жесткой осью. Оба этих элемента вращаются в одном направлении с одинаковой скоростью. Энергия потока отработавших газов, которая в обычных двигателях не используется, преобразуется в крутящий момент, приводящий в действие турбокомпрессор. Выходящие из цилиндров двигателя отработавшие газы имеют высокую температуру и давление. Они движутся с большой скоростью и взаимодействуют с лопатками турбины, которая преобразует кинетическую энергию в механическую энергию вращения. Преобразование энергии сопровождается снижением температуры и давления отработавших газов. Турбокомпрессор засасывает воздух через воздушный фильтр, сжимает его и подает в цилиндры двигателя. Количество топлива, которое можно смешать с воздухом, можно увеличить, что позволяет двигателю развивать большую мощность.
Для смазки турбокомпрессора моторное масло подается под давлением по специальному трубопроводу.
Поскольку турбокомпрессор работает при высокой скорости, необходимо соблюдать осторожность и чистоту: попадание грязи в турбокомпрессор может вывести его из строя.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения зубчатого ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению.
|
Между турбокомпрессором и впускным коллектором установлен промежуточный охладитель воздуха, который снижает температуру подаваемого в двигатель воздуха. Охлаждение воздуха увеличивает мощность двигателя, так как в холодном воздухе из-за его более высокой плотности увеличивается содержание кислорода.
Снятие турбокомпрессора на автомобиле с шестицилиндровым двигателем
ПРИМЕЧАНИЕ
Вакуумный резервуар расположен в передней части автомобиля под защитой арки колеса.
Обратите внимание на положение установки (светлая сторона / темная сторона), показанное на рис. 5.40.
|
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Выверните винты и снимите заднюю секцию нижнего брызговика моторного отсека (рис. 5.41).
Выверните болт крепления приемной выхлопной трубы на переходном элементе.
Выверните винты и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.4.1).
Выверните болты и снимите термозащитный экран над турбокомпрессором (рис. 5.42).
Выверните болты крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору (рис. 5.43).
Отведите приемную выхлопную трубу назад и вниз.
Отверните гайки крепления колена выпускного коллектора от турбокомпрессора (рис. 5.44).
Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок с воздушного фильтра.
Ослабьте и снимите трубы с турбокомпрессора (рис. 5.45).
Отсоедините шланг от вакуумной камеры управления повышением давления.
Ослабьте хомуты, снимите и переместите в сторону от турбокомпрессора выпускной воздушный патрубок (рис. 5.46).
Освободите зажимы, снимите топливопроводы с кронштейна маслопровода и отведите их в сторону.
Отсоедините маслопровод от турбокомпрессора и впускного коллектора (рис. 5.47).
Отверните четыре болта крепления турбокомпрессора к переходному элементу и снимите турбокомпрессор (рис. 5.48).
Закройте чистой ветошью отверстие для подачи масла в блоке цилиндров двигателя.
Установка турбокомпрессора на автомобиле с шестицилиндровым двигателем
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените новыми все уплотнительные кольца, прокладки и самоконтрящиеся гайки.
Проверьте, чтобы не было повреждено уплотнительное кольцо трубы возврата масла из турбокомпрессора (рис. 5.49).
Заполните турбокомпрессор маслом через отверстие для трубки подачи масла.
После установки турбокомпрессора пустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу в течение 1 мин, чтобы обеспечить заполнение маслом турбокомпрессора.
Проверьте уровень моторного масла.
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.