24.9. Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея расположена в правой задней части багажника, под панелью пола.
При отсоединении клемм батареи в блоках памяти устройств управления стираются данные о записанных неисправностях, поэтому перед отсоединением клемм рекомендуется обратиться в специализированную мастерскую для вызова из памяти записанных в нее неисправностей. После подсоединения клеммы аккумулятора необходимо активировать и перепрограммировать стеклоподъемники с электрическим приводом, а также положение зеркал заднего вида и сидений.
Если в автомобиле установлен радиоприемник с кодом, то перед отсоединением клемм от аккумуляторной батареи, проверьте, есть ли у вас код для повторного активирования приемника. В противном случае ввести радиоприемник в эксплуатацию можно будет только в специализированной мастерской.
Новая аккумуляторная батарея должна быть оснащена системой отвода газов, образующихся при работе батареи.

Правила ухода за аккумуляторной батареей
Чтобы сохранить высокую работоспособность аккумуляторной батареи в течение длительного времени, необходимо:
–  при неработающем двигателе выключать все электрические приборы в автомобиле;
–  отсоединять провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;
– каждые 15–20 дней (через 2500 км пробега) очищать аккумуляторную батарею от грязи во избежание ее саморазрядки. С этой же целью нужно устранить потеки электролита и изолировать от корпуса крепежную рамку;
–  аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена на автомобиле. Следите за тем, чтобы наконечники проводов были прочно закреплены на клеммах аккумуляторной батареи, в противном случае возможен взрыв;
–  аккумуляторная батарея может непрерывно работать в «стартерном» режиме не более 15 с; перерыв между циклами должен 'составлять не менее 60 с;
–  периодически проверять вольтметром напряжение, вырабатываемое генератором. Показания необходимо снимать непосредственно на клеммах аккумуляторной батареи при работающем, прогретом двигателе. Величина напряжения должна быть в пределах 13,8–14,5 В;
–  на обслуживаемых аккумуляторных батареях желательно через каждые 3000 км проверять уровень и плотность электролита. Уровень электролита проверяется по специальной отметке на прозрачных корпусах или при помощи специальной стеклянной трубки в непрозрачных корпусах. Электролит должен на 10–15 мм закрывать верхний край пластин. Плотность электролита проверяется ареометром. Если плотность ниже 1,23 г/см3 зимой и 1,19 г/см3 летом, необходима подзарядка;–  даже если генератор и регулятор напряжения исправны, а уровень электролита в норме, подзарядка при помощи зарядного устройства необходима один раз в месяц зимой и каждые шесть месяцев в другое время года;–  залитый электролитом аккумулятор можно хранить только полностью заряженным, при этом плотность электролита надо проверять один раз в месяц.

Полезные советы
Зарядку аккумуляторной батареи проводят током, сила которого составляет 0,1 номинальной емкости. Например, батарею емкостью 50 А/ч необходимо заряжать током силой 5 А при вывинченных пробках наливных отверстий. Не стоит заливать в батарею электролит плотностью более 1,28 г/см3. Пытаясь таким образом увеличить пусковой ток, можно за короткий промежуток времени вывести батарею из строя. По этой же причине доводить уровень электролита до нормы можно только дистиллированной водой. В непрозрачной обслуживаемой батарее уровень электролита можно замерить при помощи полой стеклянной трубочки, закрыв один ее конец пальцем. Во взятой «пробе» высота столбика жидкости внутри трубки будет соответствовать высоте превышения уровня электролита над верхним краем пластин. Удалить потеки электролита или нейтрализовать воздействие электролита на окружающие предметы можно при помощи 10%–го раствора нашатырного спирта или соды. Не допускается эксплуатация разряженной батареи, особенно зимой. В разряженной батарее слишком высокое содержание воды в электролите, он может замерзнуть и вывести из строя корпус батареи. Не пытайтесь заряжать замерзшую аккумуляторную батарею током большой силы или пускать автомобиль от постороннего источника. Дайте батарее оттаять, а затем попытайтесь восстановить ее работу зарядкой током малой силы. Такая батарея еще может послужить. Трещина в банке обслуживаемой аккумуляторной батареи не всегда требует ее замены. Вылейте электролит, высушите, промойте бензином трещину и обработайте ее напильником. Опилки, образовавшиеся при разделке трещины, смешайте с эпоксидным клеем или шпаклевкой. Полученным составом тщательно замажьте трещину. После такой процедуры электролит заливайте не ранее чем через 24 часа.

Проверка аккумуляторной батареи
Проверяйте плотность электролита в аккумуляторной батарее через каждые 3 месяца.
Проверка проводится ареометром. При определении плотности электролита необходимо учитывать его температуру. При температуре электролита ниже 15 °С на каждые 10 °С ниже этой температуры из измеренной плотности вычитают значение 0,007; свыше 15 °C прибавьте 0,007.

Плотность электролита в аккумуляторной батарее должна находиться в следующих пределах:                                                        


Температура, °С

выше 25
ниже 25
Полностью заряженный
1,210–1,230
1,270–1,290
Заряженный на 70 %
1,170–1,190
1,230–1,250
Разряженный
1,050–1,070
1,110–1,130

Плотность электролита измеряйте в каждой банке. Разница в плотности 0,04 или больше между двумя любыми банками указывает на потерю электролита или сульфатацию пластин.
Если плотность электролита между двумя любыми банками отличается больше чем на 0,04, аккумуляторную батарею надо заменить. Если плотность электролита ниже требуемой, но одинаковая во всех банках, батарею необходимо зарядить.
Работоспособность необслуживаемой аккумуляторной батареи можно проверить только вольтметром. Степень заряженности батареи со встроенным индикатором определяется по цвету индикатора. Зеленый цвет индикатора соответствует полной зарядке, черный – указывает на необходимость зарядки, синий – свидетельствует о низком уровне электролита в батарее.

Зарядка аккумуляторной батареи
Перед зарядкой снимите аккумуляторную батарею с автомобиля.
Для зарядки пользуйтесь зарядным или зарядно–пусковым устройством. Заряжайте батарею током, равным 0,1 емкости батареи, до тех пор, пока плотность электролита не будет повышаться в течение 4 часов.
Не рекомендуется использование тока большой силы для быстрой зарядки аккумуляторной батареи, так как в этом случае пластины аккумулятора могут покоробиться из–за перегрева.
Во время зарядки батареи температура электролита не должна превышать 37,8 °С.

Снятие аккумуляторной батареи

Элементы крепления и соединения аккумулятора
Рис. 18–11. Элементы крепления и соединения аккумулятора: 1 – отрицательная клемма; 2 – положительная клемма; 3 – болт крепления кронштейна; 4 –  шланг отвода газов



Выключите зажигание. Снимите правую боковую декоративную панель и панель пола багажника. Отсоедините шину заземления аккумуляторной батареи, расположенную в панели пола. Снимите отрицательную клемму 1 с аккумуляторной батареи и переместите ее в сторону (рис. 18–11).
Отсоедините от аккумуляторной батареи шланг 4  для отвода газов.
Отверните болт 3 и снимите кронштейн крепления аккумуляторной батареи.
Снимите батарею с автомобиля.

Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
При установке не пережмите шланг, предназначенный для отвода газов, выделяющихся при работе аккумуляторной батареи. В трубопроводе отвода газов есть клапан, который защищает батарею от обратной вспышки.
Закрепите аккумуляторную батарею кронштейном и ввинтите болт его крепления, затянув  моментом 20 Н·м.
Проверьте надежность крепления аккумуляторной батареи, так как в противном случае срок службы батареи может сократиться.
Подсоедините к батарее сначала положительную клемму, затем отрицательную и закрепите клеммы, затянув гайки крепления моментом 5 Н·м.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 секунду, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.

Система зарядки
Если контрольная лампа зарядки батареи не горит при включении зажигания, проверьте надежность подключения проводов к генератору, исправность контрольной лампы и целость ее цепи. Если лампа все еще не горит, проверьте электрическую цепь от генератора до лампы. Если все электрические цепи исправны, значит, неисправен генератор и его следует заменить или отремонтировать.
Если контрольная лампа зарядки батареи горит при работе двигателя, остановите двигатель и проверьте состояние и натяжение приводного ремня генератора, а также подключение проводов к генератору.
Регулятор напряжения можно проверить следующим образом.
Подсоедините вольтметр к аккумуляторной батарее и пустите двигатель.
Увеличьте частоту вращения до стабилизации показаний вольтметра, который должен показывать 12–13 В, но не более 14 В.
Включите максимальное количество потребителей электроэнергии (фары, обогреватель заднего стекла, вентилятор отопителя). При этом напряжение, вырабатываемое генератором с регулятором напряжения, должно составлять 13–14 В.
Если напряжение не соответствует этим значениям, причиной неисправности могут быть изношенные щетки генератора, слабые пружины щеток, неисправные регулятор напряжения или диод, обрыв обмотки статора или дефектные контактные кольца ротора.

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2