5.2. Рекомендации по снятию двигателя
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь со всем разделом по снятию двигателя.
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей. Проводить ремонт двигателя следует на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом с чистым твердым покрытием.
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный отсек. Для снятия двигателя используйте грузоподъемный механизм, позволяющий безопасно поднимать силовой агрегат.
Если вы снимаете двигатель впервые, необходимо пригласить опытного специалиста. Некоторые работы выполняются с помощником.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя надо заменить на новые.
Двигатель снимается вперед без коробки передач.
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением аккумуляторной батареи выясните, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Снятие
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Отверните винты и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.3–24).
Снимите защитные кожухи 1–4 в задней части моторного отсека (рис. 3.3–1).
Снимите крышку расширительного бачка.
Снимите передние воздуховоды (см. рис. 3.3–25).
Отверните болт крепления вентилятора радиатора с вязкостной муфтой, удерживая от проворачивания ось вентилятора другим гаечным ключом.
Отвинтите кожух вентилятора радиатора.
Снимите вентилятор с вязкостной муфтой вместе с кожухом.
Рис. 3.3–2. Расположение фиксатора кожуха и направление поворота при снятии вентилятора радиатора с электрическим приводом
|
Для снятия вентилятора радиатора с электрическим приводом отсоедините от вентилятора электрический разъем, извлеките фиксатор кожуха, поверните кожух в направлении стрелки (рис. 3.3–2) и снимите вентилятор.
Выверните винты и снимите кожух поликлинового ремня (см. рис. 3.3–27).
Предупреждение
Используя мел, маркер или краску, отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если при установке поликлиновой ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению.
Рис. 3.3–28. Расположение болта крепления натяжного ролика поликлинового ремня компрессора кондиционера
|
Ослабьте болт крепления натяжного ролика поликлинового ремня компрессора кондиционера и снимите ремень со шкивов (см. рис. 3.3–28).
Торцовым ключом поверните против часовой стрелки механизм натяжения основного поликлинового ремня, в результате чего ослабится натяжение ремня, зафиксируйте в этом положении механизм натяжения штифтом (поз.1, см. рис. 3.3–29) и снимите ремень.
Выверните восемь болтов и снимите гаситель колебаний со шкива коленчатого вала (рис. 3.3–3).
Выверните болты (рис. 3.3–4) и снимите термозащитный экран над турбокомпрессором.
Выверните болты крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору (рис. 3.3–5).
Рис. 3.3–34. Расположение винтов крепления подогревателя выхлопной трубы и шумоизоляции дополнительного подогревателя
|
Выверните винты крепления подогревателя выхлопной трубы и шумоизоляции дополнительного подогревателя (см. рис. 3.3–34).
Освободите фиксаторы и снимите нижние брызговики моторного отсека, состоящие из двух секций (см. рис. 3.3–35).
Выверните два болта и снимите кронштейн нижнего брызговика моторного отсека (см. рис. 3.3–36)
Ослабьте хомуты и снимите переднюю выхлопную трубу с каталитическим нейтрализатором.
Установите под двигателем приемный поддон для сбора охлаждающей жидкости.
Слейте охлаждающую жидкость, повернув на 90° кран 1( рис. 3.3–6) в основании трубы и вывернув дренажный болт 2.
Отвинтите компрессор кондиционера от кронштейна и, не отсоединяя от него шланги, отведите его в сторону.
Выверните компенсатор крутящего момента от двигателя и кузова.
Выверните эластичную опору в нижней правой части рамы.
Отсоедините от стартера электрический разъем, затем отвинтите гайку 1 (рис. 3.3–7) и отсоедините от стартера положительный провод .
Отвинтите два болта, показанные стрелками на рис. 3.3–7, и, соблюдая осторожность, снимите стартер.
Через отверстие, открывшееся после снятия стартера, вывинтите три болта крепления гидротрансформатора (рис. 3.3–8). Для доступа к каждому последующему болту необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения на 1/3 оборота.
Примечание
Для проворачивания коленчатого вала необходимо использовать болт крепления шкива коленчатого вала.
Автомобили с механической коробкой передач
Отвинтите и снимите кожух со стороны правого вала привода.
В правом распределительном блоке отсоедините электрический разъем и, отвинтив гайку, снимите наконечник провода стартера. Затем отвинтите болт крепления зажима провода и отведите провод стартера в сторону.
Отсоедините электрический разъем от выключателя фонаря заднего хода.
Все модели
Отвинтите и снимите кожух со стороны левого вала привода.
Снимите с левой стороны коробки передач термозащитный экран.
Отсоедините электрический разъем от датчика спидометра.
Рис. 3.3–9. Расположение электрического разъема (1), датчика спидометра, датчика частоты вращения двигателя (2) и болта (3) крепления трубопровода автоматической коробки передач
|
При наличии датчика 2 (рис. 3.3–9) частоты вращения двигателя G28 , отвинтите его. Датчик 2 расположен в передней левой части коробки передач.
Отвинтите болт 3 крепления трубопровода автоматической коробки передач и переместите трубопровод в сторону.
Освободите из кронштейна и отсоедините электрические разъемы жгута проводов и многофункционального переключателя.
Отсоедините электрические разъемы с левой стороны двигателя.
Вывинтите нижние болты крепления коробки передач к двигателю.
Вывинтите нижние болты, показанные стрелками на рис. 3.3–10, крепления двигателя к нижней раме.
Рис. 3.3–11. Расположение хомутов крепления шлангов системы охлаждения к штуцерам отопителя на перегородке моторного отсека
|
Ослабьте хомуты (рис. 3.3–11) и отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю.
Снимите вакуумный шланг с вакуумного усилителя тормозов.
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от двигателя.
Рис. 3.3–12. Расположение электрического разъема датчика (1) в шланге (2) подачи воздуха к впускному коллектору
|
Отсоедините электрический разъем от датчика 1 воздушного патрубка (рис. 3.3–12).
Снимите шланг 2 подачи воздуха к впускному коллектору.
Рис. 3.3–21. Расположение болтов крепления шкива поликлинового ремня насоса усилителя рулевого управления и специальный инструмент для удержания шкива от проворачивания
|
Отвинтите болты крепления шкива поликлинового ремня насоса усилителя рулевого управления, удерживая шкив от проворачивания специальным инструментом (см. рис. 3.3–21).
Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок с воздушного фильтра.
Рис. 3.3–13. Расположение электрического разъема (1) датчика вентилятора радиатора и хомутов крепления шлангов системы охлаждения от датчика (2) и дополнительного обогревателя (3)
|
Отсоедините от датчика 2 (рис. 3.3–13) вентилятора системы охлаждения электрический разъем 1 и шланг системы охлаждения.
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от дополнительного обогревателя 3.
Отсоедините топливные шланги от топливного фильтра.
Снимите крышку воздушного фильтра.
Отсоедините электрический разъем от расходомера воздуха (рис. 3.3–14) и освободите провода из фиксаторов.
Отсоедините электрические разъемы от электромагнитного клапана и клапана рециркуляции отработавших газов (EGR).
Отсоедините вакуумные шланги от турбокомпрессора и механического клапаны системы рециркуляции отработавших газов и переместите шланги в сторону.
Рис. 3.3–15. Рас положение винтов и направление снятия кожуха блока управления: 1 – направление снятия
|
Поверните левый защитный кожух блока управления в направлении стрелки 1 (рис. 3.3–15) и выверните задний правый винт.
Выверните оставшиеся винты крепления, показанные стрелками на рис. 3.3–15.
Снимите кожух блока управления.
В блоке управления отсоедините электрические разъемы от блоков управления двигателем и коробкой передач. Освободите крепление реле, для чего, используя отвертку с тонким лезвием, отожмите боковые фиксаторы.
Отсоедините оставшиеся разъемы и снимите жгут проводов с верхней части двигателя.
Отвинтите верхние болты крепления коробки передач к двигателю, оставив один болт на месте.
На задней части турбокомпрессора ослабьте болт
А (рис. 3.3–16), поверните стойку по часовой стрелке и снова затяните болт.
Отсоедините стойки поддержки капота от капота. Установите капот вертикально и закрепите его в этом положении.
Подвесьте на таль грузоподъемный захват 2024 и закрепите его захваты на двигателе.
Отвинтите болты крепления коробки передач к двигателю.
Проверьте, чтобы все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы были отсоединены от двигателя.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Рис. 3.3–17. Использование большой отвертки для прижатия гидротрансформатора к двигателю при снятии двигателя
|
Перед снятием двигателя большой отверткой прижмите гидротрансформатор к двигателю (рис. 3.3–17).
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Закрепите гидротрансформатор на двигателе.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
При установке двигателя необходимо заменить на новые самоконтрящиеся гайки и болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.
Перед установкой убедитесь, что стойка В (см. рис. 3.3–16) на задней части турбокомпрессора повернута по часовой стрелке.
Перед установкой двигателя закрепите по бокам моторного отсека электрические провода и шланги для того, чтобы их не зажало двигателем.
При установке проверьте наличие центрирующих втулок, определяющих взаимное расположение двигателя и коробки передач.
Автомобили с механической коробкой передач
Очистите шлицы приводного вала и при повторном использовании диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала привода тонким слоем смазки G 000 100.
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его.
Используя оправку, проверьте центрирование диска сцепления.
Проверьте состояние игольчатого подшипника в торце коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Для крепления гидротрансформатора к маховику необходимо использовать болты оригинальной конструкции.
Рис. 3.3–18. Измерение расстояния между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и опорной поверхностью картера
|
Проверьте правильность установки гидротрансформатора. Если расстояние между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и поверхностью картера составляет 19 мм, значит, гидротрансформатор установлен правильно. При неправильно установленном гидротрансформаторе это расстояние составляет около 14 мм (рис. 3.3–18). В этом случае разрушается ведущий диск гидротрансформатора и насос автоматической коробки передач.
Установите двигатель на место и, покачивая его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах.
Установите компрессор кондиционера и насос усилителя рулевого управления.
Перед ввинчиванием болтов крепления компрессора кондиционера убедитесь, что центрирующие втулки компрессора находятся на месте.
Установите шкив насоса усилителя рулевого управления.
Установите поликлиновой ремень.
Установите вентилятор радиатора с вязкостной муфтой.
Установите компенсатор крутящего момента и привинтите его к двигателю и кузову.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. Повторное использование охлаждающей жидкости не допускается, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров.
Проверьте, чтобы элементы системы выпуска были правильно установлены на подвесках и не касались кузова при ее покачивании.
Проверьте правильность подсоединения электрических разъемов.
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 секунду, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.
Перед первым пуском двигателя необходимо прокачать топливную систему, так как в противном случае будет поврежден топливный насос.
Перед пуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.