8. Ручная коробка переключения передач
Тип и обозначение РКПП |
|
Модели 163.136 | (ML 230) 6-ступенчатая, 716.644 (SG-S370/6.1) |
Модели 163.113 | (ML 270 CDI) 5-ступенчатая, 717.461 (GL_7b/29_B_5) |
Тип и объем трансмиссионного масла | См. Спецификации к Главе Текущий уход и обслуживание |
Передаточные отношения | |
РКПП 716.644 |
|
|
5.01 |
|
2.83 |
|
1.78 |
|
1.25 |
|
1.00 |
|
0.82 |
|
4.56 |
|
Данные не приведены |
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм | |
РКПП 716.644 |
|
Болты крепления РКПП к двигателю | 40 |
Сливная пробка поддона картера РКПП | 60 |
Пробка заливного отверстия | 50 |
Гайки/болты крепления задней поперечной балки силового агрегата к кузову | 40 |
Гайка/болт крепления задней подушки опоры подвески силового агрегата к трансмиссии | 40 |
Самоконтрящиеся болты крепления переднего распределительного вала к выходному валу раздаточной коробки | 40 |
РКПП 717.461 | |
Резьбовой штифт штока переключения | 12 |
Болты крепления РКПП к двигателю | |
Болты крепления трансмиссии к двигателю | |
М10x40 |
|
|
55 |
|
40 |
М10x90 | |
|
45 |
|
40 |
Болты крепления кожуха адаптера к картеру РКПП | 20 |
За счет энергии, выделяемой при сгорании в цилиндрах воздушно-топливной смеси коленчатый вал двигателя развивает крутящий момент, при этом частота его вращения лежит в пределах достаточно узкого диапазона. Большинство современных двигателей OHV-конструкции развивают свой максимальный крутящий момент при оборотах около 2500 в минуту. При увеличении частоты вращения двигателя до 4500 об/мин величина его крутящего момента снижается настолько, что дальнейшее увеличение мощности уже не представляется возможным. Двигатели с верхним расположением распределительного вала (OHC) способны развивать значительно больший крутящий момент, однако в значительно более узком диапазоне частот вращения.
Использование в трансмиссионной линии такого компонента, как коробка передач позволяет регулировать взаимоотношение между оборотами двигателя и скоростью вращения ведущих колес автомобиля, обеспечивая достаточно высокую эффективность отдачи силового агрегата практически в любых условиях эксплуатации автомобиля.
Плавность передачи крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу ручной коробки переключения передач (РКПП) обеспечивает сборка сцепления, конструкция и принцип действия которой разобраны в Главе Трансмиссионная линия настоящего Руководства. Последовательное переключение передач в процессе изменения скорости движения автомобиля обеспечивается за счет использования в коробке передач многоступенчатого редуктора. Передаточные отношения каждой из пяти/шести ступеней РКПП обеспечивают максимальную эффективность передачи развиваемой двигателем мощности ведущим колесам транспортного средства при различных скоростях движения.
На двух из рассматриваемых в настоящем Руководстве полноприводных моделях Mercedes-Benz М-класса помимо автоматических трансмиссий (см. Главу Автоматичеcкая трансмиссия) могут использоваться ручные коробки передач (РКПП) одного из двух типов: 717.461 (ML 230) и 716.644 (ML 270 CDI). Обе коробки имеют стандартную конструкцию, используемую на большинстве автомобилей Mercedes с классическим задним приводом (серии 717.4 и 716.6).
Развиваемый двигателем преобразованный в редукторе РКПП крутящий момент снимается с заднего конца главного вала и передается на входной вал раздаточной коробки, осуществляющей дальнейшее его распределение между передним и задним ведущими мостами автомобиля. Подробная информация по конструкции и принципу функционирования раздаточной коробки приведена в Главе Трансмиссионная линия настоящего Руководства.
В обеих коробках передач обеспечена синхронизация всех пяти (717.4)/шести (716.6) ступеней переключения всех передних передач.
Имеет смысл уделить немного внимания особенностям функционирования более современных шестиступенчатых РКПП.
Коробки серии 716.6 относятся к классу полностью синхронизированных 2-вальных 6-ступенчатых КПП с одной задней передачей, получивших широкое применение как на заднеприводных, так и на полноприводных автомобилях, оборудованных как бензиновыми, так и дизельными двигателями.
Общий вид РКПП 716.6
1 — Первичный вал КПП
|
5 — Кулачок включения
|
Конструкция РКПП 7.6.6
Грамотное использование 6-й передачи позволяет добиться существенной экономии расхода топлива за счет снижения рабочих оборотов двигателя. Ввиду конструктивных особенностей 6-ступенчатые коробки передач имеют больший вес, чем 5-ступенчатые.
Коробка воспринимает крутящий момент от двигателя посредством обычного сцепления сухого типа, оборудованного автоматическим компенсатором износа. Картер РКПП имеет герметичную конструкцию и заправляется не нуждающимся в замене трансмиссионным маслом.
Точность и легкость имеющих короткий ход переключений достигается следующими особенностями конструкции:
- Применение штоково-тросового привода переключения с закрепленным в игольчатых подшипниках центральным штоком;
- Использование многоконусных синхронизаторов переключений 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач;
- Полная синхронизация задней передачи.
Редукторные сборки с валами помещаются между двумя подшипниковыми плоскостями. Использовавшаяся в более ранних 5-ступенчатых коробках третья подшипниковая плоскость в данной конструкции устранена.
Двухсекционный раздельный картер изготовлен из легкого сплава и герметизирован посредством специального жидкого компаунда.
Входной вал (1) зафиксирован в маховике посредством направляющего подшипника, а картере трансмиссии - посредством шарикового подшипника с углубленной канавкой. Главный (2) и входной (1) валы сочленены между собой в общей плоскости картера трансмиссии и закреплены посредством шариковых подшипников с углубленной канавкой (см. там же).
Промежуточный вал (3) имеет облегченную полую конструкцию и закреплен в роликовой муфте и шариковом подшипнике с углубленной канавкой.
Ввиду минимальных производственных допусков полукартеров и шестерен, а также за счет использования роликовых муфт, необходимость в регулировке осевых люфтов валов отпадает.
Перемещения рычага переключения передач передаются через тяги на коробку. Снятие РКПП может быть осуществлено отдельно от двигателя, необходимость в снятии возникает при обслуживании сцепления, а также в случае необходимости проведения восстановительного ремонта/замены собственно РКПП.
Ввиду сложности конструкции РКПП, отсутствия в свободной продаже необходимых сменных внутренних компонентов и необходимости использования специального оборудования, составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей выполнять капитальный ремонт коробки передач собственными силами. Ремонт коробки в условиях мастерской автосервиса является достаточно дорогостоящей операцией, в виду чего, следует рассмотреть альтернативные варианты замены вышедшего из строя блока новым или восстановленным. Любую полезную информацию по ремонту и замене трансмиссии можно получить на станциях техобслуживания компании Mercedes-Benz. Вне зависимости от выбранного способа устранения проблем (ремонт или замена), самостоятельный демонтаж коробки с автомобиля позволит существенно сократить материальные затраты.
В данной Части Главы вниманию читателя предлагаются описания процессов выполнения таких, лежащих в пределах квалификации среднестатистического механика-любителя процедур, как общая регулировка привода переключения передач и снятия/установки сборки РКПП. Советы по управлению переключения ми РКПП изложены в Главе Органы управления и приемы безопасной эксплуатации.
Информация по автоматическим трансмиссиям (АТ) представлена в Главе Автоматичеcкая трансмиссия.