5.1.5. Гидротолкатели
Гидравлическая система регулировки клапанов служит для того, чтобы в клапанах имелся зазор и закрытые клапаны плотно прилегали к седлу. Гидротолкатели расположены между кулачками распределительного вала и торцом штока клапана. Отличие системы с гидравлической регулировкой — ход клапанов без зазоров, существенно снижающий шум по сравнению с работой обычных клапанов.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Стук клапанов при пуске двигателя
|
Когда двигатель долгое время не работал, стук клапанов не является причиной поломки. При долго не работающем двигателе масло из гидротолкателей стекает. Когда двигатель пускают, гидротолкатели сразу наполняются маслом, и стук пропадает.
Если стук клапанов в области головки цилиндров продолжается на прогретом двигателе, это свидетельствует о дефектах одного или нескольких гидротолкателей. Они не подлежат ремонту, поэтому их следует заменить.
Причины стука клапанов могут быть следующие:
1. Перед пуском двигателя в нем было заменено масло.
2. Двигатель не работал более суток.
3. Двигатель пускается после замены толкателей.
Принцип гидравлической регулировки тепловых зазоров клапанов
|
Рис. 4.18. Гидротолкатель в разрезе: 1 – распределительный вал; 2 – резервуар масла в корпусе; 3 – обратный клапан; 4 – канал подачи масла; 5 – зона высокого давления; 6 – шток клапана; 7 – пружина; 8 – цилиндр; 9 – поршень; 10 – корпус гидротолкателя
|
Гидротолкатели состоят из двух главных деталей — поршня и цилиндра (рис. 4.18). Пружина прижимает поршень к поверхности толкателя. При закрытом клапане масло проходит из системы смазки двигателя по масляной галерее в головке блока через перепускное отверстие в корпусе толкателя в цилиндр толкателя. Обратный клапан толкателя открыт, и масло заполняет пазы поршня. При нажиме кулачка распределительного вала на толкатель корпус его давит на поршень, под воздействием которого клапан закрывается и прекращает перепуск масла. Поскольку жидкость не сжимается, масло в этом случае служит жестким соединением между кулачком распределительного вала и штоком клапана, поэтому при нажиме на клапан зазор отсутствует. Разность давлений при этом компенсируется перепуском масла из цилиндра толкателя в его корпус, осуществляя дополнительную смазку рабочих частей кулачков распределительного вала. После закрытия клапана давление в корпусе толкателя падает, открывается обратный клапан, и цилиндр опять заполняется маслом.
При длительной эксплуатации двигателя детали клапанного механизма изнашиваются, однако благодаря принципу работы гидротолкателей проверку зазоров клапанов можно проводить через относительно большой промежуток времени.
Проверка гидротолкателей
|
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
|
1. Прогрейте двигатель.
2. Оставьте двигатель работать на холостом ходу до первого включения вентилятора.
3. Дайте поработать двигателю в течение 2 мин на повышенных оборотах (2500 мин-1).
4. Выключите двигатель.
5. Снимите крышку головки цилиндров.
6. Проверните двигатель то тех пор, пока у проверяемого цилиндра кулачки распределительного вала не будут направлены вверх.
7. Деревянным или пластмассовым штифтом надавите на толкатель (рис. 4.19).
8. Если при этом толкатель быстро и без сопротивления опускается, его следует заменить. Эту работу должны делать специалисты в автомастерской.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Работа на повышенных оборотах
Работа на повышенных оборотах снижает срок службы двигателя. Если двигатель работает на повышенных оборотах и при этом слышны стуки или шумы, это говорит об износе коленчатого вала или клапанного механизма. Если износ сильный, то возможна поломка толкателя. Как правило, это ведет к серьезной поломке двигателя
|
.
Некоторые неисправности гидротолкателей, их причины и способы устранения приведены в таблице.

