5.4. Рулевой механизм

Автомобили без  усилителя рулевого  управления

Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления
Рис. 5.30. Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления: 1 – рулевая тяга; 2 – пыльник; 3 – пылезащитный колпак; 4 – наконечник рулевой тяги; 5 – защитный чехол рулевой тяги; 6 – картер рулевого механизма; 7 – защитный чехол рулевой тяги


Рулевой механизм в сборе автомобилей без усилителя ST-21
Рис. 5.31. Рулевой механизм в сборе автомобилей без усилителя ST-21: 1 – сальник; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – приводная шестерня; 4 – подшипник; 5 – сальник; 6 – пыльник; 7 – пылезащитный колпачок; 8 – верхняя пробка; 9 – упор рейки; 10 – пружина упора рейки; 11 – контргайка; 12 – регулировочный винт упора рейки; 13 – вкладыш; 14 – гайка; 15 – защитный чехол; 16 – наконечник рулевой тяги; 17 – зажим; 18 – защитный чехол; 19 – хомут; 20 – рулевая тяга; 21 – рейка; 22 – картер рулевого механизма


Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления показан на рис. 5.30, рулевой механизм  в сборе (без усилителя) – на рис. 5.31.
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Поднимите автомобиль.
Отсоедините передний глушитель.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный  шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.

Крепления заднего кронштейна подвески коробки передач
Рис. 5.32. Крепления заднего кронштейна подвески коробки передач


Отверните  болты   крепления  заднего  кронштейна подвески коробки передач (рис. 5.32).

Болты крепления подрамника
Рис. 5.33. Болты крепления подрамника


Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника (рис. 5.33).
Проверка технического состояния  и регулировка

Болты крепления рулевого механизма
Рис. 5.34. Болты крепления рулевого механизма


Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления (рис. 5.34).

Снятие рулевого механизма в сборе с тягами
Рис. 5.35. Снятие рулевого механизма в сборе с тягами


Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля (рис. 5.35).
Зажмите рулевой механизм в тиски с латунными или алюминиевыми накладками.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Зажатие рулевого механизм в тиски
Рис. 5.36. Зажатие рулевого механизм в тиски

Допускается зажимать рулевой механизм в тиски только его установочной частью. Зажатие какой-либо другой его части может вызвать повреждение рулевого механизма (рис. 5.36).

Проверка момента вращения приводной шестерни
Рис. 5.37. Проверка момента вращения приводной шестерни


Проверьте момент вращения приводной шестерни (рис. 5.37), вращая ее со скоростью один оборот примерно за 4–6 с.
Момент вращения 0,6–1,3 Н·м.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Момент вращения приводной шестерни измеряется в области всего хода рейки.

Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения.
Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их.
Несколько раз резко поверните рулевую тягу.
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги. Он должен быть равен 8–22 Н·м.
Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если момент сопротивления проворачиванию ниже указанного предела, возможно дальнейшее использование рулевой тяги при условии, что ее вращение происходит плавно, без чрезмерного люфта.

Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойства материала.
Убедитесь в правильности установки чехлов.
Неисправные чехлы замените новыми.
Разборка

Снятие наконечника рулевой тяги
Рис. 5.38. Снятие наконечника рулевой тяги


Снимите наконечник рулевой тяги (рис. 5.38).
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира.

Хомут крепления защитного чехла рейки
Рис. 5.39. Хомут крепления защитного чехла рейки


Снимите хомут крепления защитного чехла рейки (рис. 5.39).

Снятие зажима крепления чехла рейки
Рис. 5.40. Снятие зажима крепления чехла рейки


Снимите зажим крепления чехла рейки (рис. 5.40).
Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При установке чехла проверьте рейку на наличие следов коррозии.

Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке.

Отворачивание контргайки регулировочного винта упора рейки
Рис. 5.41. Отворачивание контргайки регулировочного винта упора рейки


Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки (рис. 5.41).

Отворачивание регулировочного винта упора рейки
Рис. 5.42. Отворачивание регулировочного винта упора рейки


Отверните регулировочный винт упора рейки торцовым ключом на 14 мм (рис. 5.42).

Упор рейки
Рис. 5.43. Упор рейки: 1 – вкладыш; 2 – пружина упора; 3 – регулировочный винт; 4 – контргайка


Отверните контргайку,  снимите пружину упора,  упор рейки (рис. 5.43) и вкладыш.

Отворачивание внутреннего шарового шарнира рулевой тяги
Рис. 5.44. Отворачивание внутреннего шарового шарнира рулевой тяги


До упора сместите рейку внутрь картера рулевого механизма и зажмите картер на уровне зубчатой части рейки в тиски с латунными губками. Отверните внутренний шаровой шарнир рулевой тяги и отсоедините тягу от рейки (рис. 5.44).
Выньте рейку из картера рулевого механизма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Извлечение рейки из картера рулевого механизма
Рис. 5.45. Извлечение рейки из картера рулевого механизма

Вынимайте рейку в направлении к левой стороне автомобиля, чтобы не повредить вкладыш зубьями рейки (рис. 5.45).

Сборка
Нанесите на рейку смазку указанной марки, вставьте рейку в картер рулевого механизма, установите в картер приводную шестерню.
Вставляйте рейку в картер с левой стороны.
При установке приводной шестерни введите ее в зацепление с рейкой.
Удалите излишек смазки.
Перед установкой сальника рулевого механизма нанесите на него смазку.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Сальник заменяйте новым.

Установите упор рейки, пружину упора, регулировочный винт упора и заверните контр-гайку.
Затяните регулировочный винт упора рейки моментом 11 Н·м, затем отверните его на угол 30–60°. Затяните контргайку регулировочного винта.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Регулировку упора рейки проводите при среднем положении рейки. Контргайку устанавливайте на герметик.

Законтривание рулевой тяги к рейке кернением
Рис. 5.46. Законтривание рулевой тяги к рейке кернением


Присоедините рулевую тягу к рейке и законтрите ее кернением (рис. 5.46).
Установите на место чехол рейки и закрепите его хомутом и зажимом.
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и установите защитный чехол шарового шарнира.
Установите наконечник на рулевую тягу.
Установка
Установите рулевой механизм через правую сторону автомобиля.
Закрепите рулевой механизм на подрамнике.
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове.
Закрепите задний кронштейн подвески коробки передач. Присоедините наконечники рулевых тяг к поворотным кулакам.
Установите на место передний глушитель.
Опустите автомобиль.
Установите передние колеса.
В салоне присоедините вал рулевого управления к рулевому механизму.

Автомобили  с гидроусилителем  рулевого управления

Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления
Рис. 5.47. Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления: 1 – пыльник; 2 – пылезащитный колпак; 3 – трубопроводы гидросистемы; 4 – наконечник рулевой тяги; 5 – рулевая тяга; 6 – защитный чехол рулевой тяги; 7 – картер рулевого механизма


Рулевой механизм автомобилей, оснащенных гидроусилителем рулевого управления, в сборе
Рис. 5.48. Рулевой механизм автомобилей, оснащенных гидроусилителем рулевого управления, в сборе: 1 – трубопроводы гидросистемы; 2, 5 – сальники; 3, 4 – подшипники; 6 – пыльник; 7 – пылезащитный колпак; 8 – корпус распределителя; 9 – распределитель; 10 – упор рейки; 11 – пружина упора рейки; 12 – контргайка; 13 – регулировочный винт упора рейки; 14 – вкладыш; 15, 19 – защитные чехлы; 16 – гайка; 17 – наконечник рулевой тяги; 18 – зажим; 20 – хомут; 21 – рулевая тяга; 22 – рейка; 23 – заглушка; 24 – гайка;
25 – подшипник; 26 – картер рулевого механизма


Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления показан на рис. 5.47, рулевой механизм в сборе (автомобили с гидроусилителем рулевого управления) показан на рис. 5.48.
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный шплинт гайки и с помощью приспособления выпрессуйте шаровой шарнир наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.
Поднимите автомобиль.
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя.
Отсоедините передний глушитель.
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач.
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления.
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника.
Отсоедините от рулевого механизма штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода.
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протянув его к правой стороне автомобиля.
Проверка технического состояния  и регулировка
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления.
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля.
Зажмите рулевой механизм в тисках с латунными или алюминиевыми накладками.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Допускается зажимать рулевой механизм в тиски только его установочной частью. Зажатие какой-либо другой его части может вызвать повреждение рулевого механизма.
Проверьте момент вращения приводной шестерни, вращая ее со скоростью один оборот примерно за 4–6 с; момент вращения должен быть равен 0,6–1,3 Н·м.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Момент вращения приводной шестерни измеряется в области всего хода рейки.

Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения.
Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их.
Несколько раз резко поверните рулевую тягу.
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги, он должен быть равен 8–22 Н·м.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если момент сопротивления проворачиванию ниже указанного предела, возможно дальнейшее использование рулевой тяги при условии, что ее вращение происходит плавно, без чрезмерного люфта.

Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу.
Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойств материала.
Убедитесь в правильности установки чехлов.
Неисправные чехлы замените новыми.
Разборка
Снимите наконечник рулевой тяги.
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира.

Хомут крепления защитного чехла рейки
Рис. 5.49. Хомут крепления защитного чехла рейки


Снимите хомут крепления защитного чехла рейки (рис. 5.49).

        ПРИМЕЧАНИЕ
При установке чехла проверьте рейку на наличие следов коррозии.

Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу.
Медленно выдвигая рейку, слейте рабочую жидкость из картера рулевого механизма.
Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке.
Отсоедините рулевую тягу от рейки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При отсоединении рулевой тяги от рейки проследите за тем, чтобы на рейку не действовало усилие скручивания.

Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки.
Отверните упор торцовым ключом «на 14».
Отверните контргайку, выньте из рулевого механизма регулировочный винт упора рейки, пружину упора, упор рейки и вкладыш.
Отсоедините питающий трубопровод от картера рулевого механизма.

Болты крепления корпуса распределителя
Рис. 5.50. Болты крепления корпуса распределителя


Снимите корпус распределителя, отвернув болты (рис. 5.50).
Когда конец стопорного кольца выйдет из отверстия с пазом, поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное кольцо.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Стопор рейки
Рис. 5.51. Стопор рейки

Проследите за тем, чтобы не повредить рейку (рис. 5.51).

Выньте втулку рейки и рейку из картера рулевого механизма.

Уплотнительное кольцо картера
Рис. 5.52. Уплотнительное кольцо картера


Выньте из картера уплотнительное кольцо (рис. 5.52).
Выньте сальник из втулки рейки.

Выбивание распределителя из корпуса
Рис. 5.53. Выбивание распределителя из корпуса


Выбейте распределитель из корпуса распределителя молотком с мягким бойком (рис. 5.53).
Выньте из корпуса распределителя сальник и шариковый подшипник.
Выньте сальник и уплотнительное кольцо из картера рулевого механизма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Примите меры предосторожности, чтобы не повредить зеркало цилиндра клапана приводной шестерни в картере рулевого механизма.

Извлечение сальника и шарикового подшипника из корпуса распределителя
Рис. 5.54. Извлечение сальника и шарикового подшипника из корпуса распределителя: 1 – приспособление 09573-21200; 2 – упорная шайба; 3 – сальник; 4 – приспособление 09573-21000


С помощью специального приспособления выньте сальник и шариковый подшипник из корпуса распределителя (рис. 5.54).
Проверка технического состояния
1. Рейка.
Проверьте зубья рейки на наличие повреждений и износа.
Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений.
Проверьте  рейку  на  наличие  погнутости  или скручивания.
Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа.
Проверьте  сальник  на   наличие   повреждений или износа.
2. Приводная шестерня и распределитель.

Приводная шестерня и распределитель
Рис. 5.55. Приводная шестерня и распределитель


Проверьте зубья приводной шестерни (рис. 5.55)  на наличие повреждений или износа.
Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений.
Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа.
Проверьте  сальник  на   наличие   повреждений или износа.
3. Подшипник.
Проверьте подшипник на наличие заеданий или повышенного шума при вращении.
Убедитесь в отсутствии чрезмерного зазора в подшипнике.
Убедитесь в наличии всех иголок подшипника.
Проверьте зеркало цилиндра картера рулевого механизма на наличие повреждений и защитные чехлы на наличие повреждений, трещин или старения.
Сборка
Смажьте рабочей жидкостью PSF-3 всю поверхность сальника рейки.

Установка сальника в картер рулевого механизма
Рис. 5.56. Установка сальника в картер рулевого механизма: 1 – приспособление 09573-21200; 2 – приспособление 09573-21000; 3 – приспособление 09555-21000; 4 – приспособление 09573-21100


Установите сальник в картер рулевого механизма в положении, показанном на рис. 5.56.
Нанесите рабочую жидкость PSF-3 на всю   поверхность втулки сальника рейки.
Установите сальник во втулку рейки.
Нанесите рабочую жидкость на всю поверхность уплотнительного кольца и установите кольцо во втулку рейки.
Нанесите на зубья рейки универсальную смазку SAE J310a, NLGI #2 ЕР.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Проследите за тем,  чтобы не закупорить смазкой вентиляционное отверстие рейки.

Установка втулки рейки
Рис. 5.57. Установка втулки рейки: 1 – втулка рейки; 2 – рейка


Вставьте рейку в картер рулевого механизма, вставьте втулку рейки и сместите ее внутрь до совмещения с пазом картера, после чего закрепите втулку (рис. 5.57).
С помощью специального приспособления установите сальник и шариковый подшипник в корпус распределителя.
Установите распределитель в картер рулевого механизма, для чего нанесите на распределитель рабочую жидкость и смазку.
Нанесите на сальник рабочую жидкость, установите его в картер рулевого механизма и закрепите распределитель и уплотнительное кольцо в картере.
Присоедините рулевую тягу и законтрите ее кернением с помощью зубила.
Установите вкладыш, упор рейки, пружину упора в показанном на рисунке порядке. Пе-ред установкой нанесите герметик на резьбу регулировочного винта упора рейки.
При среднем положении рейки заверните регулировочный винт упора рейки в картер рулевого механизма и торцовым ключом «на 14» затяните его моментом 12 Н·м, затем от-верните винт на угол 30–60° и затяните контргайку винта моментом 50–70 Н·м.
Затяните штуцер крепления питающего трубопровода системы указанным моментом и установите резиновую подушку на клей.
Нанесите силиконовую смазку на место установки защитного чехла (в канавку) рулевой тяги.
Установите на чехол новый хомут крепления.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Каждый раз при установке чехла заменяйте хомут крепления новым.

Установите чехол на место, не допуская его перекручивания.

Закладка смазки в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги
Рис. 5.58. Закладка смазки в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги: 1 – смазка А; 2 – смазка В; 3 – герметик


Заложите смазку в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги и на кромку чехла и закрепите чехол стопорным кольцом, заведя его в канавку шарнира (рис. 5.58).
Смазка А (см. рис. 5.58) – POLE LUB GLY 801К или аналогичная.
Смазка В SHOWA SUNLIGHT MB 2 или аналогичная.
Полость и кромка защитного чехла – THREE BOND.
Установите шаровой шарнир на рулевую тягу.
Проверьте момент вращения приводной шестерни.
Установка
Установите рулевой механизм на место через правую сторону автомобиля.
Закрепите рулевой механизм на подрамнике.
Присоедините к рулевому механизму трубопровод высокого давления и сливной трубопровод.
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове.

Хомут крепления шланга высокого давления и сливного трубопровода (указан стрелкой)
Рис. 5.59. Хомут крепления шланга высокого давления и сливного трубопровода (указан стрелкой)


Закрепите шланг высокого давления и сливной трубопровод хомутом (рис. 5.59).
Установите задний кронштейн подвески коробки передач.
Присоедините передний глушитель.
Медленно опустите автомобиль.
Присоедините рулевые тяги к поворотным кулакам.
Установите колеса.
Присоедините рулевой вал к рулевому механизму.
Залейте рабочую жидкость в бачок гидроусилителя.
Удалите воздух из системы гидроусилителя.

Шланги и трубопроводы  гидроусилителя

Шланги и трубопроводы гидроусилителя
Рис. 5.60. Шланги и трубопроводы гидроусилителя: 1 – наконечник рулевой тяги; 2 – рулевая тяга; 3 – чехол рейки; 4 – хомут крепления рулевого механизма; 5 – хомут крепления шланга высокого давления; 6 – трубопровод и шланг высокого давления; 7 – сливной трубопровод; 8 – кронштейн крепления насоса гидроусилителя; 9 – бачок насоса гидроусилителя; 10 – кронштейн крепления бачка; 11 – маслоохладитель


Шланги и трубопроводы гидроусилителя показаны на рис. 5.60.
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.
Поднимите автомобиль.
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя.
Отсоедините передний глушитель.
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач к подрамнику.
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника.

Штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода
Рис. 5.61. Штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода


Отсоедините от рулевого механизма штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода (рис. 5.61).

Штуцер шланга высокого давления насоса гидроусилителя
Рис. 5.62. Штуцер шланга высокого давления насоса гидроусилителя


Опустите автомобиль и отсоедините штуцер шланга высокого давления от насоса гидроусилителя (в случае снятия шланга высокого давления) (рис. 5.62).

Шланг высокого давления насоса гидроусилителя
Рис. 5.63. Шланг высокого давления насоса гидроусилителя


Отсоедините шланг высокого давления (рис. 5.63) и снимите его (в случае снятия шланга высокого давления).
Снимите бачок стеклоомывателя и два хомута крепления сливного трубопровода и шланга (при снятии сливного трубопровода).
Снимите зажим крепления сливного трубопровода, сливной трубопровод и шланг (при снятии сливного трубопровода и шланга).
Отверните два болта крепления в верхней части переднего бампера (при снятии сливного трубопровода).

Болт зажима крепления сливного трубопровода
Рис. 5.64. Болт зажима крепления сливного трубопровода


Отверните болт (10 мм) зажима крепления сливного трубопровода (рис. 5.64) (при снятии сливного трубопровода).
Отсоедините от шланга со стороны бачка насоса гидроусилителя и снимите сливной трубопровод (при выполнении работ на сливном трубопроводе).
Установка
Установите автомобиль на подъемник.
Вставьте сливной трубопровод в направлении от верхней части переднего бампера к его нижней части и заверните два болта крепления.
Установите сливной трубопровод и шланг, заверните болт хомута крепления и установите бачок (при установке сливного трубопровода и шланга).

Зажимы крепления сливного трубопровода
Рис. 5.65. Зажимы крепления сливного трубопровода


Присоедините сливной трубопровод к шлангу со стороны бачка гидроусилителя и со стороны сливного трубопровода и шланга, закрепите его зажимами (рис. 5.65) (при установке сливного трубопровода).
Установите на место шланг и трубопровод высокого давления, присоедините их к насосу гидроусилителя (при установке шланга и трубопровода высокого давления).
Поднимите автомобиль.
Присоедините трубопровод высокого давления и сливной трубопровод к рулевому механизму.
Установите под подрамник домкрат для коробок передач, вверните и затяните четыре болта крепления подрамника.
Затяните болт хомута крепления трубопровода высокого давления и сливного трубопровода.
Закрепите задний кронштейн подвески коробки передач к подрамнику
Присоедините к двигателю передний глушитель.
Опустите автомобиль.
В салоне присоедините вал рулевого управления к рулевому механизму.
Затяните два болта крепления в верхней части переднего бампера (при установке трубопровода).
Присоедините наконечники рулевых тяг к поворотным кулакам.
Установите передние колеса.
Залейте рабочую жидкость в бачок насоса гидроусилителя.
Проверка технического состояния
Проверьте шланги на наличие трещин, перекручивая их руками.
Убедитесь, что шланги не касаются других деталей.
Заправка системы гидроусилителя рабочей жидкостью
Залейте жидкость в бачок насоса гидроусилителя до метки «MAX».
Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля до вывешивания колес и поверните рулевое колесо от упора до упора пять-шесть  раз со скоростью  13 мин-1, приводя в дей-ствие насос гидроусилителя, прокручивая двигатель стартером, но не запуская его.
Пустите двигатель на холостом ходу и несколько раз поворачивайте рулевое колесо от упора до упора в обе стороны до тех пор, пока в жидкости в бачке не будет воздушных пузырьков.
Заправка закончена, если жидкость не молочного цвета и ее уровень постоянно находится у метки «МАХ».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если уровень жидкости меняется при вращении рулевого колеса или происходит перелив жидкости из бачка при остановке двигателя, значит, воздух из системы удален не полностью. Необходимо повторить прокачку системы, как указано выше, поскольку наличие воздуха приводит к повышенному шуму при работе гидроусилителя и его преждевременному выходу из строя.

Насос гидроусилителя рулевого  управления

Насос гидроусилителя
Рис. 5.66. Насос гидроусилителя: 1 – вал насоса с приводным шкивом; 2 – кольцо; 3 – детали штуцера; 4 – ротор; 5 – стопорный штифт; 6 – болты крепления; 7 – крышка; 8 – прокладка; 9 – кулачковое кольцо; 10 – лопатки; 11 – крышка; 12 – корпус насоса; 13 – всасывающий патрубок; 14 – болты крепления всасывающего патрубка


Насос гидроусилителя показан на рис. 5.66. Он обеспечивает давление и циркуляцию рабочей жидкости в системе. На автомобилях Hyundai Getz установлен пластинчатый насос гидроусилителя. Пластинчатые насосы получили наибольшее распространение в гидросистемах рулевого управления легковых автомобилей благодаря их высокому КПД и низкой чувствительности к износу рабочих поверхностей. Насос крепится на двигателе, его привод осуществляется ременной передачей от коленчатого вала.
Снятие
Отсоедините от насоса шланг высокого давления.

Всасывающий шланг
Рис. 5.67. Всасывающий шланг


Отсоедините всасывающий шланг от всасывающего трубопровода и слейте жидкость в приготовленную емкость (рис. 5.67).

Болт натяжения ремня привода насоса гидроусилителя
Рис. 5.68. Болт натяжения ремня привода насоса гидроусилителя


Ослабьте затяжку регулировочного болта натяжения ремня привода насоса гидроусилителя (рис. 5.68).
Снимите ремень привода со шкива насоса гидроусилителя.
Снимите насос гидроусилителя, отвернув болты крепления насоса и болт регулировки натяжения ремня привода.
Снимите кронштейн насоса гидроусилителя.
Разборка

Болты крепления всасывающего патрубка
Рис. 5.69. Болты крепления всасывающего патрубка


Отверните два болта крепления и снимите всасывающий патрубок и уплотнительное кольцо с корпуса насоса (рис. 5.69).

Насос гидроусилителя
Рис. 5.70. Насос гидроусилителя: 1 – крышка насоса; 2 – болты крепления крышки; 3 – прокладка; 4 – корпус насоса


Снимите крышку насоса, отвернув четыре болта (рис. 5.70).
Снимите кулачковое кольцо.
Щипцами снимите стопорное кольцо с вала ротора.
Снимите ротор и лопатки.
Снимите боковую крышку насоса.
Выньте вал со шкивом из корпуса насоса.
Выньте сальник из корпуса насоса.
Выверните из корпуса насоса штуцер и выньте из штуцера регулировочный клапан и пружину клапана.
Выньте из штуцера уплотнительное кольцо.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не разбирайте регулировочный клапан.

Проверка технического состояния
Проверьте длину пружины регулировочного клапана в свободном состоянии.
Она должна составлять 36,5 мм.
Убедитесь, что регулировочный клапан не погнут.
Проверьте вал ротора на наличие износа и повреждений.
Проверьте ремень привода на наличие износа и ухудшение свойств материала.
Проверьте пазы ротора и лопаток на наличие слоистого абразивного износа.
Проверьте поверхности контакта между кулачковым кольцом и лопатками на наличие слоистого абразивного износа.
Сборка
Установите в штуцер уплотнительное кольцо, пружину регулировочного клапана и сам регулировочный клапан. Заверните штуцер в корпус насоса.

Запрессовка сальника в корпус насоса
Рис. 5.71. Запрессовка сальника в корпус насоса


С помощью приспособления 09222-32100 запрессуйте сальник в корпус насоса (рис. 5.71).
Установите в корпус насоса вал ротора со шкивом.
Проверьте лопатки ротора на наличие повреждений.
Установите боковую крышку и ротор.
Вставьте стопорный штифт в паз корпуса насоса и установите кулачковое кольцо.
Установите ротор.

Установка лопаток в ротор
Рис. 5.72. Установка лопаток в ротор


Установите лопатки в ротор закругленными кромками наружу (рис. 5.72).

Установка ротора на валу
Рис. 5.73. Установка ротора на валу


Щипцами закрепите ротор на валу стопорным кольцом (рис. 5.73).
Установите прокладку и крышку насоса.
Установите всасывающий патрубок с уплотнительным кольцом.
Установка
Установите насос на кронштейн крепления, наденьте на шкив ремень привода и затяните болт регулировки натяжения ремня моментом 2,5–3,0 Н·м для автомобилей с двигателями рабочим объемом 1,3 л, моментом 3,5–5,0 Н·м для автомобилей с двигателями рабочим объемом 1,5 л.
Присоедините всасывающий шланг.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Шланг высокого давления присоединяйте к насосу концом с цветной маркировкой.

Присоедините к насосу шланг высокого давления.
Восстановите до нормы уровень рабочей жидкости PSF-3 в бачке гидроусилителя.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При подсоединении шланга высокого давления к насосу не допускайте его перекручивания и касания о другие детали.

Удалите воздух из системы гидроусилителя.
Проверьте давление нагнетания насоса гидроусилителя.

Рулевое управление  с электроусилителем 

Рулевое управление с электроусилителем
Рис. 5.74. Рулевое управление с электроусилителем: 1 – электродвигатель усилителя рулевого управления; 2 – электронный блок управления


Рулевое управление с электроусилителем показано на рис. 5.74.,

Принцип действия электроусилителя рулевого управления
Дополнительное усилие на рулевом колесе создается электродвигателем усилителя рулевого управления, действие которого не зависит от режима работы двигателя автомобиля. Управление электродвигателем осуществляется в зависимости от условий движения, благодаря чему обеспечивается более высокая, чем при использовании гидроусилителя, адаптивность степени усиления, снижается потребление энергии. Электроусилитель позволяет уменьшить загрязнение окружающей среды, так как в нем не используется жидкость, а отсутствие   трубопроводов и шлангов гидросистемы в моторном отсеке позволяет уменьшить массу автомобиля.
Датчик крутящего момента рулевого колеса, входящий в систему электроусилителя, преобразует изменение магнитного поля в сигнал тока в зависимости от разности угла поворота между входным и выходным валом при скручивании торсиона.
Электроусилитель рулевого управления
(ЭУРУ) расположен внутри салона и поэтому защищен от загрязнения, воздействия высоких температур (от двигателя в моторном отсеке) и негативного влияния окружающей среды.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Не допускайте ударов по электронным элементам. В случае падения и нанесения удара заменяйте их новыми.
Защищайте электронные элементы от воздействия высокой температуры и влажности.
Не прикасайтесь к выводам проводов, чтобы не допустить их деформации и предотвра-тить вероятность воздействия статического электричества.
Не допускайте ударов по деталям электродвигателя и датчика крутящего момента рулевого колеса. При падении или нанесении удара замените их новыми.
Разъединяйте и соединяйте контактные разъемы при выключенном зажигании.

Указания по поиску неисправностей
Признак неисправности
Проверяемый элемент
Пояснения
Рекомендации
Повышенный шум электродвигателя
Электродвигатель
Явное или неявное повреждение. При
использовании поврежденных (при падении) деталей автомобиль может уводить в сторону. Прецизионные детали
электродвигателя и ЭБУ чувствительны к вибрации и ударам. Внезапное повреждение может быть вызвано перегрузкой
Не используйте ЭУРУ, подвергшийся
удару. Не допускайте перегрузки узлов
усилителя
Неисправность электрических цепей (дефекты пайки, повреждение печатной платы, повреждение прецизионных деталей)
Электронный блок управления
То же
Не используйте ЭУРУ, подвергшийся
удару
Недостаточное усилие поворота
Датчик крутящего момента рулевого
колеса
Перегрузка на входном валу может вызвать нарушение работы датчика крутящего момента рулевого колеса
Не допускайте ударов по соединительным деталям (при установке и затяжке).
Снимайте рулевое колесо с помощью
специального приспособления (не допускайте ударов по нему). Не используйте
детали, подвергшиеся удару
Недостаточное усилие поворота (неодинаковое усилие при левом и правом повороте)
Вал

Не используйте ЭУРУ, подвергшийся удару
Усилитель рулевого управления не работает
Проводка
Нарушение соединения между разъемами и проводами
Проверьте проводку
Отклонение усилия поворота от нормы
Из-за нарушения работы электродвигателя или ЭУРУ
Электродвигатель и ЭУРУ
В нормальных условиях усилитель водонепроницаем. Попадание даже небольшого количества влаги может вызвать нарушение работы прецизионных деталей
При хранении поддерживайте нормальную температуру и влажность. Не
допускайте попадания автомобиля в воду

Поиск неисправностей  электроусилителя рулевого  управления
ЭБУ электроусилителя рулевого управления записывает в память и отображает возникающие неисправности (табл. 5.1). Прежде чем приступить к поиску неисправностей ЭУРУ, проверьте электропитание усилителя.

Таблица 5.1
Коды неисправностей (при использовании прибора HI-SCAN)
Код
Неисправность
С1631
Обрыв или короткое замыкание в цепи основного сигнала датчика крутящего момента рулевого колеса
С1632
Обрыв или короткое замыкание в цепи вспомогательного сигнала датчика крутящего момента рулевого колеса
С1633
Рассогласование между основным и вспомогательным сигналом датчика крутящего момента рулевого колеса
С1634
Неисправность цепи питания датчика крутящего момента рулевого колеса
С1621
Неисправность цепи сигнала датчика скорости движения
С1622
Неисправность цепи сигнала датчика частоты вращения коленчатого вала
С1641
Короткое замыкание на <массу> в цепи электродвигателя
С1642
Повышенный ток питания электродвигателя
С1643
Чрезмерно повышенный ток питания электродвигателя
С1645
Недостаточный ток питания электродвигателя
С1652
ЭБУ ЭУРУ (заедание реле защиты)
С1655
ЭБУ ЭУРУ (цепь предварительной загрузки)
С1653
Повышенное напряжение в системе
С1654
Пониженное напряжение в системе

При исправной системе контрольная лампа ЭУРУ загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. При появлении неисправности контрольная лампа ЭУРУ продолжает гореть и после пуска двигателя, но если неисправность уже возникла до пуска двигателя, то лампа гореть не будет.
Контрольная лампа ЭУРУ загорается при следующих условиях:
– скорость движения автомобиля не более 1 км/ч, частота вращения коленчатого вала не менее 2500 мин-1 в течение более 20 с;
– частота вращения коленчатого вала не более 400 мин-1, скорость движения не менее 50 км/ч в течение более 21 с.
Аварийные режимы работы электроусилителя рулевого управления описаны в табл. 5.2.

Таблица 5.2
Аварийные режимы работы электроусилителя рулевого управления
Рулевой механизм

Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2