16.1. Общие сведения
Общие сведения
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с "массой" – кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть – постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Электродвигатели моторедукторов – очистители ветрового стекла, заднего стекла (ВАЗ-2111, -2112), фар (если установлены) – защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Цепь питания системы впрыска топлива (двигатели ВАЗ-2111, -2112) защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2). Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания (двигатель ВАЗ-2110), пуска двигателя, "генератор - выключатель зажигания - монтажный блок". Мощные потребители (фары, электродвигатель вентилятора системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.
Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке
Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля левее и выше педального узла. Номинальный ток предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице. При выходе из строя монтажного блока возможна замена печатной платы или припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек.
Схема соединений монтажного блока
наружная цифра в обозначении наконечника провода – номер колодки
|
|
Порядок условной нумерации штекеров в соединительных колодках монтажного блока и присоединяемые к ним провода
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства.
На автомобилях с двигателями 2111 и 2112 имеется жгут проводов системы впрыска топлива, устанавливаемый взамен жгута системы зажигания двигателя 2110 (см. Система управления двигателями ВАЗ-2111 и -2112). Реле и предохранители системы впрыска находятся возле контроллера, под консолью панели приборов справа.
Цепи, защищаемые плавкими предохранителями
№ предохранителя
(номинальный ток) |
Защищаемые цепи
|
F1 (5 A) |
Лампы фонарей освещения номерного знака
|
F2 (7,5 A) |
Левая фара (ближний свет) |
F3 (10 A) |
Левая фара (дальний свет) |
F4 (10 A) |
Правая противотуманная фара |
F5 (30 A) |
Электродвигатели стеклоподъемников дверей |
F6 (15 A) |
Переносная лампа |
F7 (20 A) |
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.
|
F8 (20 A) |
Элемент обогрева заднего стекла |
F9 (20 A) |
Клапан рециркуляции
|
F10 (20 A) |
Резервный |
F11 (5 A) |
Лампы габаритного света правого борта |
F12 (7,5 A) |
Правая фара (ближний свет) |
F13 (10 A) |
Правая фара (дальний свет).
|
14 (10 A) |
Левая противотуманная фара |
F15 (20 A) |
Электрообогрев сидений
|
F16 (10 A) |
Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации)
|
F17 (7,5 A) |
Лампа освещения салона
|
F18 (25 A) |
Лампа освещения вещевого ящика
|
F19 (10 A) |
Блокировка замков дверей
|
F20 (7,5 A) |
Лампы задних противотуманных огней |
При ремонте системы электрооборудования отсоединяйте клемму "-" аккумуляторной батареи (при выключенном двигателе).
|
Схемы электрооборудования автомобилей приведены в Приложениях.
Снятие монтажного блока
Устанавливаем монтажный блок в обратной последовательности.