5.8.1. Конструктивные особенности
Электрическая схема системы управления двигателем (СУД) представлена в конце книги.
Система включает в себя ЭБУ, основными информационными параметрами которого являются температура охлаждающей жидкости, температура топлива, частота вращения коленчатого вала двигателя, ВМТ и положение привода подачи топлива.
ЭБУ представляет собой микропроцессор с цифровым программированием. Штепсельный разъем ЭБУ на 88 выводов имеет нумерацию с 1 по 70 и с 101 по 118 (рис. 3.47). Назначение выводов штепсельного разъема указано в табл. 3.18. ЭБУ расположен в салоне автомобиля под центральной частью панели приборов. Он управляет предпусковым и послепусковым подогревом, углом опережения впрыска топлива, актюатором подачи топлива и режимом холостого хода. Блок, кроме того, обеспечивает защиту от перегрузок и предотвращает останов двигателя при снижении частоты вращения коленчатого вала до 1000 мин—1. При установке рычага переключения передач в нейтральное положение ЭБУ ограничивает максимальную частоту вращения до 4000 мин—1. Если на автомобиле установлен кондиционер, ЭБУ управляет включением компрессора для предупреждения сбоя режима работы двигателя. Если на автомобиле, кроме того, установлен иммобилайзер, то сигнал после установки ключа в замок выключателя приборов и стартера сравнивается с сигналом, записанным в память иммобилайзера. Сигнал сравнения подается на ЭБУ, который выдает или не выдает разрешение на подачу питания системе управления двигателем. В случае выхода из строя какого-нибудь приводного механизма или датчика ЭБУ может в зависимости от неисправности поддержать работу двигателя в аварийном режиме. В ЭБУ есть программа слежения за работой датчиков и других устройств и записи в память возможных сбоев в их работе. Считывание информации из памяти возможно только с помощью специальной диагностической аппаратуры, которая подключается к колодке разъема диагностики, расположенной под блоком предохранителей в салоне автомобиля (рис. 3.48).
Таблица 3.18 Выводы штепсельного разъема ЭБУ
Номер вывода
|
Назначение
|
1
|
Управление электромагнитным клапаном положения воздушной заслонки
|
4
|
Управление реле питания системы
|
5
|
Сигнал на тахометр
|
10
|
Сигнал от датчика температуры топлива
|
14
|
Сигнал управления реле электровентилятора системы охлаждения на 1 -й скорости
|
15
|
Сигнал от датчика давления хладагента кондиционера
|
16
|
Включение контрольной лампы пред- и послепускового подогрева
|
18
|
Включение контрольной лампы неисправности системы управления двигателем
|
19
|
Сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкости
|
20
|
«+»стартера
|
21
|
Сигнал о включении/ выключении кондиционера
|
22
|
Сигнал от датчика положения рычага переключения передач
|
23
|
Сигнал от датчика положения педали управления подачей топлива
|
26
|
Сигнал от датчика скорости движения автомобиля
|
28
|
«Масса» датчика положения вала привода ТНВД
|
29
|
Сигнал от выключателя педали управления подачей топлива
|
31
|
Сигнал от выключателя «холостой ход»
|
32
|
Сигнал от выключателя «полная нагрузка»
|
33
|
«Масса» датчика положения вала привода ТНВД
|
34
|
Сигнал от датчика подъема иглы форсунки 1 -го цилиндра
|
38
|
«+»после установки ключа в замке выключателя приборов и стартера в положение «ON»
|
39
|
«Масса»
|
40
|
Сигнал от датчика частоты вращения и положения коленчатого вала
|
41
|
Сигнал от датчика положения вала привода ТНВД
|
42
|
Сигнал на колодку разъема диагностики
|
43
|
«Масса»
|
44
|
Сигнал от датчика частоты вращения и положения коленчатого вала
|
45
|
Сигнал от датчика положения вала привода ТНВД
|
46
|
Сигнал от калибровочного резистора
|
47
|
«Масса» датчика частоты вращения и положения коленчатого вала
|
48
|
Питание датчика положения педали управления подачей топлива
|
50
|
«Масса» датчика температуры охлаждающей жидкости, проверочного резистора, датчика температуры топлива
|
51
|
«Масса» датчика положения педали управления подачей топлива
|
52
|
«Масса» датчика частоты вращения и положения коленчатого вала
|
53
|
Питание датчика положения регулировочного золотника
|
56
|
«+»после установки ключа в замке выключателя приборов и стартера в положение «ON»
|
57
|
Питание датчика положения регулировочного золотника
|
61
|
«+»после установки ключа в замке выключателя приборов и стартера в положение «ON»
|
62
|
«Масса» датчика положения регулировочного золотника
|
63
|
Сигнал от датчика положения регулировочного золотника
|
64
|
Сигнал на колодку разъема диагностики
|
65
|
Сигнал на колодку разъема диагностики
|
66
|
«Масса» датчика положения регулировочного золотника
|
70
|
«+»от аккумуляторной батареи
|
101
|
Управление актюатором подачи топлива
|
102
|
«Масса» актюатора подачи топлива
|
103
|
Управление электромагнитным клапаном № 1 системы РОГ
|
104
|
Управление электромагнитным клапаном регулирования угла опережения впрыска топлива
|
106
|
«Масса»
|
107
|
Управление актюатором подачи топлива
|
109
|
Управление электромагнитным клапаном № 2 системы РОГ
|
110
|
Управление электромагнитным клапаном регулирования угла опережения впрыска топлива
|
111
|
Управление реле пред- и послепускового подогрева
|
112
|
«Масса»
|
113
|
Управление электромагнитным клапаном останова дизеля
|
115
|
Управление электромагнитным клапаном останова дизеля
|
116
|
«+»после установки ключа в замке выключателя приборов и стартера в положение «ON»
|
117
|
«+»после установки ключа в замке выключателя приборов и стартера в положение «ON»
|
118
|
«Масса»
|
Рис. 3.49. Конструктивная схема системы управления двигателем CD20E: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — выключатель приборов и стартера; 3 — контрольная лампа неисправности системы управления двигателем; 4 — контрольная лампа включения предпускового подогрева двигателя; 5 — датчик наличия воды в отстойнике топливного фильтра; 6 — ЭБУ; 7 — от выключателя кондиционера; 8 — датчик положения педали управления подачей топлива; 9 — выключатель «холостой ход—полная нагрузка»; 10 — выключатель педали управления подачей топлива; 11 — датчик положения рычага переключения передач; 12 — датчик скорости движения автомобиля; 13 — электровентиляторы системы охлаждения двигателя; 14 — ТНВД; 15 — калибровочный резистор; 16 — актюатор подачи топлива; 17 — датчик температуры топлива; 18 — датчик положения регулировочного золотника; 19 — электромагнитный клапан останова дизеля; 20 — электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива; 21 — датчик положения вала привода ТНВД; 22 — датчик частоты вращения и положения коленчатого вала; 23 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 24 — датчик подъема иглы форсунки; 25 — свеча накаливания; 26 — реле включения пред- и послепускового подогрева; 27 — электромагнитный клапан РОГ № 1; 28 — электромагнитный клапан РОГ № 2; 29 — электромагнитный клапан воздушной заслонки; 30 — к вакуумному насосу; 31 — клапан воздушной заслонки; 32 — клапан рециркуляции отработавших газов; 33 — воздушный фильтр
|
Рис. 3.50. Размещение агрегатов системы управления двигателем CD20E в салоне автомобиля: 1 — выключатель педали управления подачей топлива; 2 — выключатель «холостой ход—полная нагрузка»; 3 — колодка датчика положения педали управления подачей топлива; 4 — электронный блок управления; 5 — реле питания системы
|
Рис. 3.51. Размещение агрегатов системы управления двигателем CD20E в моторном отсеке: 1 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
2 — калибровочный резистор; 3 — датчик положения вала привода ТНВД; 4 — электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива;
5 — электромагнитный клапан останова дизеля; 6 — датчик температуры топлива, датчик положения регулировочного золотника и привод актюатора подачи топлива; 7 — датчик положения рычага переключения передач; 8 — датчик скорости движения автомобиля; 9 — клапан воздушной заслонки; 10 — реле включения пред- и послепускового подогрева; 11 — реле давления хладагента; 12 — электромагнитный клапан воздушной заслонки; 13 — клапан системы РОГ;
14 — электромагнитный клапан системы РОГ № 2; 15 — электромагнитный клапан системы РОГ № 1; 16 — датчик частоты вращения и положения коленчатого вала; 17 — реле включения электровентиляторов системы охлаждения двигателя на 2-й скорости; 18 — реле включения электровентиляторов системы охлаждения двигателя на 1-й скорости; 19 — реле включения кондиционера; 20 — датчик подъема иглы форсунки
|
Конструктивная схема системы изображена на рис. 3.49, электрическая схема приведена на вклейке в конце книги. Размещение агрегатов системы в салоне автомобиля изображено нарис. 3.50, а в моторном отсеке на рис. 3.51. Контрольная лампа неисправности СУД оранжевого цвета (включается ЭБУ) расположена в комбинации приборов. Постоянное горение этой контрольной лампы указывает на возникновение серьезной неисправности в системе управления двигателем. При включении выключателя приборов и стартера контрольная лампа неисправности загорается и гаснет через 3 с после пуска двигателя. Если на автомобиле
установлен иммобилайзер, то мигание контрольной лампы неисправности при включении выключателя приборов и стартера указывает, что иммобилайзер не дает разрешения на пуск двигателя. Подсоединение вакуумных трубопроводов на двигателе дано на рис. 3.52.
Рис. 3.52. Подсоединение вакуумных трубопроводов на двигателе CD20E: 1 — вакуумный насос; 2 — электромагнитный клапан воздушной заслонки; 3 — клапан воздушной заслонки; 4 — клапан системы РОГ; 5 — электромагнитный клапан РОГ № 2; 6 — электромагнитный клапан РОГ № 1
|
Реле питания системы находится под центральной частью панели приборов возле ЭБУ системы управления двигателем в салоне автомобиля. Включение этого реле осуществляется ЭБУ через вывод «4». Силовая цепь реле подает питание на ЭБУ через выводы «56», «61», «116» и «117», затем на датчик положения педали управления подачей топлива. Напряжение питания 12 В.
Реле включения кондиционера находится в блоке реле, установленном на арке правого колеса в моторном отсеке. ЭБУ через вывод «5» включает компрессор с помощью реле включения кондиционера и реле давления в системе циркуляции хладагента. Используя сигналы, поступающие с различных датчиков, ЭБУ контролирует, чтобы включение компрессора кондиционера не вызывало сбоев в работе двигателя. В противном
случае ЭБУ не разрешает включение компрессора кондиционера, особенно если датчик положения педали управления подачей топлива выдает сигнал о нажатии педали до упора, а также при перегреве двигателя. Напряжение питания 12 В.
Датчик положения валика привода ТНВД индуктивного типа установлен сбоку ТНВД. Датчик посылает на ЭБУ переменное напряжение, модулированное по частоте с таким расчетом, чтобы четыре импульса, поступающих с метки, соответствовали двум оборотам валика. Информация также поступает на тахометр. Сопротивление, измеренное на выводах «2» и «3» колодки 38-штырькового разъема ТНВД серого цвета при температуре 25° С, составляет 1,6 кОм.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен на выходном патрубке головки блока цилиндров, на задней стороне справа. Внутреннее сопротивление датчика уменьшается пропорционально повышению температуры охлаждающей жидкости. Цвет маркировки серый. Напряжение питания 5 В.
Датчик положения регулировочного золотника индуктивного типа установлен под крышкой на ТНВД. Датчик подает сигнал на ЭБУ о положении регулировочного золотника актюатора подачи топлива. Он состоит из двух катушек и металлического кольца, связанного с осью актюатора подачи топлива. Перемещаясь перед катушками, кольцо изменяет их индуктивность.
Калибровочный резистор установлен сбоку ТНВД. Резистор позволяет ЭБУ получать точную информацию о регулировках и конструктивных характеристиках топливного насоса. Напряжение питания 5 В.
Актюатор подачи топлива выполняет функцию механического регулятора подачи топлива к ТНВД. Он управляется электронным блоком СУД. Актюатор состоит из поворотного магнита, выполненного за одно целое с регулировочным золотником, и неподвижного электромагнита, на который подается электропитание с помощью ЭБУ. Если питание не подается, возвратные пружины перемещают регулировочный золотник в нерабочее положение и прерывают подачу топлива.
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива расположен под ТНВД. При поступлении электропитания от ЭБУ электромагнитный и клапан изменяет угловое положение плунжера ТНВД по отношению к оси приводного валика.
Датчик положения педали управления подачей топлива потенциометрического типа установлен на педали управления подачей топлива в салоне автомобиля. При нажатии на педаль водителем датчик подает сигнал на ЭБУ, который определяет количество впрыскиваемого топлива. Датчик соединен тросом с педалью управления подачей топлива. Напряжение питания 5 В.
В датчик встроен выключатель «холостой ход—полная нагрузка». Контакты выключателя разомкнуты, когда педаль полностью отпущена, и замкнуты, когда педаль нажата до упора. Выключатель подает сигнал на выводы «31» и «32» разъема ЭБУ.
Напряжение питания 12 В.
Выключатель педали управления подачей топлива установлен на педали управления подачей топлива, встроен в датчик положения педали в салоне автомобиля. Контакты выключателя разомкнуты в положении «педаль полностью отпущена» и замкнуты в положении «педаль нажата до упора». При замыкании выключатель подключает на «массу» вывод «29» разъема ЭБУ. Напряжение питания 12 В.
Датчик подъема иглы пьезоэлектрического типа установлен в форсунке 1-го цилиндра. Датчик посылает ЭБУ сигнал о подъеме иглы. Этот сигнал позволяет электронному блоку управления определить начало впрыска топлива и регулировать угол опережения впрыска топлива. Датчик состоит из сердечника, связанного с иглой форсунки, который перемещается относительно обмотки катушки и вызывает изменение магнитного поля.
Датчик температуры топлива представляет собой резистор с отрицательным температурным коэффициентом. Он установлен под крышкой ТНВД. Датчик передает ЭБУ информацию о температуре топлива для корректировки подачи топлива в зависимости от его вязкости. Напряжение питания 5 В.
Датчик частоты вращения и положения коленчатого вала индуктивного типа установлен на блоке цилиндров напротив диска, имеющего две прорези, которые формируют в обмотке датчика импульс, соответствующий углу положения коленчатого вала 70° до ВМТ. Контрольная лампа включения предпускового подогрева оранжевого цвета расположена в комбинации приборов. Лампа загорается при подаче напряжения через вывод «16» разъема ЭБУ.
Реле включения пред- и послепускового подогрева крепится на панели левого переднего крыла в моторном отсеке за аккумуляторной батареей. Подключение на «массу» вывода цепи управления реле осуществляется через вывод «11» разъема ЭБУ. Напряжение на свечи накаливания подается по силовой цепи реле. При включении ключа выключателя приборов и стартера в положение «ON» свечи накаливания получают напряжение в течение 20 с, пока температура охлаждающей жидкости остается ниже 75° С. Режим послепускового подогрева начинается сразу после пуска двигателя. Свечи накаливания запитываются от 20 с до
5 мин, пока температура охлаждающей жидкости не превысит 60° С.
Свечи накаливания быстронагревающиеся, пальчикового типа. Сопротивление свечи при температуре 25° С составляет 0,5 Ом.
Датчик скорости движения автомобиля индуктивного типа состоит из генератора импульсов, встроенного в привод спидометра. Генератор вырабатывает прямоугольный импульс амплитудой 5 В, модулированный по частоте в зависимости от скорости движения автомобиля. Сигнал передается через спидометр в комбинации приборов на вывод «26» разъема ЭБУ.
Датчик положения рычага переключения передач расположен на картере сцепления. Он посылает информацию ЭБУ о положении рычага переключения передач. Датчик находится в замкнутом состоянии при установке рычага переключения передач в нейтральное положение. Контакты датчика размыкаются при включении какой-либо передачи. При этом вывод «22» разъема ЭБУ
подключается к «массе». ЭБУ предотвращает появление перегрузок на холостом ходу и перебоев в момент переключения передач. Напряжение питания 12 В.
Датчик давления хладагента климатической установки расположен на осушителе, помещенном впереди, на левой стороне моторного отсека. Он передает ЭБУ сигнал о давлении в системе циркуляции хладагента через вывод «15». Напряжение питания 12 В.
Два электромагнитных клапана системы рециркуляции отработавших газов установлены на впускном трубопроводе и управляются ЭБУ системы управления двигателем через выводы «103» и «109». ЭБУ выдает разрешение на рециркуляцию отработавших газов в зависимости от режима работы двигателя, положения педали управления подачей топлива и температуры охлаждающей жидкости. Количество отработавших газов, отбираемое для рециркуляции, изменяется в зависимости от разрежения, подводимого к клапану РОГ, который управляется двумя электромагнитными клапанами. Рециркуляция отработавших газов зависит, кроме того, от количества поступающего воздуха и осуществляется только в том случае, когда температура охлаждающей жидкости превышает 70° С. Для определения положения электромагнитных клапанов см. табл. 3.19. Электромагнитные клапаны работают в режиме двухпозиционного регулирования. Напряжение питания 12 В.
Таблица 3.19 Положение клапанов системы РОГ в зависимости от нагрузки двигателя
Нагрузка на двигатель
|
Электромагнитный клапан № 1
|
Электромагнитный клапан № 2
|
Клапан РОГ
|
Электромагнитный клапан положения воздушной заслонки
|
Клапан положения воздушной заслонки
|
Количество отработавших газов в системе рециркуляции
|
Малая
|
Открыт
|
Открыт
|
Полностью открыт
|
Открыт
|
Закрыт
|
Максимальное
|
1/2 нагрузки
|
Открыт
|
Открыт
|
Полностью открыт
|
Закрыт
|
Открыт
|
Среднее
|
Нормальная
|
Открыт
|
Закрыт
|
Полуоткрыт
|
Закрыт
|
Открыт
|
Небольшое
|
Полная
|
Закрыт
|
Закрыт
|
Закрыт
|
Закрыт
|
Открыт
|
Отсутствуют
|
Пневмоклапан РОГ диафрагменного типа установлен на впускном трубопроводе. Он служит для обеспечения рециркуляции части отработавших газов путем направления их во впускной трубопровод. Клапан РОГ соединяется с выпускным коллектором с помощью металлического трубопровода. Он управляется двумя электромагнитными клапанами при разрежении от двигателя. Перемещение мембраны, связанной с клапаном, прекращает доступ отработавших газов во впускной трубопровод.
Рециркуляция отработавших газов и смешение отработавших газов с поступающим в двигатель воздухом вызывает понижение содержания кислорода во всасываемом воздухе и, как следствие, понижение температуры горения смеси, что, в свою очередь, уменьшает количество окисей азота (NОХ), которые являются основными загрязнителями окружающей среды и оказывают особо вредное воздействие на человеческий организм.
Электромагнитный клапан воздушной заслонки двухпозиционного регулирования расположен на корпусе воздушного фильтра, около воздушного клапана, и управляется ЭБУ через вывод «1». ЭБУ контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель, в зависимости от режима работы, температуры охлаждающей жидкости и положения педали управления подачей топлива. Контроль количества поступающего воздуха связан с режимом рециркуляции отработавших газов. Пока температура охлаждающей жидкости ниже 70° С, воздушная заслонка остается открытой. Напряжение питания 12 В.
Пневмоклапан воздушной заслонки крепится к корпусу воздушного фильтра и управляет воздушной заслонкой на выходе воздушного фильтра. В свою очередь, клапан управляется разрежением, создаваемым двигателем, через электромагнитный клапан воздушной заслонки. Перемещение мембраны клапана, связанной с осью воздушной заслонки управления подачей воздуха, открывает или закрывает воздушную заслонку.