9.3. Раздаточная коробка
Карбюраторные модели 4.2 л и 3.0 л
Все модели оборудованы раздаточной коробкой ТХ12А, устанавливаемой в задней части трансмиссии и позволяющей водителю осуществлять непосредственный привод на передние колеса автомобиля в режимах повышающей либо понижающей передач. Выбор осуществляется при помощи рычага, расположенного на стенке трансмиссии и соединенного с рычагом управления раздаточной коробки посредством штока переключения. Для разрешения функционирования блока отбора мощности (РТО) (если таковой предусмотрен) рычаг селектора может быть переведен в положение “N”.
Сборка раздаточной коробки состоит из переднего, центрального и заднего картеров и содержит в себе вращающиеся в роликовых подшипниках входной, ведомый и передний выходной валы. Во избежание потерь смазывающей жидкости картеры оборудованы сальниками.
Компоненты раздаточной коробки
1 — приводная цепь 2 — подшипник 3 — ведомый вал 4 — штоки переключения 5 — вилки переключения 6 — держатель 7 — входной вал 8 — промежуточный вал 9 — передний выходной вал |
Вращение передается от задней части ведомого вала коробки передач на шлицы входного вала. Режим повышающей передачи включается путем смещения скользящей оборудованной шлицами муфты вперед, что приводит к непосредственному вводу в зацепление входного вала с ведомым. Смещение муфты назад выводит валы из непосредственного зацепления и осуществляет их сочленение через шестерню понижающей передачи. При этом вращение передается от входного вала к шестерне понижающей передачи посредством промежуточного вала. Промежуточный вал с обоих концов оборудован подпружиненными зубчатыми кольцами для выбора люфта.
Привод на передние колеса осуществляется путем введения в зацепление приводной звездочки и шестерни сцепления ведомого вала посредством внутренних шлицов муфты синхронизатора, сочленяющих зубцы синхронизатора с шестерней сцепления. Синхронизация осуществляется при контакте кольца синхронизатора с конусом на стенке шестерни сцепления. При этом скорости вращения приводной звездочки и шестерни сравниваются и достигается плавность переключения. Приводная цепь используется для передачи вращения от приводной звездочки на передний выходной вал.
Модели 4.2 л EFI
Раздаточная коробка отличается от рассмотренной выше ТХ12А отсутствием подпружиненного зубчатого кольца, тарельчатой пружины и дистанционного кольца на заднем конце промежуточного вала. На моделях выпуска с декабря 1992 г. отсутствует также стопорной кольцо и дистанционное кольцо на переднем конце промежуточного вала (см. сопроводительную иллюстрацию) - устраненные с 10.91 компоненты помечены *, устраненные с 12.91 - #.
1 — зубчатое кольцо 1* — зубчатое кольцо 2 — дистанционное кольцо 2# — дистанционное кольцо 2* — дистанционное кольцо 3# — стопорное кольцо |
4 — подшипник 5 — тарельчатая пружина 5*— тарельчатая пружина 6 — промежуточный вал 7 — регулировочная шайба |
С августа 1995 г. были устранены проставка на переднем конце входного вала и дистанционное кольцо рядом с центральным подшипником ведомого вала.
Процедуры обслуживания раздаточной коробки одинаковы для всех моделей.