2.1.25. Проверка тормозной системы
Ежегодно или каждые 20000 км пробега
|
Пыль, образующаяся в результате износа накладок и скапливающаяся на компонентах тормозного механизма, может содержать опасный для здоровья асбест. Не выдувайте эту пыль с помощью сжатого воздуха и не вдыхайте ее! Не используйте растворители на основе бензина для удаления пыли. Пыль следует смывать специальным очистителем тормозной системы или метиловым спиртом в сливную емкость. После протирки компонентов тормозной системы влажной тряпкой эту тряпку и содержимое сливной емкости следует держать в закрытом и подписанном контейнере. В дальнейшем по возможности старайтесь пользоваться не содержащими асбест компонентами.
|
|
Кроме проверок через установленные интервалы времени состояние тормозных механизмов следует проводить каждый раз при снятии колес или при появлении признаков неисправности в системе. Для обеспечения безопасности вождения описанные ниже процедуры проверки тормозной системы являются самыми важными из всех производимых Вами процедур по обслуживанию автомобиля.
|
Признаки неполадок в тормозной системе
Дисковые тормозные механизмы могут иметь встроенные индикаторы износа фрикционных накладок, которые сигнализируют о том, что износ накладок достиг критической величины. При этом накладки следует поменять немедленно, иначе тормозные диски будут повреждены и им потребуется дорогостоящий ремонт.
Любой из перечисленных ниже признаков может указывать на потенциальный дефект тормозной системы:
- При выжимании педали тормоза автомобиль «уводит» в одну сторону
- Тормозные механизмы при торможении издают скребущие или визжащие звуки
- Педаль тормоза имеет чрезмерный ход
- Педаль тормоза пульсирует (это нормально только при работе системы ABS)
- Наблюдаются утечки тормозной жидкости (обычно на внутренней стороне шины или колеса)
В случае обнаружения хотя бы одного из этих признаков немедленно осмотрите тормозную систему.
Тормозные линии и шланги
|
В тормозной системе в основном используются стальные тормозные трубки, за исключением гибких армированных шлангов у передних колес и в качестве соединений у заднего моста. Регулярный осмотр всех этих линий очень важен.
|
|
- Припаркуйте автомобиль на ровной площадке и выключите двигатель. Снимите колпаки с колес. Ослабьте, но не снимайте болты крепления всех четырех колес.
- Поддомкратьте автомобиль и надежно установите его на опоры.
- Снимите колеса (см. Раздел
Поддомкрачивание и буксировка или Руководство по эксплуатации Вашего автомобиля).
- Проверьте все тормозные линии и шланги на наличие трещин и потертостей в их наружном покрытии, утечек, вздутий и деформаций. Проверьте тормозные шланги в передней и задней частях автомобиля на наличие признаков размягчения, трещин, деформаций или износа в результате трения о другие компоненты. Проверьте все штуцерные соединения на наличие признаков утечек и удостоверьтесь в надежности крепления всех болтов и зажимов тормозных шлангов.
- При обнаружении утечек жидкости или повреждений их следует немедленно устранить. За более подробным описанием процедуры ремонта тормозной системы обратитесь к Главе
Тормозная система.
|
|
Дисковые тормозные механизмы
|
- Если это еще не было сделано, поддомкратьте автомобиль и надежно установите его на опоры.
- Теперь можно увидеть суппорты дисковых тормозных механизмов, внутри которых находятся колодки. В каждом суппорте имеются наружные и внутренние колодки - проверять следует и те и другие.
- Оцените толщину колодок, заглянув в смотровое отверстие в корпусе суппорта. Если толщина фрикционных накладок составляет 2.0 мм или менее, или если они изношены с одной стороны больше, чем с другой, то колодки следует заменить (см. Главу
Тормозная система). Помните, что фрикционные накладки обычно наклеены на металлическую подложку колодки - ее толщина не должна учитываться при измерении. Всегда заменяйте колодки на обеих сторонах автомобиля (в комплекте на одной оси), даже если изношена только одна из них, в противном случае процесс торможения будет неравномерным.
|
- Загляните в специальное смотровое отверстие в суппорте для проверки тормозных колодок - накладки тормозных колодок, которые трутся о диск, также можно проверить, заглянув через концы суппорта.
|
- Снимите суппорты, не отсоединяя тормозные шланги (см. Главу
Тормозная система).
- Проверьте состояние тормозного диска. Осмотрите его на наличие борозд, глубоких царапин и участков перегрева (они выглядят как голубые или обесцвеченные пятна). При обнаружении признаков повреждений или износа диск можно снять и проточить в механической мастерской; если нет такой возможности, его следует заменить. И в том и в другом случае заменять или протачивать следует оба диска, даже если изношен лишь один из них. Более детально процедура осмотра и ремонта описана в Главе
Тормозная система.
|
|
Барабанные тормозные механизмы
|
- Пользуясь инструкциями Главы
Тормозная система, снимите задние тормозные барабаны.
- Измерьте толщину фрикционных накладок на башмаках задних тормозных механизмов и осмотрите их на наличие признаков загрязнений тормозной жидкостью или смазкой. Если накладка имеет толщину в пределах 2.0 мм над головками заклепок или металлическим основанием, замените башмаки. Замене подлежат также треснутые, заполированные до блеска и загрязненные тормозной жидкостью или смазкой башмаки. Процедура замены описана в Главе
Тормозная система.
|
Если накладки приклеены к подложке башмака, измерение их толщины производится от поверхности подложки, как показано на рисунке (А); в случае, если накладки приклепаны к металлу башмака, измерение производится от поверхности накладки до верхушек головок заклепок.
|
- Проверьте состояние стяжных и удерживающих пружин башмаков, а также регулировочного механизма. Удостоверьтесь, что все эти компоненты правильно установлены и находятся в рабочем состоянии. Изношенные или деформированные пружины могут послужить причиной преждевременного износа фрикционных накладок.
- Проверьте колесные цилиндры на наличие признаков утечек, аккуратно отодвинув защитные резиновые чехлы. Наличие незначительных следов влаги под чехлами допускается. Если же под ними обнаружена тормозная жидкость или она вытекает из колесного цилиндра, то цилиндры следует капитально отремонтировать или заменить (см. Главу
Тормозная система).
- Проверьте барабаны на наличие глубоких царапин, борозд трещин и перегретых участков, которые выглядят как обесцвеченные пятна. Если выявленные дефекты не могут быть устранены с помощью наждачной бумаги, барабан следует проточить в мастерской (см. Главу
Тормозная система
для более детальной информации).
- Следуя указаниям Главы
Тормозная система, установите тормозные барабаны.
- Установите колеса, но пока не опускайте автомобиль.
|
|
Стояночный тормоз
Простейшим, и возможно, самым очевидным способом проверки работы стояночного тормоза является установка автомобиля на крутом склоне с взведенным тормозом и трансмиссией в нейтральном положении (при проверке Вам следует находиться в автомобиле). Если стояночный тормоз ж удерживает автомобиль от скатывания, следует произвести его регулировку, как описано в Главе
Тормозная система.