3.6.1. Особенности конструкции
Двигатели с блоком цилиндров из алюминиевого сплава
Рис. 3.61. Блок цилиндров из алюминиевого сплава: 1 — блок цилиндров; 2 — корпус нижних крышек коренных подшипников коленчатого вала
|
Блок цилиндров двигателей рабочим объемом 1,1; 1,4 л отлит из алюминиевого сплава и подвергнут термообработке. В верхней и средней частях блока сделаны отверстия для установки гильз цилиндров. В нижней части гильзы имеется шлифованный пояс, в котором сделана проточка для установки уплотнительного резинового кольца. Уплотнение в верхней части обеспечивается прокладкой головки блока цилиндров. Высота блока цилиндров А дана на рис. 3.61. Высота блока цилиндра для различных двигателей дана в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Высота блока цилиндров
Тип двигателя
|
A±0,05 мм
|
TU9-TU1-TU2.4
|
187,48
|
TU3-TU2J2
|
206,98
|
Предупреждение
Корпус нижних крышек коренных подшипников обрабатывается совместно с блоком цилиндров. Поэтому корпуса невзаимозаменяемы. Установка на блок цилиндров корпуса нижних крышек коренных подшипников от другого двигателя не допускается.
|
Герметичность блока цилиндров обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом 1 (рис. 3.62).
Диаметры гильз цилиндров (размер B) разбиты на 3 класса. Класс гильзы можно определить (см. выноску E) двумя способами:
— по штриху (насечке), нанесенному на торце гильзы сверху;
— по надписи (буква+штрих).
Идентификация классов:
— гильза класса A — надпись или один штрих;
— гильза класса B — надпись или два штриха;
— гильза класса C — надпись или три штриха.
Предупреждение
При сборке двигателя в гильзы следует устанавливать поршни того же класса, что и гильза.
|
Размеры гильзы цилиндров даны в таб. 3.6.
Таблица 3.6 Размеры гильз цилиндров
Кодовое обозначение двигателя
|
Размер (внутренний диаметр) B (см. рис. 3.62), мм
|
Размер (высота) (см. рис. 3.62), мм
|
|||
|
класс A
|
класс B
|
класс C
|
C
|
D
|
TU9
|
от 70 до 70,01
|
от 70,01 до 70,02
|
от 70,02 до 70,03
|
85+0,030
|
|
TU1
|
от 72 до 72,01
|
от 72,01 до 72,02
|
от 72,02 до 72,03
|
|
|
TU2J2-TU3
|
от 75 до 75,01
|
от 75,01 до 75,02
|
от 75,02 до 75,03
|
90±0,015
|
135,4
|
TU2.4
|
|
|
|
85+0,030
|
120,9
|
Допуск плоскостности блока цилиндров составляет 0,05 мм.
Двигатели с чугунным блоком цилиндров
Блок цилиндров двигателей рабочим объемом 1,6 л изготовлен из специального низколегированного чугуна, цилиндры выполнены непосредственно в блоке.
Выноска A (рис. 3.63): идентификационная метка (R1), выгравирована на блоке цилиндров — ремонтный размер. Некоторые размеры блока цилиндров из чугуна даны в табл. 3.7.
Таблица 3.7 Размеры блока цилиндров из чугуна
Кодовое обозначение двигателя
|
Размер (внутренний диаметр) С (рис. 3.63), мм
|
Номинальный размер (высота) В (рис. 3.63), мм
|
||
|
номинальный
|
ремонтный
|
|
|
TU3
|
75
|
75,4
|
265,23
|
|
TU5
|
78,5
|
78,9
|
|
Предусмотрена возможность расточки цилиндров под ремонтные поршни. После расточки цилиндров их поверхности необходимо отхонинговать.
Рис. 3.64а. Допуск формы и положения цилиндров в блоке: G — отклонение оси цилиндра от вертикали; H — соответствие норме формы цилиндра; I — плоскостность
|
Провести измерение диаметров в направлениях V, X, Y, Z (рис. 3.64б).
Измеренные значения (в мм) должны располагаться в диапазоне:
— для двигателей TU3: 75 =< V, X, Y, Z =< 75,018;
— для двигателей TU5: 78,5 =< V, X, Y, Z =< 78,518.
Максимальный разброс между 12 измерениями — 0,018 мм.
Крышки коренных подшипников обрабатываются совместно с блоком цилиндров. Поэтому они невзаимозаменяемы и для различия имеют метки на наружной поверхности.