4.3.3. Снятие и установка двигателя
Рекомендации по снятию двигателя
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с данным разделом.
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей. Ремонт рекомендуется проводить на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом и чистым твердым покрытием.
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный отсек. При снятии используйте подъемный механизм достаточной грузоподъемности для безопасного подъема двигателя.
Если вы снимаете двигатель впервые, пригласите опытного специалиста. Некоторые работы следует выполнять с помощником.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя замените новыми.
Двигатель извлекается вперед отдельно от коробки передач.
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением аккумуляторной батареи проверьте, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Снятие
Откройте капот.
Снимите резиновое уплотнение водозащитного кожуха в задней части моторного отсека.
Снимите водозащитный кожух 1 (рис. 3.3.1).
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При открывании крышки расширительного бачка на горячем двигателе необходимо соблюдать осторожность, так как находящийся под давлением пар может привести к сильным ожогам. Закройте крышку расширительного бачка толстым слоем ткани и медленно выверните крышку до появления шипящего звука. После прекращения шипения медленно выверните и снимите крышку с расширительного бачка.
|
Снимите крышку расширительного бачка.
Извлеките указатель (щуп) 1 (рис. 3.3.2) уровня моторного масла.
Освободите фиксаторы крепления, выверните три винта и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.3.2).
Установите указатель 1 (см. рис. 3.3.2) уровня моторного масла на место.
Выверните два винта и снимите крышку воздушного фильтра (рис. 3.3.3).
Выверните болты и снимите воздушные патрубки 1 и 2 (рис. 3.3.4).
Снимите крышку с бачка жидкости гидроусилителя рулевого управления.
Рис. 3.3.5. Расположение винтов крепления подогревателя выхлопной трубы и шумоизоляции дополнительного подогревателя
|
Выверните винты крепления подогревателя выхлопной трубы и шумоизоляции дополнительного подогревателя (рис. 3.3.5).
Освободите фиксаторы и снимите переднюю и заднюю секции нижнего брызговика моторного отсека (рис. 3.3.6).
Отвинтите три болта и снимите кронштейн нижнего брызговика моторного отсека.
Снимите передний бампер.
Освободите фиксаторы и снимите воздуховод масляного радиатора гидроусилителя (рис. 3.3.7).
Освободите из фиксатора датчик температуры наружного воздуха.
Выверните болты крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления и отведите его в сторону, не отсоединяя от него трубопроводы.
Установите под радиатором системы охлаждения двигателя поддон для сбора охлаждающей жидкости.
Вращая против часовой стрелки, выверните из радиатора резьбовую пробку слива охлаждающей жидкости, показанную на рис. 3.3.8 стрелкой.
При установке пробки замените новым ее уплотнительное кольцо.
Ослабьте хомут и отсоедините нижний шланг системы охлаждения от радиатора.
Ослабьте хомут и снимите воздушный патрубок (рис. 3.3.9) слева внизу с передней поперечной панели.
Отсоедините воздушный патрубок турбокомпрессора справа внизу с передней поперечной панели.
Отсоедините электрические разъемы от фар.
Отсоедините трос открытия замка капота от крепежного элемента замка и передней поперечной панели.
Отсоедините электрические разъемы 1–3 (рис. 3.3.10), расположенные перед блоком ABS, и отведите их в сторону.
Отсоедините от радиатора верхний шланг подачи охлаждающей жидкости.
Автомобили с конденсатором системы кондиционирования воздуха
Выверните болты крепления воздуховодов с левой и правой стороны радиатора.
Рис. 3.3.11. Расположение болтов крепления воздуховодов (4), конденсатора (1и 2) и электрического разъема (3) датчика давления хладагента
|
Выверните болты 1 и 2 (рис. 3.3.11) крепления конденсатора.
Отсоедините электрический разъем 3 датчика давления хладагента.
Извлеките конденсатор из фиксаторов, отведите в сторону и мягкой проволокой закрепите около правого переднего колеса.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования!
|
Все модели
Выверните болты крепления и установите переднюю поперечную панель в сервисное положение.
Отсоедините шланги от расширительного бачка, выверните винты и снимите бачок.
Отсоедините электрический разъем от датчика низкого уровня охлаждающей жидкости, расположенного в основании расширительного бачка.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Топливная система находится под давлением. Перед разъединением элементов топливной системы необходимо сбросить давление в системе. Для этого закройте место разъединения топливной системы чистой ветошью и, соблюдая осторожность, плавно отверните соединительную гайку.
|
Отсоедините подающий 1 (рис. 3.3.12) и возвратный 2 топливные шланги от топливного фильтра и отведите их в сторону.
Отсоедините электрический разъем 1 (рис. 3.3.13).
Выверните винт 2 (см. рис. 3.3.13), освободите и снимите воздушный патрубок.
Ослабьте хомут и отсоедините воздушный патрубок от охладителя нагнетаемого воздуха.
Ослабьте хомут и отсоедините шланг системы охлаждения от масляного теплообменника, расположенного в основании масляного фильтра. Слейте из шланга охлаждающую жидкость в поддон.
Ослабьте хомут и отсоедините второй шланг системы охлаждения от масляного теплообменника.
Отсоедините шланг системы охлаждения от термостата.
Рис. 3.3.46. Расположение болта (1) крепления корпуса воздушного фильтра, электрического разъема (2), воздушного патрубка (3) и зажимов крепления проводов на двигателях AVF и AWX
|
Отсоедините электрический разъем 2 (см. рис. 3.3.46) от расходомера воздуха.
Выверните винты крепления зажимов проводов к корпусу воздушного фильтра и отведите провода в сторону.
Ослабьте хомут и отсоедините воздушный патрубок 3 (см. рис. 3.3.46) от корпуса воздушного фильтра.
Выверните болт 1 (см. рис. 3.3.46) и снимите корпус воздушного фильтра.
Выверните болт крепления электромагнитного клапана рециркуляции отработавших газов и отсоедините клапан от всасывающего трубопровода (рис. 3.3.14). Отсоедините от клапана электрический разъем, отведите его в сторону.
Отсоедините вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов от перегородки моторного отсека.
Лезвием отвертки освободите фиксаторы (рис. 3.3.15) крепления крышки электронного блока управления двигателем и снимите ее.
Лезвием отвертки освободите фиксаторы крепления электронного блока управления двигателем и приподнимите блок.
Рис. 3.3.16. Направления ослабления зажимов электрических разъемов (1 и 2) электронного блока управления двигателем
|
Ослабьте зажимы и отсоедините от блока электрические разъемы 1 и 2 (рис. 3.3.16).
Лезвием отвертки освободите фиксатор и снимите вверх дополнительный блок реле, расположенный в коробке для электронного блока управления двигателем.
Отсоедините электрические разъемы с задней стороны блока разъемов.
Рис. 3.3.17. Использование приспособления VAS 1978/ 8 для разъединения двухконтактного электрического разъема
|
Освободите фиксаторы и снимите вверх держатели предохранителей в дополнительном блоке реле (рис. 3.3.17).
Используя приспособление VAS 1978/ 8, разъедините двухконтактный электрический разъем (см. рис. 3.3.17).
Отверните гайку и отсоедините провод «массы» 6 (рис. 3.3.18).
Освободите фиксаторы, отсоедините электрические разъемы 1 и 2 (см. рис. 3.3.18) и отведите провода в сторону.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению.
|
Отсоедините с левой стороны коробки передач электрический разъем датчика спидометра и отведите его в сторону.
Отсоедините электрический разъем выключателя света заднего хода от коробки передач и отведите его в сторону.
Ослабьте натяжение поликлинового ремня, для чего гаечным ключом за головку болта поверните против часовой стрелки натяжной ролик (см. рис. 3.3.28).
Снимите поликлиновой ремень, начиная со шкива генератора.
Отвинтите шкив насоса гидроусилителя рулевого управления, при этом удерживайте шкив от проворачивания.
Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления, снимите насос и, не отсоединяя от него шлангов, закрепите на кузове (рис. 3.3.19).
Справа под выпускным коллектором выверните винт крепления зажима провода стартера.
Выверните болты крепления турбокомпрессора к каталитическому нейтрализатору.
Снимите прижимную втулку передней опоры системы выпуска отработавших газов.
Отсоедините каталитический нейтрализатор от приемной выхлопной трубы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Соединительный элемент выхлопной трубы не следует изгибать более чем на 10°, иначе он будет поврежден.
|
Автомобили с кондиционером
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования!
|
Привод компрессора кондиционера осуществляется отдельным поликлиновым ремнем.
Ослабьте болты крепления натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера и снимите ремень со шкивов.
Отсоедините электрический разъем 1 (рис. 3.3.20) от электромагнитной муфты компрессора кондиционера.
Выверните болты крепления компрессора кондиционера и мягкой проволокой привяжите компрессор к кузову (см. рис. 3.3.20). Выверните гайку и отсоедините провод соединения двигателя с «массой» автомобиля от правой опоры двигателя.
Отсоедините от стартера провода 1 и 2 (рис. 3.3.21).
Выверните гайку 3 (рис. 3.3.21) крепления зажима жгута проводов к стартеру.
Выверните болты крепления стартера к коробке передач и снимите стартер.
Отметьте места установки резьбовых соединений 1 (рис. 3.3.22) и установочных втулок 2 на правой и левой опоре двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для различных модификаций двигателей используются различные варианты расположения резьбовых соединений и установочных втулок.
|
Выверните на несколько оборотов гайки 1 крепления оснований правой и левой опоры двигателя.
Снизу автомобиля выверните доступные болты крепления коробки передач к двигателю.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не выворачивайте до конца болты крепления коробки передач к двигателю на этом этапе.
|
Снизу поддержите коробку передач и двигатель грузоподъемным механизмом (например, VAS 6 100) с опорной площадкой (например, V. A. G 1202A) около опоры компенсатора реактивного момента. Обратите внимание, чтобы при этом не повредить трубопроводы.
Выверните гайки крепления правой и левой опоры двигателя (рис. 3.3.23).
Полностью выверните верхние болты крепления коробки передач к двигателю, при этом оставьте один болт на месте, затянув его от руки.
Снимите защитные кожухи с верхних частей стоек передней подвески.
Установите опорную балку 10–222 на верхние части стоек передней подвески.
Установите переходник 10–222А/ 2 на опорную балку 10–222 и закрепите захват 3147 переходника на коробке передач.
Вращая винт подъемного устройства, натяните захват так, чтобы вес коробки передач воспринимался подъемным устройством.
Снимите верхний кожух зубчатого ремня.
Рис. 3.3.35. Расположение винтов (3) крепления кожуха (2) и электромагнитного клапана ограничения давления наддува
|
Выверните винты 3 (см. рис. 3.3.35) и снимите кожух 2.
Снимите и отведите в сторону электромагнитный клапан 1 ограничения давления наддува.
Подвесьте на таль грузоподъемное устройство 2024А и закрепите его захваты 2024А/ 1 на двигателе.
Выверните оставшийся последний верхний болт крепления коробки передач к двигателю.
Убедитесь, что все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы отсоединены от двигателя.
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, чтобы резьба болтов вышла из опор двигателя, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека.
Установка
Установка двигателя проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените новыми самоконтрящиеся гайки и болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.
Рис. 3.3.24. Расположение и нумерация болтов крепления механической и автоматической коробки передач к двигателю: А — место установки центрирующей втулки
|
Проверьте наличие центрирующих втулок (рис. 3.3.24), определяющих относительное положение двигателя и коробки передач.
Механическая 5-ступенчатая коробка передач
Поз.
|
Болт
|
Момент затяжки, Н-м
|
1,3,4
|
М12x67
|
65
|
2,6
|
М12x90
|
65
|
5,11
|
М12х110
|
65
|
7,8,9,10
|
М10x45
|
45
|
Механическая 6-ступенчатая коробка передач
Поз.
|
Болт
|
Момент затяжки, Н-м
|
1,3
|
М 12x75
|
65
|
2,6
|
М 12x90
|
65
|
4
|
М 12x67
|
65
|
5, 11
|
М12х110
|
65
|
7
|
М 10x50
|
45
|
8,9,10
|
М 10x45
|
45
|
При соединении двигателя с коробкой передач соблюдайте осторожность, чтобы не повредить датчик частоты вращения двигателя.
Очистите шлицы первичного вала. При повторном использовании ведомого диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала тонким слоем смазки G 000 100.
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его.
Используя оправку, отцентрируйте ведомый диск сцепления.
Проверьте состояние игольчатого подшипника в торце коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник.
Установите двигатель на место и, покачав его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах.
Установите компрессор кондиционера и насос гидроусилителя рулевого управления.
Установите поликлиновой ремень.
Установите переднюю поперечную панель с нормальное положение.
Убедитесь, что элементы систем выпуска отработавших газов правильно установлены на подвесках и не касаются кузова при покачивании.
Проверьте правильность присоединения электрических разъемов.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. В случае, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров, повторное использование охлаждающей жидкости не допускается.
Залейте масло в систему гидроусилителя рулевого управления и удалите из нее воздух.
Залейте в двигатель моторное масло.
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите на все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.
Перед пуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.
После разъединения различных электрических разъемов в память блоков управления записывается информация об ошибках, которую необходимо стереть после установки.
Отрегулируйте свет фар.