4.3.8. Головка блока цилиндров двигателей AVF, AWX
Снятие
Снятие головки блока цилиндров производится на холодном двигателе.
Если головка блока цилиндров снимается на двигателе, установленном на автомобиле, установите переднюю поперечную панель в сервисное положение.
Рис. 3.3.48. Головка блока цилиндров: 1 – болт, 10 Н·м; 2 – болт, 25 Н·м; 3 – болт, 100 Н·м; 4 – втулка с ротором датчика Холла; 5 – болты крепления головки блока цилиндров; 6 – крышка головки блока цилиндров; 7 – шланг вентиляции картера; 8 – втулка; 9 – крышка; 10 – уплотнительное кольцо; 11 – болт, 10 Н·м; 12 – прокладка крышки головки блока цилиндров; 13 – головка блока цилиндров; 14 – болт, 20 Н·м; 15 – трубопровод подачи масла к турбокомпрессору; 16 – держатель топливного фильтра; 17 – резьбовой зажим; 18 – пустотелый болт; 19 – уплотнительное кольцо; 20 – прокладка головки блока цилиндров; 21 – датчик Холла
|
Прогоревшая или дефектная прокладка 20 (рис. 3.3.48) головки блока цилиндров определяется по следующим признакам:
– снижение мощности двигателя;
– снижение уровня охлаждающей жидкости — из выхлопной трубы идет белый пар;
– снижение уровня моторного масла;
– наличие в моторном масле охлаждающей жидкости: масло приобретает серый цвет и пенится, уровень масла повышается;
– наличие моторного масла в охлаждающей жидкости;
– интенсивное пузырение / кипение охлаждающей жидкости;
– уменьшение компрессии в двух соседних цилиндрах двигателя.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
При установке головки блока необходимо использовать новые болты крепления.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии будут повреждены или разрезаны, при установке головки блока замените новыми.
При установке новой головки с установленными распределительными валами поверхности контакта кулачков распределительного вала и толкателей клапанов необходимо смазать моторным маслом.
Пластмассовые колпачки для защиты открытых клапанов нельзя снимать до установки головки блока.
При замене головки блока необходимо заменить охлаждающую жидкость.
Перед снятием головки блока цилиндров убедитесь, что все шланги, трубопроводы и электрические разъемы отсоединены от нее.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При открывании крышки расширительного бачка на горячем двигателе необходимо соблюдать осторожность, так как находящийся под давлением пар может привести к сильным ожогам. Закройте крышку расширительного бачка толстым слоем ткани и медленно выверните крышку до появления шипящего звука. После прекращения шипения медленно выверните и снимите крышку с расширительного бачка.
|
Снимите крышку расширительного бачка.
Извлеките указатель 1 (см. рис. 3.3.2) уровня моторного масла.
Освободите фиксаторы крепления, выверните три винта и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.3.2).
Установите указатель уровня моторного масла на место.
Выверните два винта и снимите крышку воздушного фильтра (см. рис. 3.3.3).
Рис. 3.3.46. Расположение болта (1) крепления корпуса воздушного фильтра, электрического разъема (2), воздушного патрубка (3) и зажимов крепления проводов на двигателях AVF и AWX
|
Отсоедините электрический разъем 2 (см. рис. 3.3.46) от расходомера воздуха.
Выверните винты крепления зажимов проводов из корпуса воздушного фильтра и отведите провода в сторону.
Ослабьте хомут и отсоедините воздушный патрубок 3 (см. рис. 3.3.46) от корпуса воздушного фильтра.
Выверните болт 1 (см. рис. 3.3.46) и снимите корпус воздушного фильтра.
Отсоедините воздушный патрубок от турбокомпрессора.
Рис. 3.3.49. Места подсоединения шлангов избыточного давления (1), клапана разрежения (2) впускного коллектора и камеры регулировки давления наддува (3)
|
Отсоедините шланги от камеры избыточного давления 1 (рис. 3.3.49), клапана разрежения 2 впускного коллектора и камеры регулировки давления наддува 3.
Выверните болты крепления турбокомпрессора к каталитическому нейтрализатору.
Снимите прижимную втулку передней опоры системы выпуска отработавших газов.
Отсоедините каталитический нейтрализатор от приемной выхлопной трубы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Соединительный элемент выхлопной трубы не следует изгибать более чем на 10°, иначе он будет поврежден.
|
Отсоедините воздушный патрубок от турбокомпрессора.
Выверните винт, освободите фиксатор и снимите защитный экран правого приводного вала.
Выверните болты и снимите держатель турбокомпрессора.
Выверните болты и отсоедините трубопровод возврата масла от турбокомпрессора (рис. 3.3.50).
Отсоедините шланги от расширительного бачка, радиатора и средней верхней трубы системы охлаждения.
Отсоедините электрический разъем 1 (см. рис. 3.3.13).
Выверните винт 2 (см. рис. 3.3.13), освободите и снимите воздушный патрубок.
Выверните зажимной винт, извлеките топливный фильтр вверх из держателя и отведите его в сторону вместе с подсоединенными шлангами.
Выверните винты и снимите держатель топливного фильтра.
Отсоедините шланг от средней верхней трубы системы охлаждения.
Выверните гайку и снимите среднюю верхнюю трубу 1 (рис. 3.3.51) системы охлаждения.
Отсоедините электрические разъемы от свечей накаливания.
Отсоедините вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов от перегородки моторного отсека.
Выверните гайку с накаткой (поз. 3 на рис. 3.3.52) фиксации электрического разъема и отсоедините разъем.
Отсоедините топливные шланги 1 и 2 (см. рис. 3.3.52).
Рис. 3.3.53. Расположение болта крепления отводного масляного трубопровода к основанию масляного фильтра
|
Выверните болт крепления отводного масляного трубопровода к основанию масляного фильтра (рис. 3.3.53).
Рис. 3.3.54. Места подсоединения шлангов (1 и 4) системы охлаждения, электрического разъема (3) и зажима (2) проводов к головке блока цилиндров
|
Отсоедините шланги 1 и 4 (рис. 3.3.54) системы охлаждения от головки блока цилиндров.
Отсоедините электрический разъем 3 от головки блока цилиндров.
Выверните болт крепления 2 зажима проводов и отведите провода в сторону.
Снимите зубчатый ремень.
Выверните болты и снимите шкив зубчатого ремня со ступицы на распределительном валу.
Рис. 3.3.55. Отвинчивание болта (1) крепления ступицы шкива зубчатого ремня краспределительному валу
|
Выверните болт 1 (рис. 3.3.55) крепления ступицы шкива зубчатого ремня на два оборота, удерживая ступицу от проворачивания приспособлением T10051.
Рис. 3.3.56. Использование съемника T10052 (2), закрепленного болтами (1) на ступице шкива зубчатого ремня, для снятия ступицы с конуса распределительного вала
|
Установите съемник T10052 (поз. 2 на рис. 3.3.56), закрепив его в резьбовом отверстии для болта крепления ступицы шкива. Совместите болты 1 (см. рис. 3.3.56) съемника с резьбовыми отверстиями ступицы и вверните болты в отверстия.
Вращая центральный болт съемника, снимите ступицу шкива с конуса распределительного вала.
Снимите натяжитель зубчатого ремня.
Выверните болты 2–4 (рис. 3.3.57) крепления заднего кожуха зубчатого ремня.
Навернув на шпильку 1 (см. рис. 3.3.57) две гайки, выверните ее из головки блока цилиндров.
Рис. 3.3.43. Последовательность затягивания болтов крепления крышки головки блока цилиндров и место подсоединения шланга вентиляции картера
|
Отсоедините шланг вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров (см. рис. 3.3.43).
В последовательности, обратной затягиванию, выверните болты крепления крышки головки блока цилиндров (см. рис. 3.3.43) и снимите ее.
В последовательности, обратной затягиванию, постепенно ослабьте, а затем вывинтите полностью болты крепления головки блока цилиндров (см. рис. 3.3.60).
Снимите головку блока цилиндров и установите ее на мягкое основание.
Подготовка головки к установке
Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Убедитесь, что нагар не попал в каналы систем смазки и охлаждения. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к деталям двигателя. При необходимости прочистите каналы.
Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров: на них не должно быть забоин, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие дефекты можно устранить механической обработкой. При значительных дефектах детали подлежат замене.
Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность привалочных поверхностей.
Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров от грязи и масла. Заворачивание болта в заполненное маслом отверстие может вызвать разрыв блока из-за давления масла.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Болты крепления головки блока цилиндров необходимо заменить новыми.
При установке головки блока цилиндров также необходимо заменить новыми все уплотнительные кольца, прокладки и самоконтрящиеся гайки и болты, которые затягивались доворачиванием на определенный угол.
Новую прокладку головки блока цилиндров извлекайте из упаковки непосредственно перед установкой.
Выступание поршней, мм
|
Число отверстий
|
0,91-1,00
|
1
|
1,01-1,10
|
2
|
1,11-1,20
|
3
|
Рис. 3.3.58. Расположение кулачков распределительного вала, управляющими клапанами первого цилиндра, при установке поршня первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия
|
Перед установкой головки блока цилиндров выставьте коленчатый и распределительный валы в положение, соответствующее ВМТ первого цилиндра. Кулачки распределительного вала, управляющие клапанами первого цилиндра, должны быть направлены вверх (рис. 3.3.58).
Рис. 3.3.38. Фиксация шкива зубчатого ремня коленчатого вала специальным приспособлением T10050: 1 – указатель на приспособлении Т100500; 2 – метка на шкиве
|
Установите специальное приспособление T10050 на шкив зубчатого ремня коленчатого вала 1 (см. рис. 3.3.38), при этом метка на шкиве 2 должна совместиться с указателем на приспособлении. При установке приспособления T10050 его выступ должен войти в паз блока цилиндров.
Рис. 3.3.59. Маркировка прокладки крышки головки блока цилиндров: 1 – номер прокладки; 2 – код; 3 – отверстия, определяющие толщину прокладки
|
Если на двигатель установлены новые поршни, необходимо измерить выступание поршней из блока цилиндров и в соответствии с этим значением выбрать толщину новой прокладки головки блока цилиндров (рис. 3.3.59).
Установите прокладку на направляющие штифты, при этом надпись «oben» («верх») должна быть направлена к головке.
Установите головку блока цилиндров.
Вставьте болты крепления головки блока цилиндров и затяните их от руки, а затем в последовательности, показанной на рис. 3.3.60, в четыре этапа:
1-й этап – 40 Н·м;
2-й этап – 60 Н·м;
3-й этап — довернуть на угол 90°;
4-й этап — довернуть на угол 90°.
Дополнительное подтягивание болтов головки блока цилиндров после прогрева двигателя или по истечении определенного времени не требуется.
Установите ступицу шкива зубчатого ремня на конус распределительного вала.
Вверните и затяните болт крепления ступицы шкива моментом 100 Н·м, при этом приспособлением T10051 удерживайте ступицу от проворачивания (см. рис. 3.3.55).
Установите шкив зубчатого ремня на ступицу и вверните болты крепления шкива.
Установите фиксирующий стержень 3359 или хвостовик сверла диаметром 6 мм в отверстие и зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания.
Установите зубчатый ремень.
Установите крышку головки блока цилиндров.
Установите поликлиновой ремень.
Установите переднюю поперечную панель в нормальное положение.
Убедитесь, что элементы систем выпуска отработавших газов правильно установлены на подвесках и не касаются кузова при покачивании.
Проверьте уровень моторного масла.
Залейте в систему охлаждения свежую охлаждающую жидкость.
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите на все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.
Перед пуском двигателя еще раз проверьте наличие и уровень масла в двигателе.
После разъединения различных электрических разъемов в память блоков управления записывается информация об ошибках, которую необходимо стереть после установки.
Отрегулируйте свет фар.