4. Ремонт двигателя
Спецификации
Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновый двигатель
Общие параметры
Обозначения |
|
Двигатель 1580 см 3 |
XU5 |
Двигатель 1761 см 3 |
XU7 |
Двигатель 1998 см 3 |
XU10 |
Код двигателя * |
|
Двигатель 1580 см 3 |
BFZ (XU5 JP/Z) |
Двигатель 1761 см 3 |
LFZ (XU7 JP/Z или XU7 JP/L3) или L6A (XU7 JP/K) |
Двигатель 1998 см 3 |
RFX (XU10 J2C/Z или XU10 J2C/L3), R6D (XU10 J2C/K) или RFY (XU J4D/Z или XU10 J4D/L3) |
Количество клапанов |
|
Все, кроме 1998 см 3 RFY |
8 |
1998 см 3 RFY |
16 |
Диаметр цилиндров |
мм |
Двигатель 1580 см 3 |
83.00 |
Двигатель 1761 см 3 |
83.00 |
Двигатель 1998 см 3 |
86.00 |
Ход поршней |
мм |
Двигатель 1580 см 3 |
73.00 |
Двигатель 1761 см 3 |
81.40 |
Двигатель 1998 см 3 |
86.00 |
|
|
Направление вращения коленчатого вала |
По часовой стрелке (глядя с правой стороны автомобиля) |
|
|
Местоположение первого цилиндра |
С обращенной к трансмиссии стороны блока |
Степень сжатия |
|
Двигатель 1580 см 3 |
9.25:1 |
Двигатель 1761 см 3 |
9.25:1 |
Двигатель 1998 см 3 |
9.5:1 |
|
|
Порядок зажигания (все модели) |
1-3-4-2 |
Максимальная развиваемая мощность |
кВт/л.с. |
Двигатель 1580 см 3 |
66/90 или 65/89 (при 6000 об/мин) |
Двигатель 1761 см 3 |
|
• L6A |
70/95 (при 6000 об/мин) |
• LFZ |
74/101 (при 6000 об/мин) |
Двигатель 1998 см 3 |
|
• RFX и R6D |
90/123 или 89/121 (при 5750 об/мин) |
• RFY |
114/155 или 112/152 (при 6500 об/мин) |
Максимальный крутящий момент |
Нм |
Двигатель 1580 см 3 |
130 (при 2600 об/мин) |
Двигатель 1761 см 3 |
|
• L6A |
142 (при 3000 об/мин) |
• LFZ |
153 (при 3000 об/мин) |
Двигатель 1998 см 3 |
|
• RFX и R6D |
176 (при 2750) |
• RFY |
183.5 (при 3500) |
* Код двигателя выбит на шильде, закрепленной спереди на левом торце блока цилиндров (двигатели 1580 см 3 и 1761 см 3 ), либо непосредственно на передней поверхности блока, левее масляного фильтра (двигатель 1998 см 3 ). Приведенный в скобках код является идентификационным номером завода-изготовителя и в настоящем Руководстве может не упоминаться.
Распределительный вал
Привод |
|
Зубчатоременная передача |
|
• Количество подшипников |
5 |
|
|
Диаметр подшипниковых шеек |
На момент составления Руководства изготовителями не оговорен |
Диаметр подшипников в головке цилиндров |
На момент составления Руководства изготовителями не оговорен |
Клапанные зазоры, мм
Впускные клапаны |
0.20 ± 0.05 |
Выпускные клапаны |
0.40 ± 0.05 |
Система смазки
|
|
Тип масляного насоса |
Шестеренчатый, с цепным приводом от правого конца коленчатого вала |
Минимальное допустимое давление масла при температуре 80°С |
бар |
BFZ и LFZ |
5.3 (при 4000 об/мин) |
RFX 6.4 |
6.4 (при 4000 об/мин) |
|
|
Давление срабатывания датчика-выключателя контрольной лампы, бар |
0.5 |
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
Двигатели 1580 и 1761 см 3 |
|
Гайки/болты крепления крышки головки цилиндров |
10 |
Болты крепления крышек газораспределительного ремня |
8 |
Болт крепления шкива коленчатого вала |
120 |
Болт крепления ролика натяжителя газораспределительного ремня |
20 |
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала |
35 |
Гайки крепления крышек подшипников распределительного вала |
15 |
Болты крепления головки цилиндров |
|
• Стадия 1 |
60 |
• Полностью ослабить все болты |
|
• Стадия 2 |
20 |
• Стадия 3 |
Дотянуть еще на 300° |
Болты крепления поддона картера |
19 |
Болты крепления монтажной скобы генератора |
22 |
Болты крепления масляного насоса |
16 |
Болты крепления маховика/приводного диска |
50 |
Гайки крепления крышек шатунных подшипников: |
|
• Стадия 1 |
40 |
• Полностью ослабить все гайки |
|
• Стадия 2 |
20 |
• Стадия 3 |
Дотянуть еще на 70° |
Гайки/болты крепления крышек коренных подшипников |
|
• Крепежные гайки/болты |
54 |
• Боковые болты крышки центрального подшипника |
16 |
Крепеж правой опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления кронштейна опоры к двигателю |
45 |
• Гайки крепления кронштейна |
45 |
Крепеж левой опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления кронштейна опоры к кузову |
25 |
• Крепежная шпилька |
50 |
• Центральная гайка |
80 |
Крепеж задней опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления сборки опоры к блоку |
45 |
• Болт крепления кронштейна к опоре |
50 |
• Болт крепления кронштейна к подрамнику |
50 |
Двигатели 1998 см 3 |
|
Гайки/болты крепления крышки головки цилиндров |
10 |
Болты крепления крышек газораспределительного ремня |
8 |
Болт крепления шкива коленчатого вала |
110 |
Болт крепления ролика натяжителя газораспределительного ремня |
20 |
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала |
35 |
Гайки крепления крышек подшипников распределительного вала |
16 |
Болты крепления головки цилиндров |
|
• Стадия 1 |
35 |
• Стадия 2 |
70 |
• Стадия 3 |
Дотянуть еще на 160° |
Болты крепления поддона картера |
19 |
Болты крепления монтажной скобы генератора |
22 |
Болты крепления масляного насоса |
16 |
Болты крепления маховика/приводного диска |
50 |
Гайки крепления крышек шатунных подшипников: |
|
• Стадия 1 |
40 |
• Стадия 2 |
20 |
• Стадия 3 |
Дотянуть еще на 70° |
Болты крепления крышек коренных подшипников |
70 |
Болты крепления распылительной трубки жиклеров подачи масла к поршням |
10 |
Болты крепления держателя переднего сальника |
16 |
Крепеж правой опоры силового агрегата |
|
• Гайки крепления кронштейна опоры |
45 |
• Изогнутая крепежная пластина |
20 |
Крепеж левой опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления кронштейна опоры к кузову |
20 |
• Крепежная шпилька |
50 |
• Центральная гайка |
65 |
Крепеж задней опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления сборки опоры к блоку |
45 |
• Болт крепления кронштейна к опоре |
50 |
• Болт крепления кронштейна к подрамнику |
70 |
Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельный двигатель
Общие параметры
Обозначения |
|
Двигатель 1905 см 3 |
XUD9 |
Код двигателя * |
|
Двигатель 1905 см
3
без турбонаддува
|
D9B (XUD9 A/L) |
Двигатель 1905 см 3 с турбонаддувом |
D8B (XUD9 TF/L) |
Двигатель 1905 см 3 с турбонаддувом |
DHX (XUD9 TF/Y) |
|
|
Диаметр цилиндров, мм |
83.00 |
|
|
Ход поршней, мм |
86.00 |
|
|
Направление вращения коленчатого вала |
По часовой стрелке (глядя с правой стороны автомобиля) |
|
|
Местоположение первого цилиндра |
С обращенной к трансмиссии стороны блока |
Степень сжатия |
|
Двигатель 1905 см
3
без турбонаддува
|
23.00:1 |
Двигатель 1905 см 3 с турбонаддувом |
21.80:1 |
|
|
Порядок зажигания |
1-3-4-2 |
Максимальная развиваемая мощность |
кВт/л.с. |
Модели без турбонаддува |
(47 - 51)/(65 - 71) (при 4600 об/мин)
|
Модели с турбонаддувом |
(66 - 67.5)/(90 - 92) (при 4000 об/мин) |
Максимальный крутящий момент |
Нм |
Модели без турбонаддува |
118 - 120 (при 2000 об/мин) |
Модели с турбонаддувом |
196 (при 2250 об/мин) |
Максимальная допустимая частота вращения двигателя без
нагрузки
|
об/мин |
Модели без турбонаддува |
5150 ± 125 |
Модели с турбонаддувом |
5100 ± 125 |
Максимальные обороты двигателя под нагрузкой
|
об/мин |
Все модели |
4600 ± 80 |
Компрессионное давление (при прогретом двигателе и оборотах
проворачивания)
|
бар |
Номинальное |
25 - 30 |
Минимально допустимое |
18 |
|
|
Максимальный допустимый разброс между цилиндрами |
5 |
* Код двигателя выбит на шильде, закрепленной на передней стенке блока цилиндров. Приведенный в скобках код является идентификационным номером завода-изготовителя и в настоящем Руководстве может не упоминаться.
Распределительный вал
Привод |
Зубчатоременная передача |
Количество подшипников |
3 |
Допустимый осевой люфт, мм |
0.07 - 0.16 |
Клапанные зазоры, мм
Впускные клапаны |
0.15 ± 0.08 |
Выпускные клапаны |
0.30 ± 0.08 |
Система смазки
|
|
Тип масляного насоса |
Шестеренчатый, с цепным приводом от правого конца коленчатого вала |
Минимальное допустимое давление масла при температуре 90°С |
бар |
Модели без турбонаддува |
3.5 (при 4000 об/мин) |
Модели с турбонаддувом |
4.9 (при 4000 об/мин) |
|
|
Давление срабатывания датчика-выключателя контрольной лампы, бар |
0.8 |
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
Болты крепления крышки головки цилиндров |
20 |
Болт крепления шкива коленчатого вала |
|
• Стадия 1 |
40 |
• Стадия 2 |
Дотянуть еще на 60° |
Болт крепления крышек натяжителя газораспределительного ремня |
8 |
Регулировочный болт натяжителя газораспределительного ремня |
18 |
Осевая гайка натяжителя газораспределительного ремня |
18 |
Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала |
45 |
Винты крепления съемника зубчатого колеса ТНВД |
10 |
Гайка крепления зубчатого колеса ТНВД |
50 |
Гайки крепления крышек подшипников распределительного вала |
20 |
Болты крепления головки цилиндров |
|
- Модели без турбонаддува |
|
• Стадия 1 |
20 |
• Стадия 2 |
60 |
• Стадия 3 |
Дотянуть еще на 180° |
- Модели с турбонаддувом |
|
• Стадия 1 |
20 |
• Стадия 2 |
60 |
• Стадия 3 |
Дотянуть еще на 220° |
Болты крепления поддона картера |
19 |
Болты крепления масляного насоса |
13 |
Болты крепления кожуха переднего сальника коленчатого вала
|
16 |
Болты крепления маховика/приводного диска |
50 |
Гайки крепления крышек шатунных подшипников: |
|
• Стадия 1 |
20 |
• Стадия 2 |
Дотянуть еще на 70° |
Болты крепления крышек коренных подшипников |
70 |
Болт крепления распылительной трубки жиклеров подачи масла к поршням (модели с турбонаддувом) |
10 |
Крепеж правой опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления кронштейна двигателя (сборки натяжителя) |
18 |
• Гайки крепления кронштейна |
45 |
• Болты изогнутой крепежной пластины |
20 |
Крепеж левой опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления сборки резиновой подушки опоры к кузову |
20 |
• Крепежная шпилька |
50 |
• Центральная гайка |
65 |
Крепеж задней опоры силового агрегата |
|
• Болты крепления сборки опоры к блоку |
45 |
• Болт крепления кронштейна к опоре |
50 |
• Болт крепления кронштейна к подрамнику |
70 |
Снятие и капитальный ремонт двигателя
На момент составления настоящего Руководства данные по некоторым двигателям являлись недоступными. В случае отсутствия каких-либо параметров следует обращаться за консультацией к специалисты фирменного сервис-центра компании Citroёn. |
Головка цилиндров
Максимальная допустимая неплоскостность сопрягаемые поверхности |
мм |
Двигатели серии XU |
0.05 |
Двигатели серии XUD |
0.07 |
Высота головки цилиндров |
мм |
Двигатели серии XU |
141.0 ± 0.05 |
Двигатели серии XUD |
235.0 ± 0.05 |
|
|
Величина выступания вихревых камер (только дизельные модели), мм |
0 - 0.03 |
Клапаны
Диаметр тарелок |
мм |
Впускные |
|
- Бензиновые двигатели |
|
• 1580 см 3 |
41.6 |
• 1761 см 3 |
Данные отсутствуют |
• 1998 см 3 |
42.6 |
- Дизельные двигатели |
|
• 1905 см 3 |
38.6 |
Выпускные |
|
- Бензиновые двигатели |
|
• 1580 см 3 |
34.7 |
• 1761 см 3 |
Данные отсутствуют |
• 1998 см 3 |
34.5 |
- Дизельные двигатели |
|
• 1905 см 3 |
33.0 |
Диаметр стержней |
мм |
Впускные |
|
- Бензиновые двигатели |
|
• 1580 см 3 |
7.83 - 7.98 |
• 1761 см 3 и 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
- Дизельные двигатели |
|
• 1905 см 3 |
7.99 |
Выпускные |
|
- Бензиновые двигатели |
|
• 1580 см 3 |
7.83 - 7.98 |
• 1761 см 3 и 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
- Дизельные двигатели |
|
• 1905 см 3 |
7.97 |
Общая длина |
мм |
Впускные |
|
- Бензиновые двигатели |
|
• 1580 см 3 |
108.79 |
• 1761 см 3 и 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
- Дизельные двигатели |
|
• 1905 см 3 |
112.40 |
Выпускные |
|
- Бензиновые двигатели |
|
• 1580 см 3 |
108.37 |
• 1761 см 3 и 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
- Дизельные двигатели |
|
• 1905 см 3 |
111.85 |
Блок цилиндров
Диаметр цилиндров |
мм |
Бензиновые двигатели |
|
- 1580 см 3 и 1761 см 3 |
|
• Размерная группа А |
83.000 - 83.010 |
• Размерная группа В |
83.010 - 83.020 |
• Размерная группа C |
83.020 - 83.030 |
- 1998 см 3 |
Данные отсутствуют (номинал 86 мм) |
Дизельные двигатели |
|
- Номинальное значение |
83.000 - 83.018 |
- Ремонтный размер (с превышением) R1 |
83.200 - 83.218 |
- Ремонтный размер (с превышением) R2 |
83.500 - 83.518 |
- Ремонтный размер (с превышением) R3 |
83.800 - 83.818 |
Величина выступания гильз цилиндров над поверхностью блока цилиндров (алюминиевый блок) - только двигатели 1580 и 1761 см 3 |
мм |
Номинальное значение |
0.03 - 0.10 |
Максимальная допустимая разница между двумя гильзами |
0.05 |
Поршни
Диаметр |
мм |
Бензиновые двигатели |
|
- 1580 см 3 и 1761 см 3 |
|
• Размерная группа А |
82.960 ± 0.007 |
• Размерная группа В |
82.970 ± 0.007 |
• Размерная группа C |
82.980 ± 0.007 |
- 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
Дизельные двигатели |
|
- Номинальное значение |
82.930 - 82.939 |
- 1-й ремонтный размер |
83.130 - 83.139 |
- 2-й ремонтный размер |
83.430 - 83.439 |
- 3-й ремонтный размер |
83.730 - 83.739 |
Шатуны
Максимальная допустимая весовая разница между двумя шатунно-поршневыми сборками |
г |
Бензиновые двигатели |
|
- 1580 см 3 и 1761 см 3 |
13.0 |
- 1998 см 3 |
7.0 |
Дизельные двигатели |
4.0 |
Коленчатый вал
|
|
Осевой люфт, мм |
0.07 - 0.32 |
Диаметр коренных шеек |
мм |
Бензиновые двигатели |
|
- 1580 см 3 |
|
• Номинальное значение
|
59.981 - 60.000 |
• Ремонтное значение |
59.681 - 59.700 |
- 1791 см 3 и 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
Дизельные двигатели |
|
• Номинальное значение
|
60.0 +0 , 60.0 -0.019 |
• Ремонтное значение |
59.7 +0 , 59.7 -0.019 |
Диаметр шатунных шеек |
мм |
Бензиновые двигатели |
|
- 1580 см 3 |
|
• Номинальное значение
|
49.984 - 50.000 |
• Ремонтное значение |
49.684 - 49.700 |
- 1791 см 3 и 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
Дизельные двигатели |
|
• Номинальное значение
|
50.0 +0 , 50.0 -0.019 |
• Ремонтное значение |
49.7 +0 , 49.7 -0.019 |
|
|
Максимальная допустимая овальность шеек (все модели), мм |
0.007 |
Рабочий зазор в коренных подшипниках |
мм |
Бензиновые двигатели * |
|
1580 см 3 и 1791 см 3 |
0.025 - 0.050 |
1998 см 3 |
0.038 - 0.069 |
Дизельные двигатели **
|
0.025 - 0.050 |
• 1761 см 3 и 1998 см 3 |
Данные отсутствуют |
|
|
Рабочий зазор в шатунных подшипниках, мм |
0.025 - 0.050 |
* На двигателях 1791 см
3
с 1994 г. номинальная величина зазора изменена
- см. текст.
** Приведены предположительные данные, типичные для двигателей подобного типа
(обращайтесь в сервис-центры компании Citroёn).
Поршневые кольца
Зазоры в замках |
мм |
Бензиновые двигатели |
|
- Верхнее компрессионное кольцо |
|
• 1580 см 3 * |
0.4 - 0.6 |
• 1761 см 3 * |
0.3 - 0.5 |
- Второе компрессионное кольцо |
|
• 1580 см 3 |
0.15 - 0.35 |
• 1761 см 3 * |
0.3 - 0.5 |
- Маслосъемное кольцо |
|
• 1580 см 3 и 1761 см 3 * |
0.3 - 0.5 |
• 1761 см 3 * |
0.3 - 0.5 |
Дизельные двигатели |
|
- Оба компрессионных кольца |
0.20 - 0.40 |
- Маслосъемное кольцо |
0.25 - 0.50 |
* Приведены предположительные данные, типичные для двигателей подобного типа (обращайтесь в сервис-центры компании Citroёn).
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
- Двигатели серии XU (бензиновые) |
См. выше Спецификации к разделу Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели |
- Двигатели серии XUD (дизельные) |
См. выше Спецификации к разделу Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели |