2.2.14. Коленчатый вал
 
 1 – нижний вкладыш коренного подшипника 
коленчатого вала;   2 – верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;  
3 – верхний подпятник коленчатого вала;  4 – датчик угла поворота коленчатого 
вала;  | 5 – коленчатый вал;  6 
– нижний подпятник коленчатого вала;  7 – крышка коренного подшипника коленчатого 
вала;  8 – болт, 55–60 Н•м. | 
 
 Снятие
 
  
  |   
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
    
 |  1. Снимите зубчатый ремень, переднюю крышку, маховик 
и масляный поддон. |    |  2. Снимите заднюю крышку 
с блока цилиндров и заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала. |    
|  3. Отверните гайки и снимите крышки шатунов. |   
 | 4. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников 
коленчатого вала. |    | 5. Снимите ротор датчика 
угла поворота коленчатого вала. |       
Предупреждение   
Промаркируйте крышки коренных подшипников коленчатого вала для того, чтобы установить 
их на свои места и в том же положении.
    |     | 
 
 Проверка 
 
   
 |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
   
  
|  1. Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников коленчатого 
вала на отсутствие износа и выработки. Проверьте смазочные отверстия коленчатого 
вала на отсутствие засорения. |    |  2. Микрометром 
измерьте диаметры шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных направлениях. 
При наличии выработки или овальности перешлифуйте коленчатый вал. Перешлифовку 
шеек коленчатого вала проводите только до следующего ремонтного размера. Если 
коленчатый вал перешлифован на ремонтный размер +0,50 мм, проведите термообработку 
вала для увеличения его долговечности.  Диаметр коренных шеек коленчатого 
вала: 50 мм  Диаметр шатунных 45 мм  Овальность и конусность шеек коленчатого 
вала: не более 0,01 мм  |     | 
 
 Вкладыши 
шатунных и коренных подшипников 
 
 Проверьте шатунные и коренные вкладыши 
на отсутствие местной коррозии, выработки и других повреждений. При необходимости, 
замените вкладыши.
 
 Измерение зазора коренных и шатунных подшипников
 
 Для измерения зазора коренных и шатунных подшипников измерьте диаметры 
шеек коленчатого вала и соответствующие внутренние диаметры подшипников. Величина 
зазора – это разность между внутренним диаметром подшипника и соответствующим 
диаметром шейки коленчатого вала. 
Зазор коренных подшипников коленчатого 
вала: 0,028–0,045 мм
 Зазор шатунных подшипников коленчатого вала: 0,024–0,042 
мм
  
Измерение зазора коренных и шатунных подшипников с использованием 
пластикового калиброванного стержня Plastigage 
 
   
 |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
   
  
|  1. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого 
вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом. |    
  | 2. 
Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. Установите 
коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. Установите 
оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого 
вала. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках 
коренных подшипников коленчатого вала. |      
 | 3. В соответствии с маркировкой установите крышки 
коренных подшипников. В определенной последовательности затяните болты крепления 
крышек коренных подшипников коленчатого вала. Не проворачивайте коленчатый вал 
двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. Выверните 
болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном 
измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите 
величину зазора.  |  | Если зазор превышает 
предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте 
ремонтные вкладыши увеличенного размера. |     | 
 
 
Масляные уплотнительные кольца
 
 Проверьте передние и задние масляные 
уплотнительные кольца на отсутствие повреждений или износа рабочих кромок. При 
наличии любых дефектов замените уплотнительное кольцо.  
Ротор датчика 
угла поворота коленчатого вала    
 |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
   
  
|  1. Снимите ротор датчика угла поворота коленчатого вала. |   
 |  2. Проверьте ротор датчика угла поворота коленчатого 
вала на отсутствие повреждений, трещин и износа и замените, если необходимо. |   
  3. Проверьте зазор между ротором датчика угла поворота 
коленчатого вала и датчиком угла поворота коленчатого вала.    Зазор 
между ротором датчика угла поворота коленчатого вала и датчиком угла поворота 
коленчатого вала: 0,5–1,0 мм |     | 
 
  
 |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
   
  
   Предупреждение 
  Измерьте глубину установки 
датчика, т.е. расстояние от верхней части зубьев ротора датчика угла поворота 
коленчатого вала до внешней стороны крышки. 
    |   
   | Вычислите 
разность между длиной датчика угла поворота коленчатого вала и глубиной его установки. |   
  | 
 
 Установка
 
   
 |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
   
  
|  1. Установите верхние вкладыши коренных 
подшипников на блок цилиндров двигателя. При повторной установке вкладышей установите 
их на те же места, на которых они находились перед снятием. |    | 2. 
Перед установкой коленчатого вала нанесите тонкий слой чистого моторного масла 
на все поверхности скольжения. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных 
подшипников в блоке цилиндров. |    |  3. 
Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников 
коленчатого вала. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников 
коленчатого вала, при этом стрелка на каждой крышке должна быть направлена к шкиву 
коленчатого вала. В определенной последовательности за 2 или 3 этапа затяните 
болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: 
центральную, №2, №4, переднюю и заднюю.  Момент затяжки:  Крышки коренных 
подшипников: 55–60 Н•м  Крышки шатунных подшипников: 32–35 Н•м  |   
 |    
  | 4. 
Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. Установите 
измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого 
вала. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора 
часового типа на ноль. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до 
упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора.  Осевой люфт 
коленчатого вала: 0,050–0,175 мм  |      | 5. 
Смажьте наружную поверхность нового заднего уплотнительного кольца моторным маслом. 
Специальным инструментом 09231–22000 установите уплотнительное кольцо до упора 
в гнездо задней крышки. |    | 6. 
Установите крышку уплотнительного кольца, прокладку и затяните 5 болтов. При установке 
смажьте рабочие кромки и наружную поверхность уплотнительного кольца чистым моторным 
маслом. |    | 7. Установите заднюю 
крышку и закрепите ее болтами. |    | 8. 
Установите крышки шатунов. |    | 9. 
Установите маховик, переднюю крышку, масляный поддон и зубчатый ремень.  |   
  |