12.10. Система дополнительной безопасности (SRS)
Все рассматриваемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой дополнительной безопасности (SRS). В состав системы входят четыре (две фронтальных и две боковых) подушки безопасности, а также аварийные натяжители ремней безопасности передних сидений. Система обеспечивает дополнительную защиту водителя и переднего пассажира автомобиля при сильных фронтальных и боковых ударах, а также при опрокидывании автомобиля (в зависимости от комплектации). Мозгом системы является включающий в себя контуры самодиагностики и обратной связи блок управления SRS (см. иллюстрацию Cхема расположения блоков управления различных систем на автомобилях Infiniti QX4), нервными окончаниями — датчики направленных перегрузок и контрольный датчик в блоке.
Принцип функционирования
Схема активации фронтальных подушек безопасности и аварийных натяжителей ремней
Схема активации боковых подушек безопасности и аварийных натяжителей ремней
Необходимым условием активации подушек безопасности и аварийных натяжителей ремней является срабатывание датчиков направленных перегрузок и контрольного датчика. Срабатывание датчиков приводит к замыканию цепи модулей и мгновенному заполнению подушек газом, а также к активации пиропатронов аварийных натяжителей (см. иллюстрации Схема активации фронтальных подушек безопасности и аварийных натяжителей ремней и Схема активации боковых подушек безопасности и аварийных натяжителей ремней). В случае выхода из строя батареи срабатывание элементов системы происходит за счет энергии, вырабатываемой вмонтированным в блок SRS узлом обратной связи.
Срабатывание фронтальных подушек безопасности и аварийных натяжителей ремней происходит только при лобовых столкновениях в границах 30-градусного сектора и при относительной скорости движения не менее 30 км/ч. |
Система самодиагностики отказов SRS
Система самодиагностики SRS производит включение контрольной лампы на приборном щитке автомобиля при повороте ключа зажигания в положение ON. Если система не обнаруживает никаких отклонений, лампа должна погаснуть спустя примерно 6 секунд. Если отключения контрольной лампы не происходит, либо лампа срабатывает во время движения автомобиля, следовательно, в системе SRS обнаружена неисправность. Соответствующие диагностические коды записываются в память бортового процессора и их считывание может быть произведено при помощи специального считывателя сканерного типа, подключаемого к разъему DLC автомобиля (см. Главу Системы питания и управления). Для проверки системы и устранения причин выявленных отказов автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания.
Обслуживание узлов, расположенных вблизи компонентов SRS
В случае необходимости снятия рулевого колеса, либо проведения обслуживания радиоприемника или других, расположенных вблизи панели приборов компонентов старайтесь не допускать рассоединения электрических разъемов цепи SRS. Ни в коем случае не подключайте к цепи SRS никакое диагностическое оборудование! ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ВСЕХ РАСПОЛОЖЕННЫХ ВБЛИЗИ ПОДУШЕК БЕЗОПАСНОСТИ КОМПОНЕНТОВ ВСЕГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОТКЛЮЧАЙТЕ SRS (см. ниже).
Электропроводку цепи SRS легко отличить по ярко-желтому цвету изоляции. |
Отключение системы SRS
Система SRS должна отключаться каждый раз при выполнении процедур обслуживания расположенных вблизи подушек безопасности компонентов! |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! |
Меры предосторожности
Меры предосторожности общего характера
Перечисленные ниже меры предосторожности должны быть предприняты перед началом выполнения любых работ по обслуживанию оборудованных системой SRS автомобилей.
- Не отсоединяйте аккумуляторную батарею при работающем двигателе;
- Перед началом выполнения работ вблизи расположения элементов SRS, снятием каких-либо компонентов системы, проведении на автомобиле сварочных работ в обязательном порядке деактивируйте систем (см. выше);
- Не пытайтесь проводить диагностику системы с помощью тестеров, мультиметров или прочих измерительных приборов;
- При срабатывании контрольной лампы SRS, либо имеет место подозрение на неисправность системы, незамедлительно отгоните автомобиль на станцию техобслуживания для проведения подробной диагностики SRS с применением специального оборудования. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно проводить диагностику или разборку каких-либо компонентов системы!
Меры предосторожности, необходимые при обращении с подушками
безопасности
- При переносе модуля подушки безопасности держите его лицевой стороной от себя. подушку безопасности подушкой вверх;
- Не охватывайте снятый с автомобиля модуль руками;
- Старайтесь не ронять и не стряхивать модуль, — при падении с высоты более 50 см модуль подлежит замене;
- Не пытайтесь разбирать модуль;
- Не допускайте контактов любых электронных устройств ни с какими электрическими компонентами модулей SRS.
- Не допускайте попадания на модуль подушки безопасности растворителей или чистящих средств, — в случае необходимости протрите поверхность модуля слегка увлажненной ветошью.
Меры предосторожности при хранении подушек безопасности
- Храните модуль подушки безопасности в закрытом стеллаже лицевой стороной вверх;
- Температура хранения модуля не должна превышать 90°С;
- Не приближайтесь к модулю подушки безопасности с открытым огнем;
- Утилизация подушек безопасности должна производиться в соответствии с требованиями местного законодательства;
- Ни в коем случае не устанавливайте на автомобиль подушку безопасности, не будучи абсолютно уверены в исправности ее состояния.