3.8. Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка)

Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями (вплоть до летального исхода).
Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре и без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных.
О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями. Во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!


В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, однако они также требуют осторожности в обращении.


Проверка состояния компонентов

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Широкий спектр отказов двигателя связан с нарушением функционирования системы охлаждения. На моделях, оборудованных АТ, данная система обеспечивает также охлаждение ATF, поддерживая тем самым наиболее благоприятные условия для работы трансмиссии.
  2. Проверка состояния компонентов системы охлаждения должна производиться после полного остывания силового агрегата (не менее чем через три часа после остановки двигателя).
  3. Снимите крышку с расширительного бачка. Находящаяся в системе охлаждающая жидкость должна быть относительно прозрачной. Если жидкость окрашена в цвет ржавчины, система должна быть промыта и заправлена свежей смесью (см. ниже). Если уровень жидкости не доходит до верха, долейте в расширительный бачок еще немного смеси требуемого состава (см. Проверка уровней жидкостей).
  4. Внимательно осмотрите верхний и нижний радиаторные шланги вместе со шлангами системы отопления салона, имеющими меньший диаметр и расположенными между силовым агрегатом и переборкой двигательного отсека. Проверяйте шланги по всей их длине и в случае выявления трещин, вздутий и признаков старения материала производите замену дефектных компонентов. Мелкие трещины обычно проще разглядеть при сжимании шланга.
  • Проверяйте шланги на наличие протертых участков.
  • Размягчение резины свидетельствует о начале разрушения ее в результате старения.
  • Слишком тугое затягивание хомута с целью более надежной фиксации на штуцере/ патрубке отвердевшего шланга не способствует прекращению утечки, а лишь приводит к разрушению материала шланга.
  • Проверяйте все шланги на наличие вздутий и следов просачивания масла на торцах. Трещины и мелкие разломы в резине легче выявляются при сжимании шланга.

Составители настоящего Руководства рекомендуют производить замену шлангов приблизительно раз в два года вне зависимости от их состояния.

  1. Проверьте надежность крепления всех шлангов на своих штуцерах/ патрубках. Утечки охлаждающей жидкости обычно проявляются в виде потеков ржавого или белого цвета на окружающих их источник поверхностях. Если шланги закреплены на штуцерах/ патрубках хомутами скручиваемого типа, последние разумно будет заменить более надежными червячными или винтовыми.
  2. Продув сжатым воздухом, либо при помощи мягкой кисточки, удалите из зазоров между пластинами теплообменника радиатора старые листья, останки насекомых и прочий мусор. Постарайтесь не повредить мягкие пластины теплообменника и не порезать об их острые края пальцы.
  3. Регулярно, в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля (см. График текущего обслуживания), система охлаждения должна опорожняться, промываться и заполняться свежей смесью антифриза с водой. Такого рода обслуживание позволяет предотвратить развитие коррозии внутри охладительного тракта и в значительной мере повышает эффективность функционирования системы.
  4. Не забывайте о мерах предосторожности, которые должны соблюдаться при обслуживании системы охлаждения (см. предупреждение выше).


Опорожнение

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Взведите стояночный тормоз и подоприте колеса противооткатными башмаками. В случае необходимости снимите защиту картера. К непосредственному выполнению процедур обслуживания следует приступать лишь после полного остывания двигателя, т.е. спустя не менее нескольких часов после завершения поездки.
  2. Дождавшись окончательного остывания двигателя, включите зажигание, включите отопитель сальна на максимальную производительность, затем вновь поверните ключ в положение OFF.
  1. Снимите крышку с заливной горловины радиатора.

Если двигатель еще не полностью остыл, оберните крышку ветошью с целью устранения риска ошпаривания!

  1. Для выпуска охлаждающей жидкости из радиатора снимите пробку сливного вентиля в правой нижней части радиаторной сборки. Если пробка «прикипела», либо вообще не предусмотрена, отсоедините от радиатора нижний шланг и слейте жидкость через него.

  1. Снимите сливные пробки блока двигателя.

    A — Сливная пробка блока двигателя
    B — Сливная пробка блока двигателя

A.

B.
  1. С целью обеспечения свободы вытекания жидкости ослабьте пробку выпуска воздушных пробок.

Охлаждающую жидкость следует спускать в сливную емкость соответствующего объема, которую необходимо приготовить заранее. Постарайтесь не допустить попадания антифриза в глаза и на открытые участки кожи.

  1. В случае необходимости, пока жидкость сливается из блока, отсоедините шланг от расширительного бачка и снимите последний. Промойте бачок чистой водой (в случае необходимости с мылом). Очистите уровневые метки на стенках бачка.
  2. Проверьте состояние радиаторных шлангов и шлангов системы отопления, а также хомутов их крепления на штуцерах и патрубках (см. выше), замените вышедшие из строя компоненты.


Промывка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для промывки системы охлаждения подайте в радиатор чистую воду из садового шланга.
  2. Как только из сливных вентилей начнет вытекать чистая, свободная от продуктов коррозии вода, прекратите промывку и прочно затяните пробки сливных вентилей.
  3. В случаях особо сильного загрязнения или нарушения проходимости радиатора снимите последний и произведите его обратнопоточную промывку, заправив садовый шланг в нижний патрубок, — если добиться положительного результата не удается, доставьте радиатор в мастерскую автосервиса для проведения необходимого восстановительного ремонта.
  4. Продукты коррозии и плотные отложения удаляются из тракта системы охлаждения путем химической обработки, — следуйте инструкциям изготовителей приобретенного Вами чистящего средства.

При регулярном выполнении процедур промывки системы и замены охлаждающей жидкости необходимость в проведении химобработки тракта возникать не должна.


Заправка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте исправность состояния и надежность крепления всех шлангов охладительного тракта. Замените дефектные компоненты, подтяните хомуты.
  2. Начинайте медленно заливать свежую смесь антифриза с водой в горловину радиатора. Продолжайте заправку до тех пор, пока уровень жидкости в бачке не поднимется до отметки МАХ на полупрозрачном корпусе последнего.
  3. Установите на место крышку радиатора и затяните пробку выпуска воздушных пробок на верхнем шланге отопительного тракта.
  4. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей температуры, затем, погоняйте его на холостых оборотах порядка 2-3 минут, — по измерителю на приборном щитка проследите, чтобы двигатель не перегревался. Заглушите и дождитесь полного остывания.
  5. Осмотрите компоненты системы охлаждения на наличие признаков развития утечек, затем проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
  6. Переведите рукоятки выбора температуры подаваемого воздуха и выбора скоростного режима вентилятора на максимальную производительность.
  7. Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
  8. В заключение произведите еще одну контрольную проверку уровня жидкости (см. Проверка уровней жидкостей).


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2