3.8. Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка)
|
Не допускайте попадания
антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля.
Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните,
что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание
его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными
последствиями (вплоть до летального исхода).
Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре и без
промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что
сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных.
О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь
с местными властями. Во многих регионах мира обустроены специальные пункты
по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую
охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
|
|
В последнее время были
разработаны нетоксичные сорта антифриза, однако они также требуют осторожности
в обращении.
|
Проверка состояния компонентов
|
- Широкий спектр отказов двигателя связан с нарушением функционирования
системы охлаждения. На моделях, оборудованных АТ, данная система
обеспечивает также охлаждение ATF, поддерживая тем самым наиболее
благоприятные условия для работы трансмиссии.
- Проверка состояния компонентов системы охлаждения должна производиться
после полного остывания силового агрегата (не менее чем через
три часа после остановки двигателя).
- Снимите крышку с расширительного бачка. Находящаяся в системе
охлаждающая жидкость должна быть относительно прозрачной. Если
жидкость окрашена в цвет ржавчины, система должна быть промыта
и заправлена свежей смесью (см. ниже). Если уровень жидкости не
доходит до верха, долейте в расширительный бачок еще немного смеси
требуемого состава (см.
Проверка уровней жидкостей).
- Внимательно осмотрите верхний и нижний радиаторные шланги вместе
со шлангами системы отопления салона, имеющими меньший диаметр
и расположенными между силовым агрегатом и переборкой двигательного
отсека. Проверяйте шланги по всей их длине и в случае выявления
трещин, вздутий и признаков старения материала производите замену
дефектных компонентов. Мелкие трещины обычно проще разглядеть
при сжимании шланга.
|
- Проверяйте шланги на наличие протертых участков.
|
|
- Размягчение резины свидетельствует о начале разрушения ее в
результате старения.
|
|
- Слишком тугое затягивание хомута с целью более надежной фиксации
на штуцере/ патрубке отвердевшего шланга не способствует прекращению
утечки, а лишь приводит к разрушению материала шланга.
|
|
- Проверяйте все шланги на наличие вздутий и следов просачивания
масла на торцах. Трещины и мелкие разломы в резине легче выявляются
при сжимании шланга.
|
|
|
Составители
настоящего Руководства рекомендуют производить замену шлангов
приблизительно раз в два года вне зависимости от их состояния.
|
|
- Проверьте надежность крепления всех шлангов на своих штуцерах/
патрубках. Утечки охлаждающей жидкости обычно проявляются в виде
потеков ржавого или белого цвета на окружающих их источник поверхностях.
Если шланги закреплены на штуцерах/ патрубках хомутами скручиваемого
типа, последние разумно будет заменить более надежными червячными
или винтовыми.
- Продув сжатым воздухом, либо при помощи мягкой кисточки, удалите
из зазоров между пластинами теплообменника радиатора старые листья,
останки насекомых и прочий мусор. Постарайтесь не повредить мягкие
пластины теплообменника и не порезать об их острые края пальцы.
- Регулярно, в соответствии с графиком текущего обслуживания
автомобиля (см.
График текущего обслуживания),
система охлаждения должна опорожняться, промываться и заполняться
свежей смесью антифриза с водой. Такого рода обслуживание позволяет
предотвратить развитие коррозии внутри охладительного тракта и
в значительной мере повышает эффективность функционирования системы.
- Не забывайте о мерах предосторожности, которые должны соблюдаться
при обслуживании системы охлаждения (см. предупреждение выше).
|
|
Опорожнение
|
- Взведите стояночный тормоз и подоприте колеса противооткатными
башмаками. В случае необходимости снимите защиту картера. К непосредственному
выполнению процедур обслуживания следует приступать лишь после
полного остывания двигателя, т.е. спустя не менее нескольких часов
после завершения поездки.
- Дождавшись окончательного остывания двигателя, включите зажигание,
включите отопитель сальна на максимальную производительность,
затем вновь поверните ключ в положение OFF.
|
- Снимите крышку с заливной горловины радиатора.
|
|
|
Если двигатель
еще не полностью остыл, оберните крышку ветошью с целью устранения
риска ошпаривания!
|
|
-
Для выпуска охлаждающей жидкости из радиатора снимите пробку
сливного вентиля в правой нижней части радиаторной сборки. Если
пробка «прикипела», либо вообще не предусмотрена, отсоедините
от радиатора нижний шланг и слейте жидкость через него.
|
|
- Снимите сливные пробки блока двигателя.
|
A.
B.
|
-
С целью обеспечения свободы вытекания жидкости ослабьте пробку
выпуска воздушных пробок.
|
|
|
Охлаждающую
жидкость следует спускать в сливную емкость соответствующего
объема, которую необходимо приготовить заранее. Постарайтесь
не допустить попадания антифриза в глаза и на открытые участки
кожи.
|
|
- В случае необходимости, пока жидкость сливается из блока, отсоедините
шланг от расширительного бачка и снимите последний. Промойте бачок
чистой водой (в случае необходимости с мылом). Очистите уровневые
метки на стенках бачка.
- Проверьте состояние радиаторных шлангов и шлангов системы отопления,
а также хомутов их крепления на штуцерах и патрубках (см. выше),
замените вышедшие из строя компоненты.
|
|
Промывка
|
- Для промывки системы охлаждения подайте в радиатор чистую воду
из садового шланга.
- Как только из сливных вентилей начнет вытекать чистая, свободная
от продуктов коррозии вода, прекратите промывку и прочно затяните
пробки сливных вентилей.
- В случаях особо сильного загрязнения или нарушения проходимости
радиатора снимите последний и произведите его обратнопоточную
промывку, заправив садовый шланг в нижний патрубок, — если добиться
положительного результата не удается, доставьте радиатор в мастерскую
автосервиса для проведения необходимого восстановительного ремонта.
- Продукты коррозии и плотные отложения удаляются из тракта системы
охлаждения путем химической обработки, — следуйте инструкциям
изготовителей приобретенного Вами чистящего средства.
|
|
|
При регулярном выполнении
процедур промывки системы и замены охлаждающей жидкости необходимость
в проведении химобработки тракта возникать не должна.
|
Заправка
|
- Проверьте исправность состояния и надежность крепления всех
шлангов охладительного тракта. Замените дефектные компоненты,
подтяните хомуты.
- Начинайте медленно заливать свежую смесь антифриза с водой
в горловину радиатора. Продолжайте заправку до тех пор, пока уровень
жидкости в бачке не поднимется до отметки МАХ на полупрозрачном
корпусе последнего.
- Установите на место крышку радиатора и затяните пробку выпуска
воздушных пробок на верхнем шланге отопительного тракта.
- Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей
температуры, затем, погоняйте его на холостых оборотах порядка
2-3 минут, — по измерителю на приборном щитка проследите, чтобы
двигатель не перегревался. Заглушите и дождитесь полного остывания.
- Осмотрите компоненты системы охлаждения на наличие признаков
развития утечек, затем проверьте уровень охлаждающей жидкости
в расширительном бачке, в случае необходимости произведите соответствующую
корректировку.
- Переведите рукоятки выбора температуры подаваемого воздуха
и выбора скоростного режима вентилятора на максимальную производительность.
- Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
- В заключение произведите еще одну контрольную проверку уровня
жидкости (см.
Проверка уровней жидкостей).
|
|