18.2. Электрические цепи
Обычная электрическая цепь состоит из элементов электрического оборудования,
выключателей, реле, двигателей, предохранителей, плавких вставок и проводов
и разъемов, которые соединяют все элементы между собой, аккумуляторной батареей
и "массой" автомобиля.
Причину неисправности можно отыскать значительно быстрее, если определить, какие
из элементов этой цепи работают нормально. Если выходят из строя сразу несколько
элементов или цепей, проблема, вероятно, заключается в перегоревшем предохранителе
или плохом заземлении, так как зачастую один предохранитель защищает несколько
цепей.
Проблемы с работой системы электрооборудования обычно вызваны простыми причинами,
такими как окислившиеся или ненадежные контакты, перегоревший предохранитель,
перегоревшая плавкая вставка или неисправное реле. Визуально проверьте состояние
всех предохранителей, проводов и разъемов в неисправной цепи перед началом проверки
других элементов этой цепи.
Основными приборами, необходимыми для обнаружения неисправности в цепи являются:
– тестер или вольтметр (или лампочка на 12 В с соединительными
проводами);
– контрольная лампочка с источником питания (или прибор для
проверки целостности цепей);
– омметр (для измерения сопротивления);
– аккумуляторная батарея;
– щупы с проводами;
– накидной провод, желательно с автоматическим выключателем
или предохранителем, который можно использовать для проверки проводов или элементов
электрического оборудования.
Для обнаружения ненадежного соединения или места короткого замыкания (обычно
из-за плохого или загрязненного соединения, или поврежденной изоляции) провода
можно потрясти рукой для того, чтобы увидеть, не выходит ли цепь из строя при
движении провода. Таким путем можно отыскать точку с ненадежным разъемом или
точку, в которой происходит короткое замыкание.
Помимо проблем, связанных с ненадежным соединением, электрическая цепь может
иметь две других основных неисправности – наличие обрыва в цепи или короткого
замыкания.
Обрыв в цепи может быть вызван разрывом какого-либо провода или отсутствием
соединения в цепи, что помешает течению тока. Обрыв в цепи вызовет отказ какого-либо
элемента электрического оборудования в работе, но не приведет к перегоранию
предохранителя защищающим эту цепь.
Неисправности, связанные с коротким замыканием, вызваны замыканием в цепи, что
приводит к тому, что ток, текущий по цепи, начинает течь по другой цепи, и чаще
всего, уходит на "массу". Короткое замыкание обычно вызвано разрывом
изоляции, что позволяет питающему проводу касаться либо другого провода, либо
заземленного элемента, такого, как кузов. Короткое замыкание приводит к перегоранию
предохранителя защищающего соответствующую цепь.
Перед поиском источника неисправности или при проведении ремонта в системе электрического
оборудования, имейте в виду, что различные типы проводов имеют различный цвет.
Для обнаружения разрыва цепи подсоедините один из щупов контрольной лампочки
к отрицательной клемме аккумулятора или "массе" автомобиля.
Подсоедините второй щуп к соединению в проверяемой цепи, желательно расположенному
как можно ближе к аккумуляторной батарее или предохранителю.
Подайте напряжение на цепь. Не забывайте, что в некоторых цепях напряжение подается
только при повороте ключа в замке зажигания в определенное положение.
Если напряжение присутствует (о чем будет свидетельствовать загоревшаяся контрольная
лампочка или показания вольтметра), это значит, что часть цепи между соединением
и аккумуляторной батареей исправна.
Продолжайте проверку остальной части цепи таким же образом.
Когда будет найдена точка, где напряжение отсутствует, это значит, что источник
неисправности лежит между этой точкой и предыдущей точкой, где напряжение присутствовало.
Большинство проблем вызвано плохим соединением.
Отрицательная клемма аккумуляторной батареи подсоединена к "массе"
автомобиля – металлу двигателя/ коробки передач и кузову автомобиля – и большинство
систем электрического оборудования разработаны так, чтобы к элементу оборудования
подходил только один питающий провод, а ток возвращался через металл кузова
автомобиля. Это значит, что крепление элемента электрооборудования и кузов автомобиля
являются частью электрической цепи. Поэтому, плохое или окислившееся крепление
может явиться причиной большого числа неполадок в системе электрического оборудования,
от полного выхода цепи из строя до ненадежной ее работы. В частности, лампочки
могут гореть тускло (особенно, если включена другая цепь, использующая ту же
точку заземления), двигатели (например, двигатели стеклоочистителей или вентилятор
радиатора) могут работать медленно и включение какой-либо цепи может влиять
на работу другой цепи. Заметьте, что на многих автомобилях используются соединительные
заземляющие полоски между различными агрегатами автомобиля, например, между
двигателем/ коробкой передач и кузовом, т.е. обычно тогда, когда между элементами
нет металлического контакта из-за использования резиновых креплений и т.д.
Для проверки надежности заземления отсоедините аккумуляторную батарею и подсоедините
один из щупов омметра к "массе" автомобиля. Подсоедините второй щуп
к проводу или точке заземления, которую необходимо проверить. Сопротивление,
регистрируемое омметром, должно равняться нулю: в противном случае, проверьте
соединение следующим образом.
Если вы считаете, что соединение не в порядке, разберите соединение и зачистите
до чистого металла контактную поверхность и клемму провода или поверхность заземляемого
элемента. Удалите полностью грязь и следы коррозии, затем, при помощи ножа удалите
слой краски для того, чтобы получить надежное соединение металла с металлом.
При сборке, надежно зафиксируйте соединение; при установке клеммы провода, используйте
зубчатые шайбы между клеммой и кузовом. После подсоединения, для предотвращения
образования коррозии нанесите на соединение слой вазелина или силиконовой смазки.