11.1. Общая информация и меры безопасности
Общая информация
Передние и задние колёса всех рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оснащены дисковыми тормозными механизмами. Штатно устанавливается система антиблокировки тормозов (ABS). В качестве дополнительного оборудования может устанавливаться система стабилизации устойчивости (ESP).
Тормозная система разделена по диагональной схеме на два независимых гидравлических контура и состоит из главного тормозного цилиндра (ГТЦ), вакуумного усилителя и дисковых тормозных механизмов всех колёс. При отказе любого из контуров (например, в результате нарушения герметизации) второй продолжает функционировать в нормальном режиме, обеспечивая адекватное торможение транспортного средства. Роль клапана-регулятора давления, обеспечивающего динамическую корректировку усилия торможения задних колёс в соответствии с изменением нагрузки на заднюю ось автомобиля, выполняет блок управления ABS. Давление жидкости в обоих контурах создаётся имеющим тандемную конструкцию главным тормозным цилиндром (ГТЦ). Активация ГТЦ происходит при выжимании педали рабочего тормоза.
Краткое описание принципов функционирования системы ABS приведено в Разделе Тормозная система.
Резервуар с тормозной жидкостью закреплён на ГТЦ. Усилитель тормозов аккумулирует часть вакуума, создаваемого во впускном трубопроводе двигателя. Чтобы обеспечить достаточное разрежение для работы вакуумного усилителя моделей 2.0 и 2.3 л с АТ с 1999 г. вып. на них устанавливается дополнительный вакуумный насос, приводимый от выпускного распределительного вала. На моделях до 1999 г. вып. устанавливался электрический вакуумный насос, включающийся при падении разрежения ниже 0.35 атм и выключающийся при разрежении выше 0.4 атм. Давление отслеживается датчиком, расположенным во впускном трубопроводе. Для поддержания разрежения на необходимом уровне, т.е. изоляции вакуумного насоса от впускного трубопровода, используется обратный клапан, расположенный в вакуумной линии. Модели с 2001 г. вып. для увеличения разрежения во впускном трубопроводе комплектуются эжектором, встроенным в воздуховод турбокомпрессора. Эжектор управляется посредством увеличения скорости потока воздуха, проходящего через трубку Вентури, увеличивая разрежение в вакуумном усилителе тормозов.
Стояночный тормоз с ручным рычажным приводом воздействует через тросы на специальные башмачные сборки, входящие в состав дисковых тормозных механизмов задних колёс.
Меры безопасности
Тормозная жидкость относится к числу высокотоксичных и химически агрессивных соединений и при контакте с кузовными панелями разрушает лакокрасочное покрытие.
Пыль, вырабатываемая в процессе изнашивания тормозных колодок, может содержать вредный для здоровья человека асбест, - ни в коем случае не вдыхайте её при очистке тормозных механизмов!
Работа с тормозной системой требует особой чистоты и точного соблюдения инструкций. При отсутствии необходимого опыта целесообразно обратиться на СТО.
При движении по мокрым дорогам следует периодически нажимать на педаль тормоза для удаления влаги с тормозных дисков; В процессе вращения колеса влага под действием центробежной силы сбрасывается с тормозных дисков, но остаётся плёнка силикона, продукты истирания резины, смазка и прочие загрязнения, снижающие эффективность торможения! |
Повреждённые коррозией дисковые тормозные механизмы при торможении создают эффект тряски, не исчезающий со временем. В таком случае следует заменить диски.
Пригорание грязи к поверхности тормозных колодок приводят к образованию борозд на поверхности тормозных дисков, что приводит к снижению эффективности торможения.