| 1. Воздействие высоких температур 
в двигательном отсеке приводит к постепенному выходу из строя резиновых и пластиковых 
шлангов, используемых в различных системах. Следует регулярно производить проверку 
шлангов на наличие трещин, ослабление крепления хомутов, отвердевания материалов 
и признаков утечек. | 
  | 2. 
Информация, относящаяся к шлангам системы охлаждения, приведена в подразделе Проверка 
функционирования системы охлаждения, а к шлангам тормозной системы – в 
подразделе Проверка тормозной системы. | 
 
 | 3. Большинство шлангов (но 
не все) крепятся с помощью хомутов. Там, где используются хомуты, проверьте надежность 
их крепления, обеспечивающую отсутствие утечек. Если хомуты не используются, удостоверьтесь, 
что шланг в месте соединения со штуцером не раздулся и/или не затвердел, допуская 
утечки. | 
  | 4. Если 
имеются признаки, что имеется утечка какой–либо жидкости, но вы не можете распознать 
тип жидкости или точное происхождение, то следует оставить автомобиль на долгое 
время и положить большой кусок бумаги или тряпки под автомобиль. Это поможет найти 
место протекания жидкости, а также поможет идентифицировать жидкость по цвету. 
Но имейте в виду, что некоторые утечки могут проявляться только при работающем 
двигателе. | 
  | Вакуумные 
шланги | 
  | 5. Обычно вакуумные 
шланги, особенно применяемые в системах снижения токсичности отработавших газов, 
имеют цветовую маркировку или вставки из цветных полос. 
 Различные системы 
требуют использования шлангов с различной толщиной стенок, термостойкостью и различным 
сопротивлением схлопыванию. При замене шлангов следите за тем, чтобы материал 
нового шланга соответствовал материалу старого.
 | 
  | 6. 
Часто единственным достоверным способом проверки состояния шланга является полное 
снятие его с автомобиля. При снятии более одного шланга позаботьтесь о четкой 
маркировке шлангов и штуцеров, чтобы обеспечить правильную сборку. | 
  
| 7. При проверке вакуумных шлангов не забудьте 
также проверить Т–образные пластиковые соединения. Осмотрите их на наличие трещин, 
которые могут вызвать утечки. | 
  | ВНИМАНИЕ
  Пользуясь 
подобным стетоскопом, будьте осторожны, не допускайте контакта с движущимися компонентами 
в двигательном отсеке, такими как приводной ремень, вентилятор охлаждения и т.п.)
 
 | 
  | 8. Утечка в вакуумном шланге 
означает, что воздух засасывается в шланг (а не выходит из шланга), и это делает 
утечку очень трудной для обнаружения. Для выявления утечек вакуума можно воспользоваться 
небольшим куском вакуумного шланга в качестве стетоскопа. Когда конец шланга будет 
находиться непосредственно над местом утечки, шипящий звук будет отчетливо слышен 
через шланг. Прослушайте все вакуумные шланги и соединения на наличие характерного 
шипения, свидетельствующего об утечке. Необходимо избегать контакта с горячими 
и движущимися деталями, так как двигатель при проверке должен работать.
 | 
 
 | Топливные шланги | 
  | ВНИМАНИЕ
  При осмотре или обслуживании компонентов топливной системы следует соблюдать определенные 
меры предосторожности. Все работы производите в хорошо проветриваемом помещении, 
не допускайте приближения открытого огня (например, зажженных сигарет) или незащищенных 
абажуром лампочек к месту проведения работ. Пролитое топливо немедленно собирайте 
ветошью, которую складывайте затем в место, где невозможно ее самовоспламенение. 
При попадании топлива на кожу немедленно смывайте его обильным количеством воды 
с мылом. При проведении работ с топливной системой следует пользоваться защитными 
очками и всегда иметь под рукой огнетушитель.
 
 | 
 
 | 9. Топливные шланги обычно находятся 
под давлением, поэтому при их отсоединении будьте готовы к тому, что топливо будет 
разбрызгиваться и его необходимо собирать. | 
  | ВНИМАНИЕ
  На автомобилях, оборудованных системой впрыска топлива, прежде чем обслуживать 
топливные шланги, необходимо сбросить давление в системе.
 
 | 
  | 10. Проверьте все резиновые 
топливные шланги на наличие признаков износа и потертостей. Обращайте особое внимание 
на участки изгиба и перед штуцерами, например место соединения шланга с топливным 
насосом или фильтром, там могут образовываться трещины. | 
  | 11. 
Используйте только высококачественные топливные шланги. Никогда, ни при каких 
обстоятельствах не пользуйтесь в качестве топливных неармированными вакуумными 
шлангами, прозрачными пластиковыми трубками или водяными шлангами. | 
  
| 12. Для крепления топливных шлангов обычно 
используются хомуты ленточного типа. Эти хомуты со временем ослабляют натяжение 
и могут “выскочить” при снятии. При замене шлангов замените такие хомуты на хомуты 
винтового типа. | 
  | 13. Утечки 
топлива точно определить трудно, пока утечка не станет существенной и, следовательно, 
легко видимой. Топливо имеет тенденцию быстро испаряться, как только оно входит 
в контакт с воздухом, особенно в горячем двигательном отсеке. Маленькие капли 
могут исчезать прежде, чем вы сможете определить место утечки. Если вы подозреваете, 
что имеет место утечка топлива в области двигательного отсека, тогда охладите 
двигатель и запустите его, пока он холодный, при открытом капоте. Металлические 
предметы сжимаются при охлаждении, и резиновые шланги имеют тенденцию ослабляться, 
так что любые утечки будут более очевидны, пока двигатель нагревается при запуске 
из холодного состояния. | 
  | Металлические 
линии | 
  | 14. Между топливным 
насосом и системой впрыска топлива часто вставляются секции металлических трубок. 
Тщательно проверяйте эти трубки на наличие вмятин, скручиваний или трещин. | 
 
 | 15. Если секцию металлической линии необходимо 
заменить, используйте только бесшовные стальные трубки, т.к. медные и алюминиевые 
трубки недостаточно крепки, чтобы противостоять вибрациям, вызванным работой двигателя. | 
 
 | 16. Проверяйте металлические тормозные 
линии в местах их соединения с главным цилиндром и с регулятором давления или 
ABS (если он имеется) на наличие трещин или ослабленных штуцерных соединений. 
Любые признаки утечки тормозной жидкости требуют немедленного тщательного осмотра 
всей тормозной системы. | 
  | Шланги 
системы гидроусиления руля | 
  | 17. 
Проверьте шланги системы гидроусиления руля на наличие признаков утечки жидкости, 
ослабленных штуцерных соединений и изношенных хомутов. Протекающие шланги и изношенные 
хомуты следует заменить. | 
  | Шланги 
системы охлаждения | 
  | 18. 
Утечки в системе охлаждения обычно обнаруживаются по белому или цвета ржавчины 
налету в области, примыкающей к утечке. | 
  | 19. 
Тщательно проверьте радиатор и шланги охлаждающей жидкости по всей длине. Замените 
шланги с трещинами, разрывами и признаками старения. Трещины легче обнаружить, 
если пережать шланг. Обратите особое внимание на хомуты, которые прикрепляют шланги 
к элементам системы охлаждения. Хомуты крепления шланга, которые были сильно затянуты, 
могут вызвать разрыв или прокол шланга, результатом чего будут утечки в системе 
охлаждения. Осмотрите все шланги и поверхности подсоединения шлангов на предмет 
утечек. Если обнаружены какие–либо проблемы подобного характера с утечками, то 
замените этот компонент или прокладку. |