9.1.1. Важнейшие узлы

Электронный блок управления

Блок управления в электронной коробке через многоштырьковый разъем получает информацию:

На основе информации о числе оборотов и давлении во впускном коллекторе блок управления рассчитывает продолжительность открытия инжекторов, приводящихся в действие электромагнитным путем, и, соответственно, количество впрыскиваемого топлива. Для этого в распоряжение блока управления предоставляются характеристики двигателя, представляющие собой собрание данных обо всех мыслимых ситуациях двигателя, о необходимом для каждой ситуации количестве топлива и соответствующем моменте зажигания. Блок управления может еще варьировать характеристики после поступления так называемых корректирующих сигналов (например, температура всасываемого воздуха и охлаждающей жидкости).

Блок управления дроссельной заслонкой

Блок управления (2) системы зажигания/впрыска находится в электронной коробке слева сзади в двигательном отсеке (в так называемом увлажняющем резервуаре). В кронштейне (1) рядом с блоком управления находится место датчика высоты для турбодвигателя.


Блок управления дроссельной заслонкой в турбодвигателе с рабочим объемом 1,8 л: 1 – рычаг дроссельной заслонки; 2 – узел подключения электропитания блока управления (3) дроссельной заслонкой; 4 – дроссельная заслонка.


Блок управления дроссельной заслонкой в двигателе с рабочим объемом 1,6 л в принципе идентичен блоку двигателя с рабочим объемом 1,8 л, хотя монтажное положение у него другое. Цифрами обозначены: 1 – узел подключения к электропитанию; 2 – рычаг дроссельной заслонки.

В так называемом блоке управления дроссельной заслонкой объединены три отдельных узла, известные по другим системам впрыска как функциональные блоки.

Дроссельная заслонка. Она связана тросом с педалью в салоне и дозирует поток свежего воздуха в двигатель. Чем больше нажимается педаль газа, тем сильнее открывается дроссельная заслонка, при полном газе она открыта полностью.

Потенциометр дроссельной заслонки. Потенциометр дроссельной заслонки определяет положение дроссельной заслонки на данной момент в диапазоне от холостого хода (дроссельная заслонка закрыта) до полного газа (дроссельная заслонка открыта полностью). На основе его информации активизируется клапан стабилизации холостого хода, также интегрированный в патрубке дроссельной заслонки, происходит отключение тяги или обогащение смеси при полной нагрузке.

Клапан стабилизации холостого хода. Он впускает дозированное дополнительное количество воздуха в каналы всасывания за дроссельной заслонкой на стадии прогревания двигателя, при полном повороте сервоуправления, при работающей климатической установке или установленной ступени автоматической передачи. Повышенный поток воздуха в направлении всасывающего трубопровода распознается измерителем потока свежего воздуха и как следствие вызывает повышенную подачу топлива. Таким образом, происходит снижение повышенного трения в непрогретом двигателе или при повышенной нагрузке на двигатель за счет сервонасоса, компрессора климатической установки или автоматической передачи, которые отнимают мощность у двигателя.

Регулятор давления

Регулятор давления (1) топлива соединен с патрубком дроссельной заслонки посредством вакуумного шланга (2). Он регулирует давление в системе путем повышения или понижения рециркуляции топлива.

Он находится в распределителе топлива и регулирует его давление на инжекторы. Для этого ему передается информация об уровне пониженного давления во впускном коллекторе. На холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке и очень низком давлении он держит более низкое давление. С падением давления при повышенной нагрузке на двигатель регулятор давления повышает давление топлива. Топливный насос создает намного более высокое эксплуатационное давление, но посредством регулятора давления возврат бензина в топливный бак соответственно увеличивается или уменьшается.

Клапаны впрыска

Клапаны впрыска (4–7) располагаются по ходу движения по левой стороне головки блока цилиндров во впускном коллекторе. Далее цифрами обозначены: 1 – регулятор давления топлива; 2 – подающий бензопровод; 3 – распределительная трубка топлива.


На этой модели в разрезе видно, что каждый клапан впрыска (3) производит впрыск во всасывающую трубу (4). Топливо поступает к нему из распределительной трубки (1), сигналы для впрыска идут через кабельное подключение (2) к блоку управления.

При каждом обороте коленвала они впрыскивают бензин в канал всасывания перед впускным клапаном соответствующего цилиндра – продолжительность определяется блоком управления.

Датчик температуры всасываемого воздуха

При турбодвигателе мощностью 110 кВт он находится в воздухозаборном шланге и может точно измерить температуру воздуха, подаваемого турбокомпрессором. Информация о температуре поступает в блок управления в виде величины сопротивления. Она используется для оптимальной дозировки топлива. Горячий турбокомпрессор в зависимости от рабочего состояния сильно нагревает всасываемый воздух.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Температура охлаждающей жидкости используется при управлении несколькими функциями впрыска: при обогащении топливно-воздушной смеси во время запуска холодного двигателя, послестартового обогащения (по всему диапазону температур), при обогащении во время ускорений и отключении тяги. Информация о температуре охлаждающей жидкости передается в блок управления также в виде величины сопротивления. Он рассчитывает правильное время впрыска, которое в прогретом двигателе составляет от 2 до 8 мс. Эта величина может возрастать почти на 70%, когда температура понижается до арктического уровня –25 °С.

Измеритель потока свежего воздуха

В потоке всасываемого воздуха находится электропроводящая пластина, которая подогревается электроспособом. В зависимости от количества всасываемого воздуха меняется его поток, который сильнее или слабее охлаждает пластину. Изменение температуры вызывает изменение электрического сопротивления проводника. Эта измеренная величина используется блоком управления.

Сзади справа в двигательном отсеке безнаддувного двигателя с рабочим объемом 1,6 и 1,8 л находится измеритель потока свежего воздуха (1), прифланцованный к корпусу воздушного фильтра. Цифрой «2» показан разъем подсоединения. В турбодвигателе с рабочим объемом 1,8 л измеритель потока свежего воздуха располагается внутри в корпусе воздушного фильтра.


 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2