|
|
|
138. Установите стопорные кольца подшипников, запрессуйте
заглушки, нанеся на них тонкий слой герметика, и передние подшипники
уравновешивающих валов в посадочные гнезда блока цилиндров. Запрессуйте
подшипники с помощью оправки (Dнар.=50 мм,
dвн.=30 мм, L=100 мм), прилагая усилие к наружным
кольцам. Подшипники запрессовывайте с внутренней стороны блока цилиндров.
|
139. Установите уравновешивающие валы.
|
140. Установите задние подшипники уравновешивающих валов
и запрессуйте их с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие
к наружному кольцу подшипника.
|
|
|
|
141. Установите стопорные кольца задних подшипников уравновешивающих
валов с помощью специальных щипцов.
|
142. Смажьте тонким слоем моторного масла вкладыши коренных
подшипников коленчатого вала и установите их в постели блока цилиндров
(фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки постелей).
Вкладыш средней шейки не имеет продольной канавки.
|
143. Установите коленчатый вал двигателя в постели блока
цилиндров, предварительно смазав шейки вала (коренные и шатунные)
тонким слоем моторного масла. Установите упорные полукольца на среднюю
шейку коленчатого вала, предварительно смазав их тонким слоем моторного
масла (проточками в сторону шеек вала, кольцо с алюминиевым покрытием
белого цвета устанавливайте с передней стороны постели коленчатого
вала, а металлокерамическое – с другой стороны постели). Поверните
полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцом постели.
|
|
|
|
144. Протрите крышки коренных подшипников чистой тряпкой.
|
145. Смажьте вкладыши тонким слоем моторного масла и установите
их в крышки коренных подшипников (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте
в проточки крышек).
|
146. Установите крышки коренных подшипников согласно меткам
на них (одна метка – первая крышка со стороны переднего конца коленчатого
вала, две метки – вторая, три – третья). Метки на крышках должны
быть расположены со стороны генератора.
|
|
|
|
147. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников
моментом 68,31–84,38 Н/м (6,97–8,61 кгс/м). В первую очередь нужно
затягивать болты средней крышки.
|
148. Проверьте, проворачивается ли коленчатый вал. Он должен
вращаться легко, без заеданий.
|
149. Установите упорные пластины задних подшипников уравновешивающих
валов и затяните болты их крепления (по два болта на каждой пластине).
|
|
|
|
150. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шестерне
привода уравновешивающих валов совпала с приливом на блоке цилиндров.
Установите шпонки в пазы задних концов уравновешивающих валов и
шестерни уравновешивающих валов. Широкая метка на шестерне уравновешивающего
вала должна совпадать с двойной меткой на шестерне коленчатого вала,
а узкая метка шестерни другого уравновешивающего вала – с одинарной
меткой шестерни коленчатого вала.
|
151. Затяните болты крепления шестерен моментом 45,82–56,60
Н/м (4,68–5,78 кгс/м). Для этого зафиксируйте коленчатый вал от
проворачивания, вставив металлический стержень в балансировочное
отверстие.
|
152. Обезжирьте привалочную поверхность держателя заднего
сальника коленчатого вала и...
|
|
|
|
153. Запрессуйте сальник в держатель (используя деревянный
брусок).
|
154. Обезжирьте поверхность блока цилиндров бензином, соблюдая
меры пожарной безопасности.
|
155. ...нанесите тонкий слой герметика на эту поверхность.
|
|
|
|
156. Смажьте рабочую кромку заднего сальника коленчатого
вала тонким слоем моторного масла.
|
157. Установите держатель заднего сальника коленчатого вала
на двигатель. Заправьте рабочую кромку сальника деревянной палочкой.
|
158. Затяните пять болтов и две гайки крепления держателя
заднего сальника коленчатого вала.
|
|
|
|
159. Установите маховик на коленчатый вал штифтами под сцепление
наружу, совместив отмеченное отверстие со втулкой на фланце коленчатого
вала.
|
160. Установите пластину болтов маховика, нанесите тонкий
слой герметика на болты крепления маховика и...
|
161. ...удерживая маховик от проворачивания, затяните болты
его крепления моментом 70,81–87,47 Н/м (7,22–8,92 кгс/м). Болты
затягивайте крест–накрест.
|
|
|
|
162. Для удобства установки масляного насоса смажьте прокладку
насоса тонким слоем консистентной смазки (Литол-24) и установите
ее на поверхность блока цилиндров.
|
163. . Залейте в корпус масляного насоса 10–20 г моторного
масла и...
|
164. ...проверните шестерни масляного насоса на несколько
оборотов, чтобы смазать их. Шестерни должны вращаться легко, без
заеданий.
|
|
|
|
165. Установите масляный насос в сборе на привалочную поверхность
блока цилиндров (см. подраздел 10.8.2.),
заправьте рабочую кромку переднего сальника деревянной палочкой
и...
|
166. Заверните шесть болтов крепления масляного насоса к
блоку цилиндров.
|
167. Установите шпонку в канавку переднего конца коленчатого
вала.
|
|
|
|
168. Установите шкив коленчатого вала и...
|
169. ...напрессуйте его на вал с помощью оправки из мягкого
металла.
|
170. Протрите зеркала цилиндров чистой тряпкой. Подберите
поршни к цилиндрам по диаметру (маркировка группы нанесена на фланце
крепления масляного картера блока цилиндров на днище поршня) и массе.
|
|
|
|
171. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления
для установки поршневого пальца с дистанционным кольцом 5.
Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом
4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный
диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.
|
172. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в
течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень
так, чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление
с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки
пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна
в направлении запрессовки. Обратите внимание, что...
|
173. ...поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка
на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера
детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие
для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону
этого отверстия.
|
|
|
|
174. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через
отверстие в бобышках поршня.
|
175. Протрите поршни и шатуны чистой тряпкой. Установите
кольца на поршни (см. операции 100–103).
|
176. Установите вкладыши шатунных подшипников в шатун и
смажьте их моторным маслом.
|
|
|
|
177. Проверьте легкость перемещения колец в канавках поршня,
вращая кольца. Замки колец расположите под углом 120°.
|
178. С помощью специальной оправки сожмите поршневые кольца
и...
|
179. ...аккуратно ударяя ручкой молотка по днищу поршня,
установите поршни в сборе с шатунами в цилиндр так, чтобы стрелка
на днище поршня была направлена к приводу распределительного вала.
При этом оправка должна быть плотно прижата к блоку цилиндров, иначе
можно поломать поршневые кольца.
|
|
|
|
180. Установите крышки шатуна с вкладышами на шатунные болты
(при этом номер цилиндра на шатуне и его крышке должен располагаться
с одной стороны) и...
|
181. ...осадите их с помощью ручки молотка.
|
182. Затяните гайки крышек шатунных подшипников моментом
43,32–53,51 Н/м (4,42– 5,46 кгс/м).
|
|
|
|
183. Удалите выступающие части прокладки масляного насоса
и излишки герметика с привалочной поверхности блока цилиндров под
масляный картер.
|
184. Установите маслоприемник с уплотнительным кольцом (показано
стрелкой) и затяните три болта его крепления.
|
185. Для удобства установки картера смажьте тонким слоем
консистентной смазки прокладку масляного картера и установите ее
на поверхность блока цилиндров.
|
|
|
|
186. Установите масляный картер и затяните одиннадцать болтов
его крепления.
|
187. Установите головку блока цилиндров (см.
подраздел 10.4.1.). Далее сборку двигателя проводите в порядке,
обратном разборке. Установите двигатель на подрамник (см.
операции 1–40). Отрегулируйте натяжение ремней привода распределительного
вала и генератора.
|