Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления (см. соответствующие разделы).
Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.
|
Снимаем манжету механизма выбора передач.
|
Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.
|
Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач…
|
|
…и вынимаем механизм выбора передач.
|
|
Соединение уплотнено прокладкой.
|
|
Маркером помечаем взаимное расположение шайб и направляющей пластины механизма.
|
|
Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления блокировочной пластины заднего хода, удерживая болты ключом той же размерности,…
|
|
…и снимаем блокировочную пластину.
|
Отвернув еще одну гайку,...
|
…снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины.
|
Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами,…
|
…снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага.
|
|
Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины.
|
|
Снимаем корпус рычага переключения передач.
|
|
Вынимаем из проточек корпуса резиновые уплотнительные кольца болтов.
|
|
Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры.
|
|
Снимаем фланец с защитным чехлом…
|
|
…и верхнюю прокладку корпуса.
|
|
Щипцами снимаем стопорное кольцо.
|
|
Снимаем шайбу и пружину.
|
|
Снимаем сферическую шайбу…
|
|
…и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры.
|
Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.
|
Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.
|
|
Снимаем крышку…
|
|
…и уплотнительную прокладку.
|
|
Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).
|
|
Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.
|
|
Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.
|
|
Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.
|
|
Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода.
|
|
Снимаем прокладку крышки.
|
Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода…
|
…поддеваем ролики подшипника отверткой...
|
... и вынимаем ролики из сепаратора.
|
Извлекаем сепаратор.
|
|
Поддев крючком наружное кольцо подшипника,…
|
|
…вынимаем его из гнезда задней крышки.
|
|
Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.
|
|
Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.
|
|
Снимаем внутреннее кольцо подшипника.
|
|
Снимаем распорную втулку…
|
|
…и маслоотражательную шайбу.
|
Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач. Для этого…
|
…ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.
|
|
Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.
|
|
Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.
|
|
Вынимаем болт…
|
|
…и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.
|
Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.
|
Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен…
|
|
…и снимаем внутреннее кольцо.
|
|
Снимаем втулку шестерни V передачи,…
|
|
…саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора,...
|
|
…ступицу…
|
|
…и муфту синхронизатора.
|
Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу,…
|
…снимаем промежуточную шестерню задней передачи.
|
|
Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.
|
|
Снимаем крышку и прокладку.
|
|
Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).
|
|
Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.
|
|
Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой.
|
|
Снимаем вилку со штока.
|
|
Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.
|
|
Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.
|
|
Из паза вала вынимаем шпонку.
|
|
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач.
|
|
Вынимаем шток.
|
В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь,…
|
…вынимаем его.
|
|
Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).
|
|
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач.
|
|
Вынимаем шток.
|
|
Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.
|
|
Винты стопорятся специальными шайбами.
|
|
Снимаем стопорную пластину.
|
|
Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».
|
|
Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.
|
Отвернув гайки крепления картера сцепления (см. Замена сальника первичного вала),...
|
…разделяем картеры сцепления и коробки передач.
|
|
Снимаем прокладку.
|
|
Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).
|
Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.
|
Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.
|
|
Снимаем зажимную шайбу подшипника.
|
|
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала…
|
|
…и снимаем подшипник.
|
При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.
|
Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника…
|
|
…и снимаем его.
|
|
Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.
|
|
Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.
|
|
Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.
|
|
Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.
|
|
Сдвинув промежуточный вал назад,…
|
|
…вынимаем его из картера коробки передач.
|
|
Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,…
|
|
…вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.
|
|
Щипцами разжимаем стопорное кольцо…
|
|
…и снимаем его.
|
|
Снимаем пружинную шайбу.
|
Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков.
|
Молотком с пластмассовым бойком наносим удары в торец первичного вала…
|
|
…и спрессовываем подшипник.
|
|
Щипцами разжимаем установочное кольцо…
|
|
…и снимаем его.
|
|
Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо…
|
|
…и снимаем его.
|
|
Снимаем блокирующее кольцо…
|
|
…и пружину синхронизатора.
|
Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.
|
С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.
|
|
Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.
|
|
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала…
|
|
…и снимаем его.
|
|
Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.
|
|
Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом.
|
|
Вынимаем втулку из шестерни.
|
|
Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач.
|
|
Снимаем ступицу синхронизатора.
|
|
Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.
|
|
С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.
|
Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла,…
|
…щипцами снимаем стопорное кольцо.
|
|
Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вала).
|
|
Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач...
|
|
…и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.
|
Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника…
|
…отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками…
|
|
…и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).
|
|
Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.
|
При сборке первичного вала…
|
…подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо.
|
После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.
Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода…
|
…запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.
|
Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.
Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.
Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.
Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.
При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.
|