2.8. Диагностика неисправностей генератора
| Причина неисправности | Метод устранения | 
| 
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи загорается при работающем двигателе 
 | |
| Плохо натянут или оборван ремень насоса охлаждающей жидкости | Подтяните или замените ремень | 
| Поврежден регулятор напряжения. Для проверки используйте два источника постоянного тока напряжением 12 и 15 В (см. Электрооборудование) или замените регулятор заведомо исправным | Замените неисправный регулятор | 
| Неисправна цепь «комбинация приборов – вывод «61» генератора» | Проверьте провод «КБ» от комбинации приборов до вывода «61» генератора. Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы | 
| Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца ротора, нет контакта между выводами щеток и регулятором напряжения (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Обмотка возбуждения ротора не повреждена – сопротивление между контактными кольцами около 4 Ом (замеряется после отсоединения регулятора) | Зачистите контактные кольца стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения. Устраните зависание щеток, при их износе замените регулятор напряжения | 
| Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Сопротивление между контактными кольцами менее 3 Ом или бесконечность (замеряется после отсоединения регулятора) | Замените ротор генератора или генератор в сборе | 
| Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу» (при замыкании генератор воет) | Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе | 
| Повреждение основных вентилей выпрямительного блока | Замените выпрямительный блок | 
| Повреждение дополнительных вентилей выпрямительного блока (питающих обмотку возбуждения), при этом генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи. Вентили проверяются омметром после разборки генератора | Замените выпрямительный блок | 
| 
Контрольная лампа разряда  
      аккумуляторной батареи не загорается,  
      но аккумуляторная батарея заряжается плохо 
    (с трудом прокручивает двигатель при пуске). Напряжение в бортовой сети ниже 13,6 В
 | |
| Плохо натянут ремень насоса охлаждающей жидкости | Подтяните или замените ремень | 
| Включено слишком много мощных потребителей электроэнергии, особенно при низких оборотах двигателя. Короткое замыкание в потребителях (обычно это обмотки электродвигателей) | Ограничьте использование мощных потребителей на холостом ходу, не подключайте дополнительные потребители сверх допустимой мощности генератора, проверьте обмотки электродвигателей на отсутствие короткого замыкания | 
| Ослабло крепление или окислены наконечники проводов на выводе «плюс» генератора или аккумуляторной батареи | Зачистите клеммы и наконечники, подтяните соединения | 
| 
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи мигает при работе двигателя. Аккумуляторная батарея перезаряжается (быстро понижается уровень электролита). Напряжение в бортовой сети автомобиля выше 14,7 В (часто перегорают лампы) 
 | |
| Неисправен регулятор напряжения | Замените регулятор | 
| Плохой контакт между «массой» автомобиля и «массой» регулятора напряжения | Зачистите окисленные поверхности, подтяните крепления | 
| 
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи не загорается при включении зажигания
 | |
| Перегорела лампа | Замените лампу | 
| Перегорел предохранитель № 2 | Замените предохранитель, устраните причину его перегорания (проверьте защищаемые цепи омметром) | 
| Обрыв в цепи питания комбинации приборов | Проверьте работу выключателя зажигания, реле зажигания, провод «Г» от выключателя зажигания до реле зажигания, провод «ГЧ» от реле зажигания до блока предохранителей, провод «О» от блока предохранителей до комбинации приборов и провод «Ч», соединяющий последнюю с «массой». Зачистите контактные поверхности, обожмите клеммы. Замените неисправное реле, выключатель зажигания (или его контактную часть) | 
| 
Шум генератора
 | |
| Повреждены подшипники генератора (визг, вой), износ посадочного места в крышке генератора. (Шум остается при отключении проводов от генератора, но исчезает, если снять ремень) | Замените подшипники или генератор в сборе | 
| Ротор задевает за статор | Проверьте биение вала ротора, износ подшипников и посадочных мест. Замените дефектные детали или генератор в сборе | 
| Ослабло крепление шкива генератора | Подтяните гайку крепления | 
| Короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу» (генератор воет). Шум исчезает, если отключить провода от генератора | Замените статор или генератор в сборе | 
| Короткое замыкание в одном из основных вентилей. Шум исчезает, если отключить провода от генератора | Замените выпрямительный блок | 
| Скрип щеток | Слегка зачистите контактные кольца стеклянной шкуркой, протрите тряпочкой, смоченной в бензине, проверьте отсутствие биения. |