7.5. Система зажигания - общая информация и меры предосторожности
Система зажигания служит для воспламенения в нужный момент времени подаваемой в камеры сгорания двигателя воздушно-топливной смеси. Данная задача выполняется за счет генерации высоковольтной электрической дуги между электродами ввернутых в каждый из цилиндров свечей зажигания.Модели 1993 и 1994 г.г. вып.
На моделях 1993 и 1994 г.г. вып. установлен двигатель SOHC, оборудованный электронной системой зажигания, состоящей из распределителя, помещенного в него датчика положения распределительного вала, силового транзистора, катушки зажигания, резистивно-емкостной сборки и соединительной электропроводки ВВ и НВ контуров.
Датчик положения распределительного вала выдает опорные сигналы на бортовой процессор, осуществляющий общее управление функционированием системы зажигания. По поступающей от датчика информации РСМ определяет такие критические параметры двигателя, как частота его вращения и положение поршней в цилиндрах и высчитывает требуемые момент и продолжительность срабатывания каждого из инжекторов впрыска топлива. Датчик положения распределительного вала состоит из роторной пластины и комплекта свето и фотодиодов. Датчик вырабатывает сигнал синусоидальной формы. На основании анализа характеристик данного сигнала РСМ вырабатывает команды управления функционированием системы зажигания. Силовой транзистор служит для усиления вырабатываемого процессором сигнала зажигания и мгновенного заземления первичного контура катушки зажигания, вторичная обмотка которой в этот момент вырабатывает ВВ сигнал, посылаемый по специальным проводам большого сечения через распределитель на свечи зажигания.
РСМ принимает множество сигналов от различных датчиков и на основе анализа поступающей информации, через силовой транзистор и катушку зажигания осуществляет управление такими параметрами, как распределение и угол опережения зажигания (подробнее см. в Главе Системы управления двигателем).
РСМ на основании сигналов, поступающих от датчика детонации, осуществляет также контроль за эффективностью воспламенения воздушно-топливной смеси, корректируя по мере необходимости угол опережения зажигания. Использование датчика детонации позволяет системе поддерживать угол опережения зажигания на максимальном уровне, обеспечивая тем самым оптимальные условия для функционирования силового агрегата и позволяя добиться наибольшей эффективности отдачи от двигателя при минимальном расходе топлива.
В ВВ свечных проводах используется угольный проводник, заключенный в резиновую изоляционную рубашку и наружную силиконовую защитную трубку. Провода такой конструкции способны выдерживать высокие температуры, обеспечивая при этом надежную изоляцию проводника, по которому пропускается ВВ ток. Силиконовые наконечники обеспечивают герметичность посадки клемм ВВ проводов на хвостовиках свечей зажигания. Перед отсоединением провода от свечи следует на пол-оборота провернуть наконечник (подробнее см. в Главе Настройки и текущее обслуживание).
Модели с 1995 г. вып.
Начиная с 1995 г. на автомобили Nissan Maxima начали устанавливать систему прямого зажигания, работающую без распределителя. В состав системы входят шесть индивидуальных катушек, подсоединенных непосредственно к соответствующим свечам зажигания. РСМ определяет порядок зажигания на основании сигналов, поступающих от датчиков положения распределительного и коленчатого валов. Кроме того, модуль управления постоянно принимает сигналы от ряда других информационных датчиков, непрерывно отслеживающих рабочие параметры двигателя, и на основании анализа поступающих данных, вырабатывает оптимальные установки угла опережения зажигания.
В состав системы также входит датчик детонации, что позволяет РСМ поддерживать оптимальное значение угла опережения зажигания.