8.2.2. Обслуживание генератора
|
Для выполнения описываемых ниже процедур потребуются вольтметр и амперметр с диапазоном измерения 80-0-80 А. |
|
- Следите за полярностью подсоединения батареи (см. таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Не закорачивайте и не заземляйте общие с зарядным контуром клеммы.
- Перед подсоединением зарядного устройства отсоединяйте батарею.
- При использовании вспомогательной батареи подсоединяйте ее параллельно, т.е. плюс к плюсу, минус к минусу, чтобы общее выходное напряжение оставалось равным 12 В.
- Ни в коем случае не отсоединяйте батарею или клеммы зарядного контура при работающем двигателе.
- Регулярно проверяйте состояние и усилие натяжения приводного ремня(ей).
- Следите за чистотой клемм батареи и надежностью крепления всех контактных соединений.
- При выполнении электросварочных работ на автомобиле в обязательном порядке отключайте батарею и генератор.
|
|
Проверка на автомобиле
|
Если контрольная лампа заряда остается включенной после запуска двигателя и установки его оборотов на значении 1 000 в минуту, либо если имеются основания подозревать нарушение уровня заряда батареи в ту или иную сторону, выполните серию перечисленных ниже проверок.
|
|
- Заглушите двигатель.
- Проверьте правильность регулировки натяжения приводного ремня(ей).
- Проверьте состояние плавкой вставки.
- Зачистите клеммы батареи. Подтяните все контактные соединения, проверяя электропроводку на короткое замыкание.
- Проверьте уровень заряда батареи. Если он мал, перезарядите батарею, либо замените ее.
- Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
- Заглушите двигатель и отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Отдайте гайку крепления выходной клеммы (ВАТ) генератора (на сопроводительной иллюстрации показан генератор двигателя 4.2 л), снимите шайбу и отсоедините выходной провод генератора.
- Подсоедините один из проводов амперметра 80-0-80 к выходной клемме генератора, второй - выходному проводу.
|
Не используйте для подсоединения проводов амперметра зажимы типа “крокодил”. Следует применять болтовые зажимы либо специальные хомуты - случайное отсоединение проводов во время проверки может привести к выходу из строя диодной сборки генератора.
|
- Подсоедините отрицательный провод к батарее, между клеммами батареи включите вольтметр.
- Подсоедините тахометр.
- Включите дальний свет головных фар. Оставьте фары включенными на время около пяти минут для снижения уровня заряда батареи и создания нагрузки на контур.
- Запустите двигатель и постепенно поднимите его обороты до значения около 2 500 в минуту. Показание амперметра должно составить около 75% от номинального значения данного генератора (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Выключите все осветительные приборы и сбросьте обороты двигателя до 2 000 в минуту, добиваясь падения показания прибора ниже уровня 10 А. Напряжение при этом должно попадать в промежуток от 14.1 до 14.7 В.
|
|
|
Если генератор не обеспечивает требуемые выходные характеристики, он должен быть снят для выполнения капитального ремонта или замены. Если измеренное напряжение выходит за оговоренные пределы, следует заменить регулятор напряжения.
|
Снятие и установка
Карбюраторные модели 4.2 л и 3.0 л
Снятие
|
- Отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Отдайте гайку выходной клеммы (ВАТ) генератора, снимите шайбу и отсоедините выходной провод.
- Отпустите зажим и рассоедините электрический разъем в задней части генератора.
- Отдайте болт клеммы Е и снимите с генератора шумоподавитель с проводом.
- Отдайте стопорный болт регулировки положения, снимите болтовую сборку с приводной ремень (ремни).
- На моделях 3.0 л, поддерживая генератор, отдайте крепежные болт с гайкой и снимите дистанционную втулку.
- На моделях 4.2 л, поддерживая генератор, отдайте крепежные болты.
- Снимите генератор с автомобиля.
|
|
Установка
Установка производится в обратном порядке.
|
- Не перетягивайте с чрезмерным усилием приводной ремень (ремни).
- Проследите за надежность крепления контактных клемм и разъемов генератора.
|
|
Модели 4.2 л EFI (с 1992 г. вып.)
Снятие
|
- Отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Снимите с кронштейна топливный фильтр и отведите его в сторону от генератора.
- Отдайте крепежные болты и снимите с генератора кронштейн топливного фильтра.
- Отдайте стопорный болт регулировки положения генератора и болт крепления регулировочной скобы. Снимите скобу с генератора.
- Отсоедините от генератора электропроводку.
- Поддерживая генератор, отдайте его осевые болты. Снимите генератор с автомобиля.
|
|
Установка
Установка производится в обратном порядке.
|
- Установите приводные ремни и отрегулируйте усилие их натяжения.
- Проследите за надежностью крепления электрических разъемов.
- Не забудьте подсоединить к кронштейну топливного фильтра провод заземления. .
|
|
Разборка
Карбюраторные модели 4.2 л и 3.0 л
Компоненты генератора двигателя 4.2 л
|
- Снимите генератор с автомобиля.
- Отдайте крепежные винты и снимите (если таковая установлена) пластмассовую крышку с задней стороны генератора.
- Прочертите риску по крышке со стороны привода, статору и крышке со стороны скользящих колец, пометив тем самым положение компонентов друг относительно друга.
- Извлеките сквозные болты крепления крышки со стороны привода к крышке со стороны скользящих колец.
- Осторожно поддев подходящими рычагами, снимите сборку крышки со стороны скользящих колец со статором со сборки крышки со стороны привода с ротором. Во избежание повреждения статора, не вводите рычаги слишком глубоко.
|
Если сборка крышки со стороны скользящих колец со статором не поддается, имеет смысл прогреть ее в течение 3 ÷ 4 минут в районе выступа под установку подшипника мощным (200 Вт) паяльником.
|
- Зажмите сборку крышки со стороны привода с ротором в тиски мягкими губками и отдайте гайку крепления приводного шкива к ротору.
- Снимите шкив, крыльчатку вентилятора и дистанционную втулку вала ротора.
- При помощи молотка с мягким бойком выбейте сборку ротора из крышки и снимите с вала ротора дистанционную втулку.
- В случае необходимости отдайте винты крепления пластины держателя подшипника к крышке со стороны привода и осторожно извлеките подшипник из крышки.
- В случае необходимости снимите с вала ротора подшипник со стороны скользящих колец, для чего воспользуйтесь подходящим съемником.
- Отдайте гайки и снимите с крышки со стороны скользящих колец шайбу и изолятор.
- Снимите крышку со сборки статора.
- В случае необходимости отпаяйте от статора диодную сборку регулятор.
|
Старайтесь не перегревать контакты во избежание повреждения диодной сборки и/или регулятора. Зажмите провод плоскогубцами как можно ближе к месту спайки - плоскогубцы выполнят роль теплоотвода.
|
|
|
Модели 4.2 л EFI (с 1992 г. вып.)
Компоненты генератора моделей 4.2 л EFI
|
- Снимите генератор с автомобиля.
- Прочертите риску по крышке со стороны привода, статору и крышке со стороны скользящих колец, пометив тем самым положение компонентов друг относительно друга.
- Извлеките сквозные болты крепления крышки со стороны привода к крышке со стороны скользящих колец.
- Осторожно поддев подходящими рычагами, снимите сборку крышки со стороны скользящих колец со стороны привода с ротором. Во избежание повреждения статора, не вводите рычаги слишком глубоко.
|
Если сборка крышки со стороны скользящих колец со статором не поддается, имеет смысл прогреть ее в течение 3 ÷ 4 минут в районе выступа под установку подшипника мощным (200 Вт) паяльником.
|
- Зажмите сборку крышки со стороны привода с ротором в тиски мягкими губками.
- Отдайте гайку крепления приводного шкива к ротору и снимите шкив.
- При помощи молотка с мягким бойком выбейте сборку ротора из крышки и снимите с вала ротора дистанционную втулку.
- В случае необходимости отдайте винты крепления пластины держателя подшипника к крышке со стороны привода и осторожно извлеките подшипник из крышки.
- В случае необходимости снимите с вала ротора подшипник со стороны скользящих колец, для чего воспользуйтесь подходящим съемником.
- Отдайте гайки и снимите с крышки со стороны скользящих колец изолятор. Снимите крышку со сборки статора.
- В случае необходимости отдайте крепежные винты и снимите со статора выпрямитель, регулятор и щеточную сборку.
|
|
Чистка компонентов
|
- Во избежание повреждения обмоток не опускайте компоненты генератора в растворитель.
- Торцевые крышки можно промыть в керосине или другой чистящей жидкости после снятия с блока. Затем их следует тщательно просушить.
- Для удаления пыли с обмоток статора и ротора можно воспользоваться сжатым воздухом.
- Обгоревшие или поцарапанные скользящие контактные кольца могут быть отполированы при помощи тонкой наждачной бумаги.
- Протрите щетки и щеткодержатели смоченной в бензине ветошью. Осмотрите щеткодержатели, удалите с них заусеницы.
- Проверьте подшипники на наличие признаков износа, оцените свободу их вращения и состояние смазки. В случае необходимости замените.
|
|
Проверка состояния и исправности функционирования компонентов
|
Все подлежащие электрическим проверкам компоненты следует устанавливать на диэлектрические подставки.
|
Сборка ротора с обмотками возбуждения
|
- Проверка короткого замыкания обмоток на массу производится при помощи омметра. Подсоедините один из измерительных щупов прибора к одной из обмоток возбуждения/скользящих колец, а второй - к одному из полюсных наконечников ротора (см. сопроводительную иллюстрацию).
- Если проводимость имеет место, а видимые причины короткого замыкания выявить и устранить не удается, замените сборку ротора.
- Для проверки сопротивления обмоток ротора подсоедините измерительные щупы омметра к скользящим кольцам (см. сопроводительную иллюстрацию). Если проводимость отсутствует, замените ротор.
|
|
- Проверка статора производится при помощи лампы пробника и омметра.
- Провода статора необходимо отсоединить от сборки выпрямителя.
- Подсоедините один из измерительных щупов омметра к одному из проводов статора, второй щуп - ко второму проводу. Считайте показание прибора.
- Повторите измерение для оставшихся проводов, проверим тем самым все фазы.
- Если между результатами измерений имеется разница сборку статора необходимо заменить.
- Подсоедините провод-перемычку между отрицательной клеммой заряженной 12-вольной батареи и обмоточной рамой статора. Поочередно подсоединяйте один из проводов лампы-пробника ко всем проводам статора.
- Включение лапы пробника (неяркое свечение) следует расценивать как признак наличия короткого замыкания. Сборка статора при этом должна быть заменена.
|
|
Диодная сборка
|
Диодная сборка может быть проверена при помощи омметра после снятия ее со статора.
|
|
- Подсоедините измерительные щупы омметра между корпусом и одним из контактов диодной сборки. Поменяйте порядок подсоединения щупов на обратный и удостоверьтесь, что проводимость имеет место только в одном направлении.
- Повторите проверку для всех остальных контактов сборки. Если условие проверки не выполняется (проводимость на каком-либо из контактов имеет место в обоих направлениях, либо вообще отсутствует), замените диодную сборку.
|
|
Щетки и щеточные пружины
|
- Проверьте пружины щеток на наличие признаков перегрева и деформацию. Проверьте свободу скольжения щеток в щеткодержателях.
- Измерьте длину щеток, сравните результат измерений с требованиями
таблиц размеров и регулировок, в случае необходимости замените щетки.
|
|
Сборка
Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.
Карбюраторные модели 4.2 л и 3.0 л
|
- Установите новый подшипник в крышку со стороны привода, закрепите его пластиной держателя, затяните крепежные винты.
- Установите новый подшипник на ротор со стороны скользящих колец, - нажимать следует на внутреннюю обойму. Проследите за тем, чтобы канавка под установку стопорного кольца не попала под скользящие кольца.
- Установите стопорное кольцо с обращенной к скользящим кольцам стороны подшипника. Проследите, чтобы выступающая часть кольца оказалась расположенной в наиболее глубокой части канавки.
- При помощи паяльника и пары динногубцев (в качестве теплоотвода) припаяйте контакты диодной сборки и регулятора к сборке статора.
|
Во избежание выхода из строя диодов и/или регулятора старайтесь чрезмерно не перегревать контакты. Перед началом пайки удостоверьтесь в правильности размещения проводов диодной сборки.
|
- Установите сборку статора, выпрямителя и регулятора в крышку со стороны скользящих колец и наверните крепежные гайки.
- Установите крышку, шайбу и гайки на клемму ВАТ генератора.
- Зафиксируйте щетки в выступающем положении при помощи кусочка проволоки (распрямленной скрепки для бумаг), продетого в специальное отверстие в крышке со стороны скользящих колец.
- Зажмите ротор в тиски с мягкими губками и наденьте на его вал крышку со стороны скользящих колец в сборе с подшипником.
|
В случае необходимости прогрейте крышку в течение 3 ÷ 4 минут в районе установки подшипника мощным (200 Вт) паяльником.
|
- Наденьте на вал ротора крышку со стороны привода с подшипником. Проследите за правильностью установки дистанционной втулки.
- Добейтесь совмещения меток взаимного положения узлов генератора, затем вверните и прочно затяните сквозные болты.
- Наденьте на вал ротора дистанционную втулку, крыльчатку вентилятора, шкив и пружинную шайбу, затем наверните гайку и затяните ее с требуемым усилием.
- Снимите проволоку (скрепку), использованную для фиксации щеток в выступающем положении и вручную проверьте свободу вращения ротора.
|
|
Модели 4.2 л EFI (с 1992 г. вып.)
|
- Установите новый подшипник в крышку со стороны привода, закрепите его пластиной держателя, затяните крепежные винты.
- Установите новый подшипник на ротор со стороны скользящих колец (напрессовывать следует внутреннюю обойму).
- Установите вал ротора в крышку со стороны привода (проследите за правильностью установки дистанционной втулки).
- Установите на вал ротора шкив и затяните гайку его крепления с усилием 49 ÷ 64 Нм.
- Зажмите сборку крышки со стороны привода с ротором в тиски с мягкими губками.
- Зафиксируйте щетки в выступающем положении при помощи кусочка проволоки, продетого в специальное отверстие в крышке со стороны скользящих колец.
- Наденьте на сборку ротора крышку со стороны привода с подшипником. Добейтесь совмещения меток взаимного положения узлов генератора.
- Вверните сквозные болты и затяните их с усилием 3 ÷ 4 Нм, извлеките проволоку (скрепку), использованную для фиксации щеток в выступающем положении, затем вручную проверьте свободу вращения ротора.
|
|