3.3.13. Система смазки двигателя
Вязкость моторного масла
Вязкостью называется степень текучести моторного масла. Текучесть масла изменяется
в зависимости от температуры. С увеличением температуры оно разжижается. Это
оказывает влияние на стойкость и сопротивляемость смазывающей пленки. При холоде
оно становится вязким, при этом его текучесть снижается и увеличивается внутренее
сопротивление трения.
При холодном двигателе масло должно быть достаточно жидким, чтобы не перегружать
стартер и чтобы оно смогло попасть в процессе запуска двигателя возможно быстро
ко всем местам смазки. Это требует применения моторного масла с такой вязкостью,
которая по возможности мало изменяется при изменениях температуры.
Текучесть или вязкость эквивалентна внутреннему трению масла и обозначается
по системе SAE (Society of Automobile Engineers), как например, SAE 30, SAE
10 и т.д. Большие числа SAE имеют густые масла, малые числа – жидкие. Но вязкость
вовсе не характеризует смазочные свойства масла.
Универсальное масло
Для двигателя Primera должны применяться универсальные (всесезонные) масла.
Всесезонные масла имеют то преимущество, что приспособленны к температурным
условиям (лето/ зима). Всесезонные масла изготавливаются на основе жидкого односезонного
масла (например, 15 W). Благодаря так называемому сгустителю масло стабилизируется
в горячем состоянии, так что в любых условиях эксплуатации созраняются его смазочные
свойства. Буква "W" в обозначении SAE означает пригодность масла к
эксплуатации в зимних условиях.
Масло легкого хода
Под маслами легкого хода понимаются всесезонные масла с добавкой средства, уменьшающего
коэффициент трения, которые могут обеспечить снижение расхода топлива до 2 процентов.
Масла легкого хода имеют низкую вязкость (например, 10 W-30). В их основе лежат
необычные масла (синтетические масла). При покупке масла легкого хода следует
убедитесь в том, разрешено ли оно к применению компанией NISSAN.
Моторное масло 5W-20 подходит только для очень холодных климатических зон. Не
применяйте при длительных скоростных поездках. Для умеренных климатических зон
рекомендуется моторное масло 10W-40 или 20W-50.
Так как области применения соседних SAE-классов пересекаются, можно не обращать
внимания на кратковременные колебания температуры.
Спецификация моторного масла
В принципе только HD-масла разрешены для современных двигателей. HD-масла являются
легированными маслами, смазывающие свойства которых значительно улучшены благодаря
добавке различных химически актичных веществ. Эти добавки обеспечивают лучшую
антикоррозионную защиту, лучшую сопротивляемость явлениям окисления, в особенности
уменьшение склонности к образованию отложений в картере, улучшенные свойства
стабилизации вязкости, очищающие и растворяющие свойства. Очищающие и растворяющие
добавки не только уменьшают образование отложений в двигателе, но и одновременно
обладают способностью растворения отложений и их и другие загрязнения в двигателе
тонко разделять и удерживать во взвешенном состоянии, что обеспечивает возможность
слива всех загрязнений при смене масла.
Сорт HD-масла определяется по системе API (API: American Petroleum Institute).
Европейские изготовители также придерживаются этой системы.
Обозначение состоит из двух букв. Первая буква характеризует диапозон применения:
S – Service, предназначено для бензиновых двигателей, C – Сommercial, предназначено
для дизельных двигателей.
Вторая буква обозначает сорт в алфавитном порядке.
Высшего сорта являются масла по API-спецификации CE для дизельных двигателей.
Предупреждение
Моторные масла, имеющие четкое указание изготовителя о применении в дизельных двигателях, запрещено использовать в бензиновых, так и в дизельных двигателях. В этом случае на упаковке указывается двойное обозначение (например, SF/ CD).
Для Primera с дизельными двигателями подходят моторные масла – SD.
Расход масла
У двигателей внутреннего сгорания под расходом масла понимается расход того
количества масла, которое расходуется в результате процесса сгорания. Не следует
смешивать расход масла с утечкой масла, происходящей из-за негерметичности масляного
картера, крышки головки цилиндров и т.д.
Нормальный расход масла происходит из-за сгорания его небольших количеств в
цилиндрах, из-за отвода продуктов сгорания и частиц от трения. Помимо этого
масло расходуется из-за высоких температур и высокого давления, которым оно
подвергается в двигателе.
Далее на расход масла влияют условия эксплуатации, манера вождения, а также
производственные допуски. Расход масла должен составлять максимальное 1,0 л/1000
км.