12.5.1. Проверка и регулировка геометрии подвески

Общая информация, порядок выполнения процедуры

  Прежде чем приступать к измерению углов установки колес проверьте давление накачки шин, балансировку колес, степень износа шаровых опор, наконечников рулевых тяг и колесных подшипников, состояние компонентов подвески и рулевого привода. Произведите необходимые корректировки, замените вышедшие из строя компоненты.


Углы установки колес определяют геометрию положения последних относительно подвески автомобиля и дорожного покрытия. Нарушение регулировки этой геометрии ведет к снижению управляемости автомобиля и повышению скорости износа шин. В число подлежащих контролю параметров, определяющих геометрию подвески автомобиля входят высота дорожного просвета, развал (передние и задние колеса), угол продольного наклона оси поворота колеса, или выбег (передние колеса), поворотные углы (передние колеса), сходимость (передние и задние колеса) и угол курсового отклонения (задние колеса).

Регулировке подлежат только следующие параметры: развал передних колес, поворотный угол, сходимость (передние и задние колеса) и угол курсового отклонения.

Проверка/регулировка производится в следующем порядке: дорожный просвет (передние и задние колеса) — развал (передние и задние колеса) — углы продольного наклона осей поворота колес (передние колеса) — поворотные углы передних колес — сходимость передних колес — сходимость задних колес — угол курсового отклонения (задние колеса).

Регулировка углов установки колес относится к числу требующих особой точности измерения процедур, для качественного выполнения которых необходимо наличие специального, достаточно громоздкого и дорогостоящего оборудования. Выполнение данной работы правильнее всего будет поручить профессиональным механикам автосервиса.

Дорожный просвет

Прежде чем приступать к регулировкам углов установки колес следует проверить правильность настройки дорожного просвета автомобиля.

Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с твердым покрытием, установите передние колеса в прямолинейное положение, затем прокатите автомобиль вперед порядка 5 метров усадки компонентов подвески.

Удостоверьтесь в полноте заправки топливного бака, проверьте загрузку автомобиля, - в багажном отделении должны находиться лишь запаска, домкрат и стандартный набор инструментов.

Проверьте правильность накачки шин.

Визуально оцените равномерность распределения дорожного просвета по длине и ширине транспортного средства. В случае выявления несоответствий удостоверьтесь в отсутствии в салоне и багажном отделении тяжелых предметов.

При помощи отвеса определите точки колесных арок, расположенные непосредственно над осями соответствующих колес (А).

 


Измерьте расстояние от выбранных точек на арках до оси каждого из колес. Сравните результаты измерения с требованиями Спецификаций, - в случае необходимости проверьте состояние компонентов подвески, замените изношенные и вышедшие из строя детали.

Развал

 


Развалом называется угол наклона плоскости колеса относительно вертикали. Если колеса наклонены верхними краями наружу, развал называется положительным, и наоборот. Величина развала измеряется в градусах. Правильность регулировки развала определяет величину и положение пятна контакта протекторов с дорогой и позволяет компенсировать изменения в геометрии подвески, происходящие во время совершения поворотов и при движении автомобиля по неровному дорожному покрытию. Проверка развала колес производится на специальном измерительном стенде.

Регулировка развала передних колес

Регулировка развала передних колес

1 — Стойка
2 — Регулировочный болт
3 — Поворотный кулак
4 — Отрицательный развал

5 — Положительный развал
6 — Увеличение развала
7 — Уменьшение развала


Регулировка сходимости задних колес

1 — Регулировочный болт

2 — Задний поперечный рычаг задней подвески


Угол курсового отклонения

1 — Вперед
2 — Угол курсового отклонения

3 — ДП


Природа появления угла курсового отклонения

1 — Вперед
2 — ДП
a — Угол схождения правого заднего колеса

b — Угол схождения левого заднего колеса
g — Укол курсового отклонения


Проверка величины угла курсового отклонения

1 — Центральная линия колеи передних колес

2 — Центральная линия колеи задних колес


Ослабьте самоконтрящиеся гайки двух болтов крепления нижней опоры стойки.

Регулировка развала производится путем вращения верхнего болта крепления нижней опоры стойки, - болт имеет эксцентриковую головку, что позволяет изменять угол наклона стойки.

Для увеличения развала правого колеса регулировочный болт следует вращать по часовой стрелке, левого колеса - против часовой стрелки, для уменьшения - наоборот. Поворот болта на одно деление шкалы соответствует изменению развала приблизительно на 0°10'.

Закончив регулировку, затяните крепеж с требуемым усилием (175 Нм).

 Самоконтрящиеся гайки подлежат замене в обязательном порядке!


Развал задних колес

Развал задних колес регулировке не подлежит.

Отклонение развала задних колес от номинального значения (см. Спецификации) требует проверки геометрии рамы автомобиля. Не исключена также вероятность повреждения поперечных рычагов задней подвески, а также износа стоек, винтовых пружин и резинометаллических втулок.

Угол продольного наклона оси поворота колеса (выбег)

Выбегом называется угол продольного наклона оси поворота переднего колеса, т.е., угол отклонения данной оси от вертикали в плоскости колесного диска. Если ось поворота наклонена назад, выбег называется положительным, наоборот.

 По аналогии, поперечным углом наклоном оси поворота колеса называют угол отклонения воображаемого шкворня от вертикали в плоскости, перпендикулярной ДП автомобиля.


Проверка выбега колес производится на специальном измерительном стенде.

Выбег регулировке не подлежит и в случае отклонения результатов проверки от требований Спецификаций следует проверить состояние рамы автомобиля и элементов передней подвески (рычаги, шаровые опоры, втулки).

Поворотные углы

Поворотными углами колес называются внутренний и наружный углы поворота управляемых колес автомобиля относительно прямолинейного положения при вывернутом до упора рулевом колесе.

Регулировка поворотных углов

Если результаты проверки выходят за пределы допустимых диапазонов (см. Спецификации), регулировка поворотных углов может быть произведена путем подтягивания/отпускания наконечников рулевых тяг.


Закончив регулировку, проверьте правильность установки сходимости колес (см. ниже), удостоверьтесь, что не перекручены защитные чехлы шарниров приводных валов и затяните контргайки наконечников тяг с требуемым усилием (83 Нм).

Сходимость

Сходимостью называется величина сведения друг к другу передних краев колес автомобиля. Такое нарушение параллельности установки колес позволяет минимизировать износ протектора за счет предотвращения юза при совершении поворотов. При нулевой сходимости расстояние между передними краями колес равно расстоянию между их задними краями. Нормальная сходимость обычно не превышает долей дюйма (1 дюйм = 2.54 см). Нарушение регулировки сходимости ведет к ускорению износа протекторов шин за счет проскальзывания их по дорожному покрытию.

Проверка сходимости может быть произведена путем нанесения на протекторы пары меток с задней стороны колес на высоте положения осей последних и измерения расстояния «А» между ними. Далее автомобиль следует прокатить вперед таким образом, чтобы метки оказались с передней стороны колес и повторить измерение (размер «В»). Величина сходимости определяется путем вычитания результат второго измерения из результата первого (А - В)

 


Регулировка сходимости передних колес

Проверьте правильность накачки шин.

Проверьте правильность установки высоты дорожного просвета (см. выше).

Разверните передние колеса автомобиля в прямолинейное положение и заблокируйте рулевую колонку.

Ослабьте контргайки наконечников обеих рулевых тяг.

Регулировка сходимости осуществляется путем вращения штанг тяг в наконечниках в соответствующем направлении, - обе тяги следует поворачивать строго на одинаковый угол!

Закончив регулировку, затяните контргайки наконечников тяг с требуемым усилием (83 Нм), - проследите, чтобы защитные чехлы ШРУСов приводных валов не оказались перекручены.

Регулировка сходимости задних колес

Ослабьте самоконтрящуюся гайку регулировочного болта с внутренней стороны заднего поперечного рычага подвески.

Для увеличения схождения правого колеса регулировочный болт следует вращать против часовой стрелке, левого колеса - по часовой стрелки, для уменьшения - наоборот. Одновременный поворот регулировочных болтов обоих колес на одно деление шкалы соответствует изменению сходимости приблизительно на 3 мм.

Закончив регулировку, затяните контргайки с требуемым усилием (120 Нм).

Угол курсового отклонения

Под углом курсового отклонения понимается угол отклонения диаметральной плоскости (ДП) автомобиля от курсового направления движения.

Своим образованием угол курсового отклонения обязан нарушению равномерности углов схождения задних колес.

Для проверки угла курсового отклонения загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с твердым покрытием, установите передние колеса в прямолинейное положение, затем прокатите автомобиль вперед порядка 5 метров. И измерьте расстояние «L» между центральными линиями следов, оставленных передними и задними колесами. Если результат измерения превышает предельное допустимое значение (см. Спецификации), произведите соответствующую регулировку (см. ниже).

Регулировка угла курсового отклонения

Регулировка производится путем выравнивания углов сходимости обоих задних. Одновременный поворот регулировочных болтов обоих колес на одно деление шкалы соответствует изменению сходимости приблизительно на 0°10' (7.5 мм расстояния «L»).
Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!

 

Поиск по сайту

Карта сайта №1 Карта сайта №2