2.3.2. Разборка головки блока цилиндров
Разборку головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:
| 
 Рис. 28. Частично разобранная головка блока цилиндров (были сняты расположенные на верхней части головки детали): 1 — болт, 25 Н·м; 2 — натяжитель ремня; 3 — распределитель подачи топлива; 4 — уплотнительная прокладка нижней части впускного коллектора; 5 — нижняя часть впускного коллектора; 6 — ушко для подъема; 7 — болт, 25 Н·м; 8 — болт крепления головки блока цилиндров; 9 — головка блока цилиндров; 10 — прокладка головки блока цилиндров; 11 — болт, 25 Н·м; 12 — О-образное уплотнительное кольцо; 13 — корпус термостата; 14 — болт, 10 Н·м; 15 — держатель кабеля; 16 — болт, 10 Н·м; 17 — катушка зажигания; 18 — болтов, 10 Н·м; 19 — держатель; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи, 30 Н·м; 22 — болт, 10 Н·м; 23 — датчик Холла; 24 — распорное кольцо; 25 — О-образное уплотнительное кольцо; 26 — распорное кольцо; 27 — крышка распределительных валов; 28 — О-образное уплотнительное кольцо 
 | 
 - снимите все оставшиеся детали, расположенные на головке блока цилиндров (см. рис. 28);
 - зажмите головку блока цилиндров хомутом, прикрученным к установочному винту впускного трубопровода;
 - снимите распределительные валы (это можно сделать и на неснятом двигателе), для чего:
| 
 Рис. 27. Верхняя часть впускного коллектора: 1, 3, 4 — направляющие проводов высокого напряжения; 2 — центральная крышка 
 | 
 - снимите направляющие проводов свечей зажигания (см. рис. 27);
 - снимите верхнюю часть впускного трубопровода. Закройте открытые впускные каналы чистой тряпкой для того, чтобы внутрь не попали инородные тела;
 - поверните коленчатый вал таким образом, чтобы поршень первого цилиндра оказался в верхней мертвой точке (ВМТ). Если двигатель не снят, то можно слегка приподнять переднее колесо, включить пятую передачу и, вращая колесо, установить поршень в положение ВМТ. Если двигатель снят, то наденьте на гайку маховика коленчатого вала накидной гаечный ключ и поверните вал таким образом, чтобы оба кулачка распределительного вала для клапанов первого цилиндра смотрели круглой стороной вверх;
 - снимите катушку зажигания;
 - если двигатель не снят, снимите крышку головки блока цилиндров;
 - снимите защитный кожух звездочек привода распределительных валов;
| 
 Рис. 31. Составные части распределительных валов вместе с крышками подшипников и звездочками: 1 — крышка подшипника распределительного вала; 2 — гайка, 20 Н·м; 3 — распределительные валы; 4 — звездочки распределительных валов; 5 — приводной механизм датчика Холла; 6 — болты, 100 Н·м 
 | 
 - выверните болты 6 (рис. 31) звездочек 4 привода распределительных валов;
| 
 Рис. 32. Фиксация распределительных валов. Стрелками показаны шестигранники, предназначенные для фиксации распределительных валов 
 | 
 - зафиксируйте распределительные валы в неподвижном состоянии. Для этого на каждом валу имеется шестигранник (рис. 32, показан стрелкой), на который наденьте рожковый ключ «на 24 мм» и придерживайте распределительный вал.
 - выверните натяжитель 21 (см. рис. 28) цепи со стороны головки блока цилиндров;
| 
 Рис. 33. Места для маркировки цепей привода распределительных валов перед снятием показаны стрелками 
 | 
 - снимите звездочки привода распределительных валов. Если цепь привода распределительного вала еще не снята, нужно отметить направление установки цепи (рис. 33) для того, чтобы ее можно было правильно установить;
| 
 Рис. 34. Нумерация крышек подшипников распределительных валов. На каждой крышке имеется стрелка, показывающая направление установки 
 | 
 - сначала снимите распределительный вал ряда цилиндров 1, 3 и 5 (рис. 34). Для этого ослабьте крепление обеих крышек крайних подшипников (номера 1 и 7), и затем, отвернув их полностью, снимите крышки;
 - чтобы равномерно разгружать пружины клапанов, попеременно крест-накрест ослабляйте гайки крышек подшипников (номер 3 и 5) таким образом, чтобы крышки подшипников не испытывали давления от пружин;
 - снимите обе крышки подшипников;
 - выньте распределительный вал из опор головки цилиндров;
 - снимите распределительный вал ряда цилиндров 2, 4 и 6 (см. рис. 34). Для этого попеременно крест-накрест ослабьте гайки крышки подшипника номер 4, и снимите крышку подшипника;
 - аналогично снимите крышки подшипников номер 2 и номер 6;
 - выньте второй распределительный вал;
 - нанесите риски-царапины на внутреннюю сторону толкателей, т.е. первый толкатель — одна риска, второй толкатель — 2 риски и т.д. (рис. 35), так как их нельзя путать (отсчет начинайте со стороны привода агрегатов двигателя) и выньте толкатели. Не складывайте толкатели, а поставьте контактной плоскостью вниз;
| 
 Примечание 
Толкатели снабжены гидравлическими элементами, регулирующими зазор в клапанном приводе, и поэтому с толкателями нужно обращаться осторожно. 
 | 
 - стандартным инструментом для снятия и установки клапанов является инструмент под номером 2036 (рис. 36). Он крепится к головке блока цилиндров. Освободите клапан 8 (рис. 37) от половин штока клапана (сухарей) 2, сжимая пружины 4 приспособлением 2036;
| 
 Рис. 37. Детали механизма привода клапанов: 1 — гидравлический толкатель; 2 — половины стержня клапана (сухари); 3 — верхняя тарелка пружины клапана; 4 — пружины клапана; 5 — маслоотражательный колпачок; 6 — направляющая втулка клапана; 7 — головка блока цилиндров; 8 — клапаны; a — высота головки блока цилиндров 
 | 
 - для снятия клапанов можно использовать также кусок трубы, который надевается на верхнюю тарелку пружины. Под тарелку клапана с другой стороны надо что-нибудь подложить, чтобы зафиксировать ее. Коротко ударьте молотком по трубе, так чтобы вышли половины штока клапана. Они останутся внутри трубы;
 - выньте верхнюю тарелку 3 (см. рис. 37) с пружинами 4, поверните головку цилиндров 7 и выньте с нижней стороны клапан 8;
 - снимите маслоотражательный колпачок 5 с направляющей втулки 6;
| 
 Примечание 
Маслоотражательные колпачки всегда заменяйте новыми. 
 | 
 - если у автомобиля большой пробег или работы проводятся на подержанном автомобиле, о котором мало что известно, то перед тем, как установить на место блок цилиндров следует измерить высоту головки блока цилиндров — величину a (см. рис. 37).








