9.5. Неисправности сцепления
Возможные неисправности сцепления, их причины и методы устранения представлены в таблице.
Если сцепление полностью не выключается, то можно с некоторым усилием, переключая передачи на повышенные и пониженные доехать до ближайшей СТО.
Если сцепление отказало при включенной передаче, то для ее выключения следует сбросить «газ» и поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Если же передача запала, то можно дать небольшой «газ», чтобы рычаг переключения передач высвободился.
Для того чтобы ехать с неисправным сцеплением выполните следующее:
- выключите двигатель и включите первую передачу;
- включите стартер и запустите двигатель. Автомобиль тронется с места рывками до тех пор, пока частота вращения двигателя не сравняется с передачей. Если двигатель холодный, то его следует перед этим прогреть, чтобы он сразу не заглох. По ровной дороге можно доехать на второй передаче до ближайшего СТО;
- если хотите попробовать переключиться с низшей передачи на высшую, то троньтесь, как было описано, на первой передаче, а затем увеличьте обороты двигателя примерно до 1000 мин-1. Немного отпустите педаль «газа» и включите нейтральную передачу. Затем полностью отпустите педаль «газа» и включите вторую передачу. При выравнивании частоты вращения коленчатого вала двигателя и вала коробки передач вторая передача включится. Если времени на переключение передачи было много, то добавьте «газ», одновременно включив передачу. Переключение с низшей передачи на высшую следует производить только на низких скоростях, переключаясь, таким образом, например, на вторую передачу примерно на 20 км/ч, на третью передачу примерно на 25 км/ч и на четвертую передачу примерно на 35 км/ч. Включать пятую передачу скорее всего не потребуется;
- при переключении на низшую передачу частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть увеличена для того, чтобы можно было включить следующую передачу. Немного отпустите педаль «газа» и включите нейтральную передачу, а затем снова «подгазуйте», одновременно переместив рычаг переключения передач в положение пониженной передачи.
Передача должна включиться без всяких проблем. При переключении на низшую передачу также следует снижать скорость для того, чтобы контролировать переключение передач. При скрежете в коробке передач следует снова проверить включена ли передача. Благодаря синхронизаторам передачи должны включаться без лишних проблем, правда, делать это придется с некоторым усилием.
Возможные неисправности сцепления, их причины и методы устранения
Причина неисправности
|
Метод устранения
|
|
Дергание сцепления
|
||
1. Дефекты опор двигателя и коробки передач
|
1. Проверьте и, если необходимо, замените
|
|
2. Ослабление крепления подвески коробки передач
|
2. Подтяните болты крепления
|
|
3. Неравномерный прижим нажимного диска
|
3. Замените нажимной диск
|
|
4. Перекос первичного вала коробки передач относительно коленчатого вала
|
4. Проверьте центрирующие поверхности двигателя и коробки передач
|
|
Проскальзывание сцепления (сцепление «буксует»)
|
||
1. Чрезмерный износ ведомого диска
|
1. Замените ведомый диск
|
|
2. Заклинивание поршня рабочего цилиндра
|
2. Замените рабочий цилиндр
|
|
3. Ослабли диафрагменные пружины
|
3. Замените нажимной диск
|
|
4. Негерметичность рабочего цилиндра
|
4. Проведите наружный осмотр
|
|
5. Затвердение или замасливание накладки ведомого диска
|
5. Замените ведомый диск
|
|
6. Был перегрев сцепления
|
6. Установите оригинальные детали сцепления
|
|
Не включаются или включаются с трудом переда (неполное выключение сцепления - сцепление «ведет»)
|
||
1. Заклинивание ступицы ведомого диска на первичном валу (сухое или загрязненное шлицевое соединение)
|
1. Очистите шлицы, удалите заусенцы, забоины, коррозию и заново смажьте шлицевое соединение
|
|
2. Боковое биение ведомого диска
|
2. Проверьте ведомый диск, выправьте его или замените
|
|
3. Педаль сцепления при нажатии не доходит до упора (увеличен свободный ход педали сцепления)
|
3. Отрегулируйте свободный ход педали сцепления
|
|
4. Попадания воздуха в гидравлическую систему сцепления
|
4. Удалите воздух (прокачкой) из гидравлической системы
|
|
5. Разрушены детали ведомого диска
|
5. Замените ведомый диск
|
|
Необычные шумы при нажатии на педаль сцепления
|
||
1. Дефект выжимного подшипника
|
1. Проверьте, замените выжимной подшипник
|
|
2. Биение ведомого диска по нажимному диску
|
2. Замените ведомый диск
|
|
Нарастающие и спадающие шумы при разгоне или торможении двигателем
или при торможении накатом |
||
1. Ослабление заклепочных соединений сцепления
|
1. Замените сцепление
|
|
2. Большой дисбаланс сцепления
|
2. Замените ведущий и ведомый диски
|