6.3.4. Датчики
Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в трубопровод, по которому
циркулирует охлаждающая жидкость из обеих головок цилиндров. При этом речь идет
о термометре сопротивления (NTC-сопротивлении), в котором сопротивление изменяется
в соответствии с температурой двигателя. Информация о температуре охлаждающей
жидкости служит в качестве корректирующего фактора для опережения зажигания
и продолжительности впрыска при холодном и горячем двигателе. Другие функции,
такие как управление детонацией и рециркуляция отработавших газов, включаются
при соответствующей температуре двигателя.
Датчик опережения зажигания является индуктивным, он установлен с левой стороны
картера двигателя. Сигнал датчика опережения зажигания необходим при пуске двигателя,
чтобы вместе с сигналом датчика Холла определить ВМТ в третьем цилиндре двигателя
в момент зажигания. При отсутствии сигнала двигатель не запускается.
Датчик Холла находится на заднем торце левой головки цилиндров. Принцип работы
датчика изложен при описании распределительной системы зажигания. Сигнал датчика
необходим при пуске двигателя, чтобы вместе с сигналом датчика опережения зажигания
определить ВМТ в третьем цилиндре двигателя в момент зажигания. При отсутствии
сигнала двигатель не запускается.
Датчик частоты вращения коленчатого вала привернут у зубчатого венца маховика.
Его сигнал позволяет блоку управления рассчитать опережение зажигания и момент
начала впрыска. При отсутствии сигнала двигатель не запускается.
Включатель холостого хода и потенциометр дроссельной заслонки расположены в
общем корпусе у узла дроссельной заслонки. Они определяют для блока управления
положение дроссельной заслонки. Благодаря этому, в частности, управляется движковый
выключатель, так как до тех пор, пока контакт включателя холостого хода не включен
и одновременно частота вращения коленчатого вала превышает определенное значение,
блок управления
блокирует подачу топлива к двигателю.
Оба датчика детонационного сгорания расположены с внутренней стороны блоков
цилиндров в верхней части средних цилиндров немного ниже головок цилиндров.
Селективное регулирование детонации обеспечивает поддержание опережения зажигания
на границе детонации и автоматически приспосабливается к качеству используемого
топлива. Регулирование детонации позволяет иметь двигателю высокую степень сжатия.
Благодаря этому лучше используется энергия топлива, что одновременно ведет к
снижению его расхода. Система регулирования включает датчики детонационного
сгорания и соответствующую анализирующую электронику. Вследствие высокой степени
сжатия двигателя может наступить детонационное сгорание, которое при определенной
продолжительности вызывает повреждение двигателя. Чтобы этого избежать, требуются
датчики детонационного сгорания, которые регистрируют нарушения сгорания и заботятся
о том, чтобы изменить опережение зажигания на более позднее. При выходе из строя
датчика детонационного сгорания блок управления автоматически переставляет опережение
на более позднее настолько, чтобы двигатель не получил повреждений. Прежде всего,
это связано с уменьшением мощности, которое также наступает, когда вместо неэтилированного
бензина Super (АИ 95 или АИ 98) в топливный бак заливается обыкновенный
неэтилированный бензин (АИ 91).
Оба кислородных датчика ввернуты в соответствующие выпускные патрубки.
Они измеряют в автомобилях с регулируемым катализатором содержание
кислорода в отработавших газах и посылают соответствующий сигнал напряжения
блоку управления. В соответствии с этим блок управления изменяет качественный
состав всасываемой топливно-воздушной смеси так, что в катализаторе
отработавшие газы оптимально догорают.