6.2.5. Разборка и сборка коробки передач и дефектовка ее деталей
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 22», «на 24», «на 27», ключ-шестигранник «на 5», ключ TORX M12, отвертки с плоским лезвием (2 шт.), съемник стопорных колец, универсальный съемник, молоток, оправки для запрессовки подшипников и сальников.
1. Снимите коробку передач с автомобиля (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите ее от грязи и вымойте снаружи.
2. Ослабьте затяжку выключателя света заднего хода...
|
3. ...и выверните его из картера коробки передач.
|
4. Выверните болт крепления датчика скорости...
|
5. ...и извлеките его из отверстия картера коробки передач.
|
6. Отверните гайку крепления рычага механизма переключения передач...
|
7. ...и снимите рычаг со штока поводка механизма.
|
8. Отстегните отверткой фиксатор шарнира промежуточной тяги...
|
9. ...и снимите тягу с шарового пальца рычага.
|
10. Снимите с пальца рычага резиновую демпфирующую шайбу. Сильно обжатую или затвердевшую шайбу замените.
|
11. Снимите защитный чехол штока поводка механизма переключения передач.
|
16. Отведите рычаг выключения сцепления вниз и извлеките подшипник...
|
17. ...и шток выключения сцепления.
|
18. Выверните шесть болтов крепления задней крышки к картеру коробки передач...
|
19. ...и снимите крышку.
|
Примечание
Разъем крышки и картера уплотнен паронитовой прокладкой. Сильно обжатую или порванную прокладку замените, при ее отсутствии установите крышку на герметик.
|
20. Ослабьте затяжку резьбовой втулки крепления ступицы синхронизатора V передачи...
|
21. ...и выверните втулку из первичного вала вместе с установленной на ней упорной шайбой.
|
22. Ослабьте затяжку упора включения передачи заднего хода...
|
23. ...и выверните упор из картера коробки передач.
|
24. Ослабьте затяжку крышки механизма переключения передач...
Примечание
Для отворачивания крышки механизма переключения передач требуется специальный ключ-шестигранник «на 27». Однако при его отсутствии можно вложить во внутренний шестигранник крышки высокую гайку «на 27» и, надев на нее накидной ключ, вывернуть крышку (см. фото к п. 24).
|
25. ...и выверните крышку из картера коробки передач.
|
26. Извлеките из картера коробки передач нажимную пружину поводка механизма переключения передач...
|
27. ...и поводок.
|
28. Сдвиньте со шлицев резьбовой втулки вилки включения V передачи стопорную пластину вилки, поддев ее двумя отвертками, как показано на фото.
|
29. Придерживая стопорную пластину, вращайте резьбовую втулку по часовой стрелке, если смотреть на втулку сверху. При этом вилка включения V передачи будет подниматься по втулке до полного схода с нее.
|
30. Снимите со штока вилку включения V передачи вместе с синхронизатором, ведущей шестерней V передачи и стопорной пластиной.
|
31. Разведите концы стопорного кольца ведомой шестерни V передачи...
|
32. ...и снимите кольцо с хвостовика вторичного вала.
|
37. Разведите концы стопорного кольца...
|
38. ...и снимите с хвостовика полуосевой шестерни кольцо...
|
Предупреждение
Полуось установлена на шлицах хвостовика полуосевой шестерни со значительным натягом. При невозможности ее спрессовки подручными средствами воспользуйтесь универсальным съемником, иначе можно повредить подшипники дифференциала.
|
41. Аналогично снимите вторую полуось.
42. Выверните четыре болта пластины крепления заднего подшипника первичного вала.
|
43. Выверните четырнадцать болтов крепления картера сцепления к картеру коробки передач...
|
Примечание
Два болта, показанные на фото пунктирными стрелками, не видны, так как закрыты приливом картера механизма переключения передач.
|
44. ...и болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода.
Примечание
Так расположен на картере коробки передач болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода.
|
45. Снимите картер коробки передач.
Примечание
Первичный и вторичный валы, а также вилки, поводки и шток механизма переключения передач остаются на картере сцепления.
|
Предупреждение
Сопрягаемые поверхности картеров коробки передач и сцепления уплотнены паронитовой прокладкой. При сборке коробки передач установите новую прокладку заводского изготовления, так как при установке прокладки иной толщины или при сборке соединения на герметике нарушится предварительный натяг подшипников дифференциала.
|
48. Придерживая вилки переключения передач, извлеките шток вилок...
|
49. ...и снимите поводки вилки включения V передачи...
|
52. ...и III и IV передач.
|
53. Приподнимите ось промежуточной шестерни заднего хода, преодолевая сопротивление фиксирующей пружины вилки...
|
54. ...и, выведя шестерню из зацепления с вилкой, снимите ось вместе с шестерней.
|
55. Разведите концы стопорного кольца ведомой шестерни IV передачи...
|
56. ...и снимите кольцо с вала.
|
57. Спрессуйте ведомую шестерню IV передачи со шлицев вторичного вала...
|
58. ...и снимите ее.
|
59. Извлеките шейку первичного вала из подшипника в картере сцепления и снимите вал.
|
60. Выверните болты крепления кронштейнов вилки включения передачи заднего хода...
|
61. ...и снимите кронштейны 1 и 4, вилку 2 и ее фиксирующую пружину 3.
|
62. Разведите концы стопорного кольца ведомой шестерни III передачи...
|
63. ...и снимите с вторичного вала кольцо...
|
66. Аккуратно разведите сепаратор игольчатого подшипника ведомой шестерни II передачи...
|
67. ...и снимите с вторичного вала подшипник...
|
68. ...и распорную втулку.
|
69. Снимите со шлицев вторичного вала муфту синхронизатора I и II передач вместе с блокирующими кольцами II передачи.
|
70. Снимите с ведомой шестерни I передачи блокирующее кольцо...
|
71. ...а шестерню I передачи — с подшипника на вторичном валу.
|
72. Снимите с вторичного вала игольчатый подшипник ведомой шестерни I передачи...
|
73. ...и фиксирующее кольцо подшипника.
|
74. Выверните четыре болта крепления к картеру сцепления держателя наружного кольца среднего подшипника вторичного вала...
|
75. ...снимите держатель...
|
76. ...извлеките из картера сцепления хвостовик вторичного вала и снимите вал в сборе с передним и средним подшипниками.
|
77. Извлеките из картера сцепления дифференциал в сборе.
|
78. Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.
79. Осмотрите картер коробки передач...
|
80. ...картер сцепления и заднюю крышку. На них не должно быть сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите мелкозернистой наждачной бумагой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.
|
81. Проверьте состояние штока вилок включения передач. Если он погнут или на штоке появились задиры и заусенцы, замените шток.
|
82. Проверьте состояние поводков вилок включения передач. Если они погнуты или на их рабочих поверхностях появились задиры и заусенцы, замените поводки.
|
83. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки погнуты либо изношены лапки, замените эти детали.
|
84. Проверьте состояние резьбы корпуса упора включения передачи заднего хода и легкость перемещения его шарика (показан стрелкой). При повреждении резьбы или заедании шарика замените упор.
|
85. Осмотрите поводок механизма переключения передач. Если на штоке поводка есть заусенцы или задиры, повреждена резьба или шлицы штока, а лапки каретки поводка деформированы или изношены, разберите поводок для замены поврежденных деталей (см. «Ремонт механизма переключения передач»).
|
86. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе рабочих кромок сальники необходимо заменить. Для замены сальника полуоси, установленного в картере коробки передач, извлеките сальник отверткой...
|
87. ...смажьте новый сальник трансмиссионным маслом и запрессуйте его рабочей кромкой внутрь картера, используя оправку подходящего размера.
|
88. Аналогично замените второй сальник полуоси...
|
91. Проверьте состояние подшипников. При обнаружении раковин на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники необходимо заменить.
|
92. Для замены заднего подшипника первичного вала выпрессуйте его из картера коробки передач...
|
93. ...и запрессуйте новый подшипник, прикладывая усилие к его наружному кольцу.
|
94. Аналогично замените передний подшипник первичного вала.
|
95. Если заменяли подшипники дифференциала, обязательно замените их наружные кольца, установленные в гнезда картеров коробки передач и сцепления, впрессовав их универсальным съемником и аккуратно запрессовав новые кольца через оправку из мягкого металла.
|
96. Проверьте плавность вращения заднего подшипника вторичного вала и плотность его посадки в гнездо задней крышки. При заедании подшипника или перекатывании шариков, а также при посадке в гнезде с зазором замените подшипник. Если и новый подшипник имеет посадку с зазором, замените заднюю крышку.
|
97. После выпрессовки подшипников (или их наружных колец) из картеров коробки передач и сцепления проверьте посадочные места под подшипники. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.
98. Осмотрите средний и передний подшипники вторичного вала. При заедании подшипников или перекатывании роликов замените подшипники (см. «Ремонт вторичного вала»).
Предупреждение
Если заменили передний и средний подшипники вторичного вала, обязательно замените их наружные кольца, установленные в гнезда картера сцепления и держателя наружного кольца среднего подшипника, аналогично тому, как это делали для подшипников дифференциала (см. п. 95).
|
99. Игольчатые подшипники шестерен браслетного типа замените новыми независимо от их состояния.
Соберите коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.
1. Перед установкой смазывайте все детали свежим трансмиссионным маслом.
2. Перед установкой задней крышки установите задний подшипник вторичного вала в гнездо крышки...
|
3. ...наложите на него пластину...
|
4. ...и закрепите пластину на крышке болтами.
|
5. При установке задней крышки на картер коробки передач, если уплотнительная прокладка повреждена или отсутствует, нанесите по всему периметру фланца картера коробки валик силиконового герметика.
|
6. При установке блокирующего кольца синхронизатора на конус соответствующей шестерни зазор между торцами кольца и зубчатого венца шестерни должен быть не менее 1 мм. В противном случае блокирующее кольцо необходимо заменить.