14.3. Ремонт незначительных повреждений кузовных панелей
Восстановление легко оцарапанного лакокрасочного покрытия
|
1. Если царапина поверхностная и не затрагивает
металл кузовной панели, восстановление лакокрасочного покрытия
производится чрезвычайно просто. Для удаления частиц отслоившейся
краски и воскового покрытия слегка натрите дефектный участок тонкой
шлифовальной пастой. Ополосните обработанную поверхность чистой
водой.
2. При помощи маленькой кисточки заполните царапину краской того же типа и цвета,
что использована для окрашивания данной панели. Продолжайте наносить краску слой
за слоем до тех пор, пока дно царапины не поднимется до уровня поверхности окружающего
лакокрасочного покрытия кузовной панели. Дайте краске полимеризоваться в течение,
по крайней мере, двух недель, затем тщательно зашлифуйте переходную зону с применением
тонкой шлифовальной пасты. В заключение обработайте восстановленную панель воском.
3. Если царапина проникла сквозь краску и достигла металла панели, вызвав развитие
коррозии, восстановительный ремонт должен производиться по иной технологии. Перочинным
ножом выскоблите со дна царапины порошкообразную ржавчину, затем обработайте
поврежденный участок ингибитором коррозии во избежание развития ее в будущем.
При помощи изготовленного из твердой резины или нейлона аппликатора заполните
поврежденную область шпатлевкой глянцовочного типа. При необходимости, что особо
полезно при устранении узких глубоких борозд, шпатлевка может быть разбавлена
специальным растворителем. Прежде чем нанесенный состав затвердеет внутри царапины,
оберните кончик пальца мягкой хлопчатобумажной тканью, смочите ее в растворителе,
и быстро проведите вдоль царапины. В результате поверхность реставрируемого участка
должна стать слегка вогнутой. Теперь, после застывания шпатлевки, восстанавливаемая
поверхность может быть окрашена с применением описанной в первой части настоящего
подраздела технологии.
|
|
Ремонт
вмятин
При ремонте вмятин первоочередной задачей становится вытягивание деформированной
поверхности кузовной панели с целью восстановления ее первоначальной формы.
Заметим, что нет смысла добиваться стопроцентного соответствия формы оригиналу,
тем более, что это и недостижимо ввиду необратимых нарушений внутренней структуры
металла в момент удара. Вполне достаточно будет вывести деформированную поверхность
до уровня приблизительно на 3 мм ниже поверхности окружающей неповрежденной
части панели.
|
В случае если вмятина неглубока, вытягивание
ее вообще теряет всякий смысл.
|
|
1. Если к деформированному участку можно подобраться
с обратной стороны панели, следует попытаться отрихтовать вмятину
изнутри, выстукивая металл молотком с мягким бойком. При этом к
лицевой стороне поврежденного участка панели следует плотно прижимать
деревянный молоток с целью погашения импульсов ударов и во избежание
чрезмерного выгибания восстанавливаемого металла.
2. Если вмятина располагается на двухслойном участке, или доступ к ней с обратной
стороны панели невозможен по какой-либо иной причине, следует поменять методику.
Насверлите в наиболее глубоко деформированных областях вмятины несколько маленьких
отверстий, затем вверните в них длинные саморезы, оставляя головки последних
торчащими над поверхностью металла. Теперь приступайте к вытягиванию металла,
захватывая головки винтов самоконтрящимися щипцами.
3. На следующей стадии обработки следует полностью очистить от краски поврежденный
участок и окружающую его на ширину приблизительно 3 см поверхность панели. Данную
работу лучше всего производить при помощи проволочной или шлифовальной насадки
к электродрели. Не менее эффективно зачистка краски может быть выполнена и вручную
с применением наждачной бумаги. Заключительным этапом подготовки поверхности
к шпатлеванию является загрубление обнаженного металла вмятины путем процарапывания
его отверткой или обломком напильника, либо высверливания маленьких отверстий.
Шероховатость поверхности повышает эффективность адгезии к ней шпатлевочной пасты.
Далее можно приступать к шпатлеванию и окраске обработанного участка (см. ниже).
|
|
Ремонт проржавевших отверстий и пробоин
|
1. При помощи шлифовальной или проволочной насадки
к электродрели удалите из поврежденной области и на участке шириной
около 3 см вокруг нее всю краску. Не менее эффективно работа может
быть выполнена и вручную наждачной бумагой.
2. Очистив поверхность от краски, можно оценить степень повреждения металла коррозией
и определиться в вопросе о целесообразности выполнения ремонта панели (возможно,
разумнее будет заменить ее целиком, если это в принципе возможно). Новые кузовные
панели зачастую могут быть приобретены далеко не за такие большие деньги, как
это обычно представляется, - достаточно потратить пару дней, объезжая городские
разборки и автомобильные свалки.
3. Снимите с поврежденной панели все элементы отделки кузова, за исключением
тех, которые могут служить ориентиром при реставрации исходной формы поврежденного
участка (например, облицовка блок-фар и т.п.). Ножницами по металлу или при помощи
ножовочного полотна удалите все свободно болтающиеся, слабо закрепленные и безнадежно
поврежденные коррозией элементы панели. Загните края отверстия молотком внутрь
с целью образования углубления для размещения в нем шпатлевочного материала.
4. Проволочной щеткой удалите с поврежденного участка порошкообразную ржавчину.
Если имеется доступ к обратной стороне панели, обработайте ее вокруг поврежденной
области ингибитором коррозии.
5. Прежде чем приступать к шпатлеванию, следует заглушить пробоину. Обычно это
производится путем приклеивания или привинчивания к обратной стороне панели в
поврежденной ее области куска жести, либо мелкоячеистой проволочной сетки. Надежно
заблокировав отверстие, можно приступать к шпатлеванию панели и последующему
ее окрашиванию (см. ниже).
|
|
Шпатлевание и окрашивание
В настоящее время химическая промышленность предлагает вниманию покупателей
широчайший спектр различных кузовных шпатлевок. Однако, для данного типа
работ лучше всего подходит предлагаемая в комплекте с наборами для ремонта
кузовных панелей двухкомпонентная шпатлевочная паста с прилагаемым к ней
отвердителем в тюбике. Для достижения гладкости и правильности формы зашпатлеванной
поверхности паста должна наноситься гибким резиновым или нейлоновым аппликатором.
|
1. Строго следуя инструкциям изготовителей (нарушение
их может привести к неполному застыванию шпатлевочной массы), замешайте
немного шпатлевки на чистой деревянной дощечке, либо листе картона.
Старайтесь бережно расходовать отвердитель.
2. Аппликатором нанесите приготовленную смесь на обработанную (см. выше) поверхность
поврежденного участка кузовной панели. Для получения правильного контура выводимой
поверхности каждый мазок аппликатором должен проходить через всю длину восстанавливаемого
участка. Как только форма восстанавливаемого участка панели приблизится к первоначальной,
немедленно прекращайте нанесение шпатлевки, так как она, застывая, начнет подлипать
к аппликатору, образуя комки и оставляя задиры на обрабатываемой поверхности.
Продолжайте наносить шпатлевку слой за слоем с интервалами около 20 минут до
тех пор, пока уровень поверхности восстанавливаемого участка слегка не возвысится
над окружающим металлом неповрежденной части панели.
3. По застывании пасты, избыток шпатлевки может быть удален при помощи напильника.
Далее начинается этап зашкуривания и шлифовки. Лучше всего данная работа выполняется
при помощи водостойкой наждачной бумаги с равномерной зернистостью и прочной
адгезией абразива (желательно импортного производства). Начинать шлифовку следует
крупнозернистой бумагой № 180, по прогрессирующей снижая зернистость до № 600.
Для того, чтобы добиться адекватной плоскостности шлифуемой поверхности бумагу
следует оборачивать вокруг бруска из плотной резины, дерева или пенопласта (для
удобства бумага может быть наклеена на брусок). В процессе обработки поверхности
бумага должна регулярно и часто смачиваться водой. Такая технология позволяет
добиться абсолютной гладкости восстанавливаемой поверхности на заключительном
этапе шлифовки.
4. По завершении данного этапа, обработанный участок должен оказаться окруженным
кольцом чистого обнаженного металла, заканчивающимся постепенно сходящим на нет
краем неповрежденного лакокрасочного покрытия. Ополосните обработанную поверхность
чистой водой, смыв с нее весь образовавшийся в ходе шлифовки абразив. Затем тщательно
просушите панель.
5. Из аэрозольного баллончика обрызгайте обработанную поверхность тонким слоем
светлой грунтовки. Это поможет выявить все допущенные в процессе шлифовки ошибки.
Обнаруженные дефекты затем устраняются путем заполнения впадин и выщерблин шпатлевкой.
Повторите этап зашкуривания и шлифовки. Продолжайте действовать в том же ключе
до тех пор, пока не добьетесь требуемой формы и гладкости восстанавливаемого
участка панели. В заключение опять ополосните панель чистой водой и просушите
ее.
6. Теперь восстановленная панель готова к окрашиванию. Работа с краскопультом
должна производиться при неподвижном воздухе в сухом, теплом и незапыленном помещении.
Если обстоятельства вынуждают проводить окрашивание на открытом воздухе, следует
со всей серьезностью отнестись к выбору подходящих погодных условий. При работе
в закрытом помещении, прибейте пыль, обрызгав пол водой. Если производится окраска
лишь отдельного участка кузова, прикройте окружающие неповрежденные панели старыми
газетами, закрепив их специальной клейкой бумажной лентой (не скотчем). Такие
элементы отделки, как хромированные декоративные полосы, дверные ручки, облицовка
блок-фар и т.п., на этапе окрашивания лучше снять с кузовной панели.
7. При использовании поставляемых в виде аэрозолей красок тщательно встряхните
баллончик, затем обрызгайте краской пробную поверхность, отрабатывая технологию
окрашивания. Покройте подготовленную к окрашиванию поверхность мощным слоем грунтовки.
Толщина покрытия должна достигаться за счет многократности нанесения краски тонкими
слоями. Не жалея воды, зашлифуйте подготавливаемую поверхность мелкозернистой
наждачной бумагой № 600. Перед нанесением декоративной краски дайте грунтовке
полностью просохнуть.
8. Начинайте тонкими слоями наносить на загрунтованную поверхность декоративную
краску. Окрашивание начинайте из центра восстанавливаемого участка, совершая
рукой с аэрозольным баллончиком/краскопультом циркулярные движения, по спирали
расширяя их радиус и не останавливаясь до тех пор, пока весь подготовленный участок
не окажется с нахлестом в три-пять сантиметров покрыт слоем свежей краски. Спустя
10—15 минут (лучше не позже, чтобы не повредить край начинающей подсыхать
краски) после нанесения последнего слоя, отлепите прикрывавшие окружающие панели
кузова клейкую ленту и газеты. Окончательная полимеризация краски происходит
по истечении около двух недель, после чего для сглаживания перехода свежей краски
натрите восстановленную поверхность тонкой шлифовочной пастой. В заключение обработайте
панель воском.
|
|
Восстановление пластмассовых
компонентов
Выполнение ремонта треснувших пластмассовых компонентов следует поручить
специалистам. В основу технологии положено использование бор-машинки для
протачивания вдоль трещины канавки, в которую затем укладывается пластмассовый
стержень из пластика того же типа, что и сама ремонтируемая деталь. Далее
половинки треснувшей панели спаиваются друг с другом при помощи специального
фена. Избыток пластмассы удаляется путем шлифовки.
Менее серьезные повреждения могут быть устранены собственными силами механика-любителя
путем заполнения дефекта 2-компонентным эпоксидным компаундом.
При замене поврежденного пластмассового компонента следует позаботиться о
подборе подходящей по цвету сменной панели.
Для подкрашивания изготовленных из пластмассы деталей следует использовать
специальные краски и грунтовки (спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров
и строго следуйте инструкциям изготовителей).